Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А. Городцов – музыкант, просветитель, педагог



Александр Дмитриевич Городцов (1857-1918)– один из ярких деятелей музыкальной культуры Урала рубежа XIX-XX веков. Музыкант, просветитель, педагог, он оставил заметный след в культурной жизни нашего края.

В декабре 1897 года Городцов вступил в должность руководителя народнопевческим делом при Пермской губернском комитете Попечительства о народной трезвости. Этот особый вид попечительства существовал в России с конца XIX века и субсидировался казной. Цель его деятельности – «борьба с пьянством, устройство народных чтений, развлечений, чайных и т.д.» (1). В Пермском комитете Попечительства, по совету тогдашнего губернатора П.Г. Погодина, решили организовать хоровые коллективы в городах, крупных заводах, в селах и деревнях. Руководителем народнопевческого дела в феврале 1896 года был приглашен солист Пермской оперы Александр Дмитриевич Городцов.

Выбор не был случайным. Александр Дмитриевич с детских лет увлекался пением. Родившись в семье священника, сначала пел на клиросе, затем окончил Рязанскую духовную семинарию. Поступив в Московский университет, не оставил занятия пением. В конце 90-х годов Городцов оказался перед выбором – остаться присяжным поверенным или стать оперным певцом. В 1888 году решение было принято, и Александр Дмитриевич поступил в труппу А.А. Орлова-Соколовского. С тех пор пел в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Киева, Казани, Нижнего Новгорода, Перми, имея в репертуаре 16 оперных партий.

Перейдя на службу в Попечительство, начал свою деятельность с инспекции существующих хоров и вскоре им было «доложено о неудовлетворительности постановки в губернии церковного пения и отсутствия даже зачатков светского пения» (2). Для исправления положения Городцов организовал в Перми, а затем в Екатеринбурге бесплатные классы хорового пения. Они просуществовали два десятилетия, и за это время в них прошли обучение более полутора тысяч человек.

Развернутая А. Д. Городцовым масштабная организационная, педагогическая, методическая и концертная работа оказала разностороннее влияние на развитие хорового исполнительства на Урале и имела широкий резонанс не только в крае, но и во всей стране. Благодаря его деятельности в крае началась профессиональная подготовка регентов и учителей пения, а «вся громадная Пермская губерния …покрыта сетью народных хоров» (3).

Для руководителей хоров были организованы краткосрочные летние курсы певческой грамоты, которые проводились ежегодно с 1896 по 1918 год. За 22 года на курсах получили основы музыкально-педагогической и хормейстерской подготовки около трех тысяч человек из всех уездов губернии.

Программа занятий курсов из года в год совершенствовалась, в процессе работы накапливался опыт, отрабатывалась методика обучения. Она во многом была близка программам Регентского класса Петербургской Придворной певческой капеллы и Московского Синодального училища, в разработке которых принимали участие Н.А. Римский-Корсаков и С.В. Смоленский. Эти программы объединяла общность большей части предлагаемых для изучения предметов, а также единая репертуарная политика, основанная на сочетании духовной и светской музыки, в том числе народных песен. Программа занятий включала гармонию, упражнения для развития голоса, методику обучения нотной грамоте и пению на слух и по нотам, ознакомление с певческой литературой, игру на скрипке и фисгармонии, знания по анатомии и физиологии органов речи, гигиену голоса, выразительное чтение, «ознакомление с устройством разумных развлечений для народа»(4).

Значительная часть преподавательской нагрузки ложилась на плечи А.Д. Городцова, который вел основные предметы дирижерско-хорового цикла. Также в работе пермских курсов принимали участие хоровой дирижер Н.С. Чумаков, скрипач Г.И. Ширман, пианистка А.П. Сперанская. Известный общественный деятель, врач и музыкант-любитель А.Н. Серебренников преподавал анатомию и физиологию органов речи и гигиену пения, а сын Александра Дмитриевича - Андрей - основы режиссерского дела.

Одновременно с курсами А.Д. Городцов основал в Перми нотную и музыкально-педагогическую библиотеку, которая к 1915 году насчитывала более ста тысяч изданий и была одной из крупнейших в дореволюционной России. Библиотека не только обеспечивала необходимой литературой курсистов, но и распространяла ноты и книги среди регентов и учителей.

