Развитие любительских форм художественного творчества в Прикамье началось с проникновения в начале XIX века светского музицирования в семейный быт разных слоев городского и заводского населения. Пение романсов, совместная игра на музыкальных инструментах, а иногда и постановка музыкальных спектаклей с участием родственников и друзей входят, как элемент досуга, в быт семей заводовладельцев, высокопоставленных чиновников, дворян, инженеров, а затем и представителей средних городских слоев. Так, русский чиновник и писатель-мемуарист Ф.Ф. Вигель, находившийся летом 1805 года проездом в Перми, в своих воспоминаниях писал о вечере в доме пермского губернатора К.Ф. Модераха, где звучала музыка в исполнении одной из дочерей хозяина дома и «двух-трех аматеров» (3). В 1850-1860-е годы в Чермозе в доме писательницы А.А. Кирпищиковой собирались музыканты-любители, которые вместе с ее братом составляли ансамбль из нескольких скрипок, виолончели и контрабаса (2). Около ста лет центром музыкальной жизни Перми являлся дом семьи Дягилевых, где собирались музыканты-любители и профессионалы. Атмосфера любительского музицирования оставила неизгладимый след в жизни С.П. Дягилева и П.И. Чайковского, детство которых прошло на Урале.
О росте числа любителей музицирования свидетельствует появление мастерских, занимавшихся ремонтом и настройкой музыкальных инструментов. С 1880-х годов в Перми началось производство роялей, пианино и фисгармоний. В это же время в Перми работали известные скрипичные мастера - Ф.Ф. Липский и М.П. Норин.
Любительская художественная деятельность местной интеллигенции вплоть до начала ХХ века играла решающую роль в развитии всех основных сфер музыкальной культуры региона. Благодаря любителям в 1860-е годы в Пермском крае появились первые ростки общественной концертной жизни.
Развитие музыкального любительства в Перми связано с образовательной и просветительской деятельностью в крае общеобразовательных учебных заведений. В XIX веке именно они были важнейшими культурными центрами провинциального города, вокруг которых объединялись любительские и профессиональные художественные силы.
Основой музыкального обучения в учебных заведениях города Перми долгое время было хоровое пение, преимущественно церковное. В течение XIX века программа музыкального обучения постепенно расширялась, включая занятия теорией музыки и обучение игре на музыкальных инструментах. В крупнейших учебных заведениях города - духовной семинарии, мужской классической гимназии, женской Мариинской гимназии - существовали хоровые коллективы, репертуар которых составляли как церковные, так и светские произведения.
Для учебных заведений традиционными были связи с «большой» музыкальной культурой – местными и гастролировавшими музыкантами, музыкальными объединениями интеллигенции, театрами. Эти связи способствовали тому, что в учебных заведениях складывалась богатая инфраструктура образовательного процесса – художественная аура, в которой воспитывались ученики. Этому содействовали и литературно-музыкальные вечера, ставшие в последнее десятилетие XIX века регулярным явлением школьной жизни.
Для участия в городских мероприятиях свои усилия нередко объединяли несколько учебных заведений. Пермская мужская гимназия плодотворно сотрудничала с Мариинской женской гимназией, выставляя на концертные площадки смешанный хоровой коллектив, который исполнял хоры из опер Ф. Мендельсона, А.С. Даргомыжского, Р. Шумана.
Расширение круга ценителей музыки и любителей музицирования привело к созданию в середине XIX века различного рода кружков. Старейшим, наиболее крупным и плодотворно работавшим был Пермский музыкальный кружок, организованный в 1874 году. Его участники ставили своей целью знакомить публику с лучшими музыкальными произведениями русской и зарубежной музыки. Организаторами и старшинами кружка были И.П. Дягилев, дядя будущего импресарио С.П. Дягилева, и К.Ф. Сперанский. Константин Флегонтович Сперанский окончил Пермскую духовную семинарию, в 1900-е годы преподавал пение в реальном училище, руководил хором музыкального кружка. В любительских концертах принимал участие Михаил Петрович Норин – мастер по изготовлению смычковых инструментов. Иван Павлович Дягилев участвовал в любительских концертах как пианист-аккомпаниатор, виолончелист и дирижер оркестра музыкального кружка.
