Руководитель коллектива народного художественного творчества осуществляет целенаправленную регуляцию художественной деятельности участников коллектива. В связи с этим функции руководителя можно определить как художественно-образовательные, художественно-воспитательные, художественно-коммуникативные и организационные.
Художественно-образовательная функция:
- передача знаний об искусстве;
- передача умений и навыков художественной деятельности;
- оказание помощи в создании художественного образа;
- развитие творческих способностей личности.
Художественно-воспитательная функция занимает одно из центральных мест в деятельности руководителя любительского коллектива и представляет собой:
- формирование художественных потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций участников путем включения в процесс освоения и создания художественных ценностей;
- воспитание художественного вкуса. Эта способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических качеств явлений искусства развивается под воздействием репертуара коллектива, получаемых знаний об искусстве, формирующихся умений постижения выразительной сущности художественных произведений.
- стимулирование самовоспитания, самообразования, саморазвития личности. Эти процессы осуществляются на материале и средствами искусства. Они предполагают формирование способностей, позволяющих участнику использовать приобретенные художественные знания в новых ситуациях, трансформировать свое отношение к искусству с учетом новых тенденций в художественной жизни общества, использовать приобретенные личностные качества в других сферах и жизненных ситуациях.
- психологическая коррекция и социальная реабилитация личности. Арт-педагогика
Успешность художественно-образовательной и художественно-воспитательной функций напрямую связана с тем художественным материалом, который изучают и исполняют участники коллектива. Этот материал должен обладать высоким художественно-эстетическим уровнем, отвечать художественным потребностям, интересам, вкусам участников, отражать особенности национально-культурной локальной среды, ее самобытные художественные традиции. При этом репертуар коллектива необходимо составлять так, чтобы в него входили произведения разного уровня сложности. Часть из них должна несколько опережать реальный уровень подготовленности участников, что способствует дальнейшему творческому росту коллектива.
Художественно-коммуникативная функция представляет собой процесс межличностного общения на материале искусства:
- повышение качества художественного общения;
- развитие на материале и средствами искусства бесконфликтного культурно-национального общения;
- социально-психологическое руководство внутригрупповым общением и взаимодействием;
- обеспечение социально-психологической саморегуляции любительского коллектива.
Организационная функция:
- создание и поддержание деятельности коллективов народного художественного творчества
- обеспечение взаимодействия коллективов народного художественного творчества с социальными институтами в сфере художественной культуры;
- содействие самоорганизационным процессам.
К специальным качествам руководителя относится совокупность художественных, художественно-педагогических, художественно-коммуникативных и организаторских качеств.
Художественные качества в общем виде можно представить как совокупность его знаний по истории, теории искусства, эстетике в одном из видов искусства. Также немаловажны знания о художественных способностях и в данном виде деятельности и владение технологией профессиональной деятельности
В условиях непрофессионального художественного творчества важное значение имеют такие элементы художественного мастерства руководителя, как умение подбирать репертуар для коллектива, адаптировать его (аранжировать) его применительно к конкретному составу исполнителей, вести репетиционную работу, самому исполнять (создавать) произведения искусства. К данной группе профессиональных качеств относятся компетентность руководителя в области художественного восприятия, анализа, рецензирования произведений искусства, художественной критики и пропаганды.
В настоящее время особое внимание обращается на профессиональную мобильность руководителя: его готовность к самообразованию; способность к освоению смежных и новых видов деятельности; владение новейшими технологиями и непрерывная адаптация к меняющимся условиям жизни.
Психолого-педагогические качества можно охарактеризовать как совокупность знаний в области педагогики, общей и возрастной психологии, педагогических способностей и «педагогической техники», которая включает: умение диагностировать уровень общего и художественного воспитания и развития участников, их художественной подготовки, творческих способностей; программировать и планировать педагогический процесс в любительском коллективе на основе анализа исходной педагогической ситуации. Руководитель должен ставить и решать педагогические задачи, включая задачи по художественному воспитанию, обучению и развитию участников, стимулированию их художественного самообразования, самовоспитания и саморазвития; оценивать эффективность педагогического процесса в коллективе.
Коммуникативные качества включают знание руководителем социальной психологии, его коммуникативные способности, умение эффективно осуществлять взаимодействие с участниками коллектива, диагностировать и регулировать психологический климат в коллективе, содействовать сплочению его участников, профилактике и преодолению конфликтных ситуаций. Он должен также уметь воздействовать на общественное мнение в коллективе, на формирование и укрепление в нем лучших традиций, эффективно использовать совместную художественную деятельность участников как одно из средств укрепления их межличностных отношений, развития взаимопонимания, уважения интереса, симпатии.
Организаторские качества руководителя охватывают его знания в области теории организации, системного анализа, организаторские способности и организаторское мастерство. Он должен уметь создавать любительский коллектив, проектировать его структуру, планировать организационные процессы, распределять функции между участниками, анализировать их организаторскую деятельность и направлять ее по более эффективному руслу, оставляя простор для самоорганизационных процессов, всемерно стимулируя развитие внутриорганизационного самоуправления.
В центре внимания педагога-руководителя должна находиться личность каждого участника коллектива. Духовно-нравственное возвышение личности – сверхзадача всего педагогического процесса в любительском коллективе и главное условие повышения художественно-эстетического уровня непрофессионального искусства.