Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Образы животных в колыбельной песне



 

В русских колыбельных песнях встречается множество персонажей-животных и каждый из них имеет свою специфику сюжетного выражения.

В корпусе текстов жанра нам удалось обнаружить следующих животных: Кота, Волка (волчка), Зайца (зая-горностая), Собаку, Барана, Овцу, Козу, Быка, Коня (Сивку, Бурку, жеребят, кобылу), Медведя, Оленя, Лисицу, Горностая, Соболя, Куницу (Соболей-куниц), Белку, Мышь и некоторых других. Некоторые животные образы необходимо выделить как самые популярные. Во-первых, следует выделить кота – в колыбельных мы встречаем как разнообразные сюжеты с котом, так и разнообразные сюжетные роли данного персонажа. Во-вторых, это волчок, представленный в качестве "вредителя" в единственном, но весьма распространенном сюжете ("Не ложися на краю").

В колыбельных встречаются следующие образы птиц: Ворон, Воробей, Галка, Грач, Голубь, Гусь, Журавль, Козара, Кулик, Курица, Куропатка, Ласточка, Лебедушка, Перепелка, Петух, Попугай, Сова, Сокол, Сорока, Утка, Тетерка. Наиболее популярные – голуби, которые присутствуют в сюжетах колыбельных как успокоители и как "кормители" адресата.

Рыбы также встречаются в колыбельной песне (рыба, рыба-семга, пескарик, условно добавим рака) и имеют редкие сюжетные варианты.

Образный ряд насекомых (Комар, Мошки, Муха, Таракан) не обладает вариантами сюжетной роли, кроме образа мухи.

Классифицировать животные образы в колыбельной песне можно следующим образом:

 

1. Животные-успокоители, призываемые для прямого усыпления адресата. Одни осуществляют успокоение через "качание" ("Приди, котик, ночевать, // Нашу доченьку качать"), другие через звук ("Стали гули ворковать // Стал Серёжа засыпать"; "Прилетели к нам грачи // Сели на ворота // А ворота скрип-скрип // Наша Таня спит-спит) и, также, посредством кормления адресата ("Стали гули ворковать: // Чем нам Машеньку питать?..// Стали кашу варить, // Стали Машеньку кормить.")

 

2. Животные-вредители представлены разнообразно: одни животные (волчок) "уносят" младенца в опасное пространство, другие готовы съесть, укусить, испугать младенца также в другом пространстве, например:

 


"... Саша-перышко,

Не летай в озерышко,

Ты улетишь высоко,

Упадешь глубоко.

Уж ты на землю падешь -

Тебя мышка съест,

Уж ты на воду падешь -

Тебя рыбка заклюет..."


 

(Мартынова 1997, № 12)

 

Третьи изгоняются из "своего" пространства, поскольку, по формулам текста, принимают статус Буки, например:

 

"О бай-бай-бай, Ты, собачка, не лай, А ступай под сарай, Да там косточки грызи, Нашу Нюшу не буди."   (Мартынова 1997, № 163)   "Бай да бай, Сон ходе по лавоцкам, Дрема по луцкам. Поди, муха, под сарай, Нашу Маню не пугай. Бай-бай-бай." (Мартынова 1997, № 37)

Четвертых можно определить как "акустических вредителей". Они мешают младенцу спать ("... Ты, собачка, не лай, // Белолапа, не скули, // Петушок не кричи // У мня Веру не буди...").

 

3. Животные – посредники между своим и чужим пространством, откуда они доставляют необходимые сон и атрибуты охраны. Кот и олень приносят сон ("Серые коты // Из заморья шли, // Много сна принесли..."). Кот также приносит "поясок" из леса ("Пошел котик во лесок // Принес котик поясок").

 

4. Закланиваемые животные, из шкуры которых готовят одежду адресату колыбельной. Обычно в роли убиваемых животных выступает заяц, олень, овца, горностай, куница, кот ("... Под сараем горностай, // Горностайка убьем, // Ване шубоньку сошьем.")

 

5. Спящие животные и, в системе мотива "все спят и ты спи", усыпляющие младенца. Наиболее подробный текст с данным мотивом зафиксирован в вологодском собрании Н. Попова, из которого мы приводим только отрывок:

 


"О люлю, мое дитятко!

Люлю-люлю.

Спи-тко, усни, дитя материно.

Спи-ко ты, дитятко, с Богом, со
Христом.