История пермского профессионального театра начинается в сезон 1842-1843 года, когда Пермь посетила театральная труппа антрепренера П.А. Соколова. Когда было принято решение о постройке нового каменного здания для театра, в Перми объявили сбор пожертвований. В короткий срок жители города собрали больше 100 тыс. рублей. Активное участие в этой акции приняли члены музыкального кружка. Следующей яркой вехой в истории развития оперного искусства в Прикамье стал сезон 1878-1879 годов, в течение которого на сцене театра шли только оперы в исполнении труппы, возглавляемой известным деятелем отечественного театра, актером, режиссером и антрепренером П.М. Медведевым. Лучшим периодом в истории театра тех лет по праву считают годы деятельности городской театральной дирекции (1895-1900).
Благодаря поддержке местной интеллигенции наиболее талантливые музыканты края продолжали свое образование в центральных городах России. Большое участие в творческой судьбе будущего известного оперного режиссера и певца А.Я. Альтшуллера приняли пермские меломаны. Александр Яковлевич детские и юношеские годы провел в Перми, где брал уроки пения у Э.С. Кабеллы (итальянский пианист и педагог, в 1884 – 1891 годах жил в Перми, где открыл первую в городе частную музыкальную школу) и участвовал в концертах музыкального кружка. Прославленный оперный певец и педагог В.М. Луканин также начал свой путь на сцену благодаря помощи интеллигенции Соликамска. Получив образование в Пермском духовном училище, будущий профессор Ленинградской консерватории в начале ХХ века жил в Соликамске, где выступал в любительских концертах.
В конце XIXвека в крае появилось множество любительских хоровых коллективов благодаря деятельности А.Д. Городцова. Именно он, оперный певец в прошлом, стал главой народно-певческого движения, организованного в рамках мероприятий, предусмотренных Попечительством о народной трезвости по отвлечению народа от пьянства.
В начале ХХ века значительное место в городской концертной жизни заняли выступления симфонических оркестров, объединявших в своих составах профессионалов и любителей. Большой вклад в развитие концертно-симфонической культуры внесли Н.Н. Алмазов и Г.И. Ширман, возглавлявшие клубные оркестры в Перми. Распространенным явлением были также концерты в городских садах, где оркестры исполняли развлекательные музыкальные программы.
Нашла своих последователей в регионе и деятельность В.В. Андреева по возрождению и популяризации русских народных инструментов. В клубах и учебных заведениях края создавались «хоры» балалаечников и домристов. В составах таких оркестров обычно объединялись любители – мелкие служащие, учителя, выходцы из крестьянской или рабочей среды. Известность получил оркестр балалаечников в Соликамске. Среди исполняемых им произведений были обработки народных песен, а также переложения сочинений композиторов-классиков.
Итогом музыкально-просветительных устремлений деятелей культуры и местных меценатов явилось открытие в Перми в 1908 году отделений Филармонического общества и Императорского Русского Музыкального Общества и организация при этих обществах Музыкальных классов, где преподавались вокал, игра на фортепиано и скрипке, а также существовали хор и оркестр.
Таким образом, процесс формирования светской культуры протекал в течение XIXвека и завершился к началу XXвека. Характерно также, что средоточием новых культурных традиций были не только крупные города края, но и заводские поселки – центры горных округов и частных владений. На протяжении многих десятилетий главной движущей силой художественно-культурного процесса в регионе являлась местная интеллигенция, деятельность которой вылилась в музыкально-просветительское движение, активно влиявшее на распространение светских западноевропейских художественных традиций, в том числе и образовательных.
Литература
1. Беляев С.Е. Из музыкального прошлого Урала: XVIII– началоХХ века. Екатеринбург, 1999
2. Богословский П.С. Сотрудница «Современника» и «Отечественных записок» пермская писательница А.А. Кирпищикова (по случаю шестидесятилетия ее литературной деятельности) // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1926. – Вып. 2. – С. 78.
3. Майбурова, Е.П. Музыкальная жизнь дореволюционной Перми // Из музыкального прошлого : сб. очерков. - М. : Музгиз, 1960. - С.72 - 125.
4. Пермский край: Старая Пермь (1723-1917): Краеведческий сб. / Сост. Т.И. Быстрых. Пермь: Пермская книга, 1992. – с. 69