Детальное рассмотрение педагогической практики А.Д. Городцова с позиций системности показало, что она обладала своим оригинальным набором структурных элементов. Эти элементы находились в состоянии согласованного взаимодействия, образуя систему, которая в какой-то мере предвосхитила такие современные направления общей педагогики как развивающее обучение, комплексное обучение, проблемное обучение.

Развивающее обучение подразумевает обучение на высоком уровне трудности; ведущую роль теоретических знаний; систематическую работу по развитию всех учащихся; высокий темп изучения материала; осознание важности процесса обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин).

Применительно к профессиональному музыкальному образованию принципы развивающего обучения формулируются следующим образом: увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе репертуара; ускорение темпов его прохождения; увеличение меры теоретической емкости занятий; отход от пассивных репродуктивных способов деятельности в сторону развития творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Анализ деятельности А.Д. Городцова показал, что он уделял большое внимание развитию творческой инициативы, осознанности и осмысленности исполнения музыкальных произведений курсистами. Педагог увеличивал объем и уровень сложности репертуара за счет изучения светских произведений. В процессе работы активно использовал музыкально-теоретический анализа исполняемых произведений. Таким образом, А. Городцов на эмпирическом уровне вплотную подошел к решению задач развивающего обучения учащихся в регентском классе.

Комплексная система обучения исследует способ построения содержания образования и организацию процесса обучения на основе единого связующего звена (Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский). К принципам комплексной системы обучения относятся: интегративность как тесная связь различных видов познавательной деятельности; объединение знаний родственных наук; учет индивидуальности обучаемых путем корректировки комплекса педагогических воздействий. Требования комплексной системы в деятельности А.Д. Городцова прослеживаются прежде всего в задачах, которые решал этот педагог-музыкант (совершенствование вокально-хоровых навыков; знание элементарной теории музыки и основ гармонии; умение играть на скрипке и фисгармонии; знакомство с анатомией и физиологией органов речи; методика обучения нотной грамоте и пению на слух и по нотам; ознакомление с певческой литературой и с деятельностью лиц, «влияющих на развитие музыки в России»). Предметы на курсах изучались в тесной связи друг с другом. Так, хоровое произведение изучалось на занятиях теорией музыки, его использовали при обучении игре на музыкальном инструменте, на нем же вырабатывались практические навыки руководства хоровым коллективом, оно разбиралось с точки зрения методики преподавания пения. Вместе с тем произведения выбирались с учетом индивидуальных особенностей курсистов, исходя из их профессиональной направленности, уровня подготовки и музыкальных способностей.

Проблемное обучение, опираясь на закономерности психологии мышления и логику научного исследования, предусматривает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением готовых выводов науки (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.Оконь). Наиболее отчетливо это проявилось, на наш взгляд, в методах обучения управлению хоровым коллективом. На начальном этапе обучения использовались объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы. Будучи противником механического заучивания, Городцов на занятиях обсуждал вопросы по изучаемой теме или исполняемому произведению, анализировал совместно с курсистами примеры и ситуации из реальной жизни, также организовал дирижерско-хоровую практику на учебном хоровом коллективе. В дальнейшей работе применялись проблемные методы обучения – частично-поисковый, эвристическая беседа. Развивая творческую индивидуальность и инициативу обучающихся, Городцов использовал следующие приемы: нахождение образно-поэтических аналогий между произведениями различных видов искусства; сопоставление различных исполнительских планов одного хорового произведения; подбор на распевание вокально-хоровых упражнений, отражающих трудности разучиваемого произведения. Все это ставило курсистов в ситуацию проблемного выбора, поиска решения поставленной профессиональной задачи.

Деятельность Городцова поражает не столько размахом, сколько высоким качественным результатом, обусловленным не в последнюю очередь хорошей организационной основой дела, системным подходом к решению проблемы подготовки регентов и певчих, единством решения теоретических и практических задач.

Литература

1. Малый энциклопедический словарь: В 4 т. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М., 1994. Т. 3.

2. ГАПО, ф. 67, оп. 1, д. 32, л. 16 об.–17. Уведомление пермского губернатора самарскому губернатору о деятельности Пермского попечительства о народной трезвости.

3. Городцов, А.Д. Отчет руководителя народных хоров Пермского попечительства о народной трезвости за 1913 год. - Пермь: Типо-литогр. губ. Правления, 1915. – 45 с.

4. Иванова, Т.В. А. Городцов – музыкант, просветитель, педагог // Музыка и время. – 2006. – № 12. – С. 40 - 42.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.