Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции руководителя любительского художественного коллектива



Руководитель коллектива народного художественного творчества осуществляет целенаправленную регуляцию художественной деятельности участников коллектива. В связи с этим функции руководителя можно определить как художественно-образовательные, художественно-воспитательные, художественно-коммуникативные и организационные.

Художественно-образовательная функция:

- передача знаний об искусстве;

- передача умений и навыков художественной деятельности;

- оказание помощи в создании художественного образа;

- развитие творческих способностей личности.

Художественно-воспитательная функция занимает одно из центральных мест в деятельности руководителя любительского коллектива и представляет собой:

- формирование художественных потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций участников путем включения в процесс освоения и создания художественных ценностей;

- воспитание художественного вкуса. Эта способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических качеств явлений искусства развивается под воздействием репертуара коллектива, получаемых знаний об искусстве, формирующихся умений постижения выразительной сущности художественных произведений.

- стимулирование самовоспитания, самообразования, саморазвития личности. Эти процессы осуществляются на материале и средствами искусства. Они предполагают формирование способностей, позволяющих участнику использовать приобретенные художественные знания в новых ситуациях, трансформировать свое отношение к искусству с учетом новых тенденций в художественной жизни общества, использовать приобретенные личностные качества в других сферах и жизненных ситуациях.

- психологическая коррекция и социальная реабилитация личности. Арт-педагогика

Успешность художественно-образовательной и художественно-воспитательной функций напрямую связана с тем художественным материалом, который изучают и исполняют участники коллектива. Этот материал должен обладать высоким художественно-эстетическим уровнем, отвечать художественным потребностям, интересам, вкусам участников, отражать особенности национально-культурной локальной среды, ее самобытные художественные традиции. При этом репертуар коллектива необходимо составлять так, чтобы в него входили произведения разного уровня сложности. Часть из них должна несколько опережать реальный уровень подготовленности участников, что способствует дальнейшему творческому росту коллектива.

Художественно-коммуникативная функция представляет собой процесс межличностного общения на материале искусства:

- повышение качества художественного общения;

- развитие на материале и средствами искусства бесконфликтного культурно-национального общения;

- социально-психологическое руководство внутригрупповым общением и взаимодействием;

- обеспечение социально-психологической саморегуляции любительского коллектива.

Организационная функция:

- создание и поддержание деятельности коллективов народного художественного творчества

- обеспечение взаимодействия коллективов народного художественного творчества с социальными институтами в сфере художественной культуры;

- содействие самоорганизационным процессам.

К специальным качествам руководителя относится совокупность художественных, художественно-педагогических, художественно-коммуникативных и организаторских качеств.

Художественные качества в общем виде можно представить как совокупность его знаний по истории, теории искусства, эстетике в одном из видов искусства. Также немаловажны знания о художественных способностях и в данном виде деятельности и владение технологией профессиональной деятельности

В условиях непрофессионального художественного творчества важное значение имеют такие элементы художественного мастерства руководителя, как умение подбирать репертуар для коллектива, адаптировать его (аранжировать) его применительно к конкретному составу исполнителей, вести репетиционную работу, самому исполнять (создавать) произведения искусства. К данной группе профессиональных качеств относятся компетентность руководителя в области художественного восприятия, анализа, рецензирования произведений искусства, художественной критики и пропаганды.

В настоящее время особое внимание обращается на профессиональную мобильность руководителя: его готовность к самообразованию; способность к освоению смежных и новых видов деятельности; владение новейшими технологиями и непрерывная адаптация к меняющимся условиям жизни.

Психолого-педагогические качества можно охарактеризовать как совокупность знаний в области педагогики, общей и возрастной психологии, педагогических способностей и «педагогической техники», которая включает: умение диагностировать уровень общего и художественного воспитания и развития участников, их художественной подготовки, творческих способностей; программировать и планировать педагогический процесс в любительском коллективе на основе анализа исходной педагогической ситуации. Руководитель должен ставить и решать педагогические задачи, включая задачи по художественному воспитанию, обучению и развитию участников, стимулированию их художественного самообразования, самовоспитания и саморазвития; оценивать эффективность педагогического процесса в коллективе.

Коммуникативные качества включают знание руководителем социальной психологии, его коммуникативные способности, умение эффективно осуществлять взаимодействие с участниками коллектива, диагностировать и регулировать психологический климат в коллективе, содействовать сплочению его участников, профилактике и преодолению конфликтных ситуаций. Он должен также уметь воздействовать на общественное мнение в коллективе, на формирование и укрепление в нем лучших традиций, эффективно использовать совместную художественную деятельность участников как одно из средств укрепления их межличностных отношений, развития взаимопонимания, уважения интереса, симпатии.

Организаторские качества руководителя охватывают его знания в области теории организации, системного анализа, организаторские способности и организаторское мастерство. Он должен уметь создавать любительский коллектив, проектировать его структуру, планировать организационные процессы, распределять функции между участниками, анализировать их организаторскую деятельность и направлять ее по более эффективному руслу, оставляя простор для самоорганизационных процессов, всемерно стимулируя развитие внутриорганизационного самоуправления.

В центре внимания педагога-руководителя должна находиться личность каждого участника коллектива. Духовно-нравственное возвышение личности – сверхзадача всего педагогического процесса в любительском коллективе и главное условие повышения художественно-эстетического уровня непрофессионального искусства.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.