Все ластоцьки спят, и касатоцьки спят.

Куницы спят, и лисицы спят.

Соколы спят, и соболи спят.

Нашому (имя) спать жо велят.

Для цево, зацем (имя) не спать?

 

Ластоцьки спят все по гнездышкам,

Касатоцьки спят все по кустоцькям,

Лисици спят все по подкустицькям,

Куници спят все по нороцькям,

Соколы спят все по гнездышкам,

Соболи спят где им здумалось,

Маленькие детки в колыбелоцькях
спят.

Спи-тко, (имя) и милашенькя..."


(Попов 1903, 203-204)

К данной группе можно отнести и животных, спящих вместе с младенцем и усыпляющих его:

 

"Соболи, куницы

В головках стоят,

Соболи убают,

Куны доусыпят"

(Капица 1928, 37)

 

6. Животные-символы, такие как сокол и голубь. В колыбельных сокол, например, роняет сапог ("Летели соколы, // Уронили сапоги // – А ты девка подыми.."). Возможно, колыбельные с такими образами следует отнести в восьмую группу – как жанровые заимствования. Вместе с тем, сокол и голубь – образы сравнения в колыбельных. Например: "Спи-ко, голубочек, // Милый соколочек."; "Соплянушка, // Голубанушка, // Соколанушка, // Расти Иванушка..."; "Саша-сокол улетел высоко".

 

7. Животные, связанные с будущим занятием адресата. Их добывает ("Ты на уточку стрелец, // Да на тетерочку ловец"; "Будешь рыбку ловить, // Будешь татку кормить") или пасет ("Будешь коников пасти", "Жеребят водить") в будущем адресат колыбельной. Животные двора, которых использует семья адресата, например:

 


"Баю-баю, зыбаю,

Дед пошёл за рыбою

Матушка коров доить,

 

А бабушка уху варить.

Бабушка уху варить,

Малых деточёк кормить."


(Лапин 1987, № 84)

 

В других вариантах сюжета могут "поить телят", "кормить свиней", "палить раков" и производить другие действия с домашними животными.

 

8. Животные образы из других жанров. Как колыбельная, нередко исполняются другие жанры, в основном, детского фольклора – прибаутки, кумулятивные сказки. Иногда встречается даже свадебная лирика с образами сокола, серой утки, перепелки. Но обычно это прибауточные или игровые образы, например: "Ой дуду, дуду, дуду, // Сидит ворон на дубу", "Уж как зай-горностай // По базарику скакал, // Все он ножки примял, // Некуда заиньке выпругнути...".

9. Периодически в традиции мы встречаем два исключительных образа орла и соловья, когда исполняют фольклоризированные варианты колыбельных А. Майкова и Л. Мея.

Персонажей-животных множество, в одном собрании А.Н. Мартыновой они встречаются более 300 раз (544 текста). Как и в отношении других персонажей, здесь мы вновь фиксируем четкое разделение на "своих" и "чужих" с преимущественным разделением на успокоителей и вредителей. Звуковая характеристика образов подчеркивает данную оппозицию.

Состав животных образов корпуса русских колыбельных, их сюжетная роль показывает нам, что они находятся в системе традиционной взаимовыводимости. Всякий такой образ колыбельной песни, частота его проявления, сюжетные функции четко коррелируют с его символикой в традиции, в локальной специфике. Выбор и действия животных обусловлены функциональным фильтром жанра. "Усыпительная" функция определяет основную роль, осуществляет выбор по качеству (например, "мягкость" или особый характер животного голоса, осуществляющий "усыпление"). Охранительная осуществляет выбор не допуская одних (гады, пресмыкающиеся) или определяя особую роль другим (галки, грачи, рыбы), "нечистым" животным. Прогностическая определяет систему сюжетных действий персонажей. Частота употребления таких образов в жанре объясняется и спецификой "зооантропоморфности", особо свойственной детскому мифологическому мышлению.

В анализе мы лишь отчасти будем придерживаться "зоологической" классификации. Анализ будет вестись в порядке популярности образов в жанре. К наиболее популярным образам колыбельной относятся: кот, волк, собака, заяц, баран и овца, куньи (соболь, куница, горностай, сюда же мы включили белку). Затем будут анализироваться более редкие образы: лисица, медведь, олень, коза, мышь. В заключение будет представлен обзор исключительных для жанра образов домашних животных: коня, коровы, быка, свиньи.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.