Раздел 1. Теоретико-методические основы педагогики народного художественного творчества
1.Сущность и структура педагогики народного художественного творчества
2. Особенности педагогического процесса в коллективе народного творчества
3. Классификация коллективов народного художественного творчества
4. Становление и развитие системы научно-методического руководства коллективами народного художественного творчества.
5. Руководитель коллектива народного художественного творчества
Раздел 2. Исторические основы педагогики народного художественного творчества
6. Истоки педагогики народного художественного творчества
7. Роль религиозного воспитания в развитии народного художественного творчества
8. Становление любительского художественного творчества в России (до 1917 года)
9. Художественное творчество служащих Строгановского региона
10. Любительские формы художественного творчества в Прикамье XIX – начала XX вв.
11. А. Городцов – музыкант, просветитель, педагог
12. Художник-просветитель П. Субботин-Пермяк
Сущность и структура педагогики народного художественного творчества
Педагогика народного художественного творчества является новой отраслью педагогической науки. Зародившись в рамках истории и теории культурно-просветительной работы, она выделяется в самостоятельную отрасль научного знания в конце ХХ века.
В процессе исторического развития народное художественное творчество приобретало различные формы. Эти формы обладали разными механизмами передачи и освоения художественных традиций, практических умений и навыков.
Первой «единой формой художественного сознания народа… был фольклор» (3, с. 21). В фольклоре механизмом передачи выступает этнопедагогика - теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа. Позжеодним из источников развития народного художественного творчества стало религиозное искусство. Вместе с христианством на Руси появляются иконописные и певческие школы, возникают новые механизмы передачи художественного опыта, связанные с появлением письменности. Но достижение высокого исполнительского уровня не было самоцелью в народной и православной педагогике, главным было нравственное воспитание и постоянное духовное самосовершенствование творцов.
В XVIII в. в России под влиянием западноевропейского искусства активно развивается новая форма художественного творчества – любительство. В его становлении большую роль сыграла профессиональная педагогика, привнесенная мастерами различных видов искусств. Появившаяся в Советской России самодеятельность рассматривалась как средство просвещения трудящихся масс, воспитания их в духе идей коммунизма.
С развитием НХТ формируется педагогика народного художественного творчества - теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного художественного творчества.
Народное художественное творчество – неспециализированная коллективная или индивидуальная деятельность людей в различных сферах художественной культуры общества. Это часть художественной культуры, взаимосвязанная с формами общего и специального художественного образования, пропаганды искусства и художественной критики, с системой управления и научно-методического обеспечения народного художественного творчества.
Предметомпедагогики НХТ являетсяпроцесс воспитания, обучения и развития личности в условиях досуга средствами искусства.
Основные компоненты педагогики НХТ:
-теоретические основы педагогики народного художественного творчества;
-история педагогики народного художественного творчества;
-методика педагогического руководства коллективами народного художественного творчества.
Среди задачпедагогики НХТ можно выделить следующие:
1. Изучение исторических форм художественно-педагогической деятельности в среде непрофессионального искусства, отраженных в этнопедагогике, в религиозном и светском воспитании, в педагогике художественной самодеятельности.
2. Выявление закономерностей воспитания, образования и развития личности в коллективе НХТ.
3. Разработка специфических форм, методов, принципов художественно-педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества.
4. Исследование педагогического потенциала различных видов искусства (музыкального, театрального, хореографического и др.), создание авторских методик художественного воспитания и обучения любителей в конкретных видах искусства.
5. Выявление роли художественной деятельности любителей как средства их самопознания, самовыражения, самореализации и самооценки.
Педагогика НХТ развивается во взаимодействии с целым рядом наук: историей, социологией, психологией, культурологией, искусствоведением, этнопедагогикой, теорией коммуникации и др.
1. История народного художественного творчества выявляет исторические предпосылки, основные исторические этапы становления и развития неспециализированного художественного творчества, их специфику в различных регионах страны и за рубежом.
2. Социология народного художественного творчества призвана изучать реальное состояние и тенденции развития НХТ. На основе социологических исследований выявляются художественные потребности, интересы, вкусы различных групп населения, занимающихся художественным творчеством; состояние учебно-воспитательной работы в коллективах; особенности кадрового состава руководителей любительской деятельностью населения, их отношение к своей профессии и т.д. Незнание объективных процессов, происходящих в социально-культурной сфере, пренебрежение к проявляемым разными группами населения культурно-досуговым интересам приводит к глубоким противоречиям в культурной политике.
3. Психология народного художественного творчества раскрывает психологические основы творческой деятельности любителей искусства и особенности восприятия результатов такой деятельности. Социально-психологическая теория изучает проблемы возникновения и развития различных любительских групп, их типологию, межличностное взаимодействия участников, соотношение неформального лидерства и официального руководства в коллективе, мотивацию участников неспециализированного художественного процесса.
4. Развитие культурологии и социальной практики утверждает в общественном сознании понимание культуры досуга как интегрального качества личности, отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время. Данное качество реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих творческих сил.
5. История и теория любительского искусства складывается на стыке теории народного художественного творчества с искусствоведением. Изучает творчество самодеятельных авторов и исполнителей. Анализирует основные направления, течения, творческие школы, сложившиеся в любительской среде; их взаимосвязь с различными национальными и историческими художественными традициями, с общечеловеческими художественными ценностями, с новыми направлениями в отечественной и зарубежной культуре.
6. Теория и методика организации художественных коллективов представляет собой совокупность знаний о целях, содержании, формах, уровне и тому подобных характеристиках организаторской деятельности в сфере неспециализированного художественного творчества.
Современная педагогика народного художественного творчества должна ориентироваться на все лучшее и прогрессивное, что рождается в современной педагогической теории и практике:
- гуманизация педагогического процесса; поворот от абстрактных постулатов авторитарной педагогики к новому педагогическому мышлению, основывающемуся на признании человека как высшей ценности;
- модернизация образования, предполагающая его содержательное и структурное обновление. Создание условий обучения, отвечающих актуальным и перспективным направлениям художественной культуры; формирование творческой личности, умеющей с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики, модифицировать свою деятельность в соответствии с реалиями жизни;
- реализация компетентностного подхода в образовании, формирование и развитие социально-личностных компетенций (например, готовность принимать критику, способность работать в коллективе, эрудированность и общая культура, приверженность к этическим ценностям), а также инструментальных компетенций (например, знание шедевров профессионального и народного художественного творчества, умение осуществлять анализ произведений разных видов искусства, способность извлекать и анализировать информацию из различных источников).
Литература
1. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. - М., 1992.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2001.
3. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика. – М., 1988.