Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Категория семьи, рода в колыбельной песне



 

Первое, что следует выделить в содержании категории "семьи-рода" это то, что в колыбельной песне мир человеческих персонажей четко разделяется на два порядка. Семья, род – это "свои", остальные – "чужие".[138] Семья (дед, бабка, мать, отец, сестра, брат, нянька) в жанре убаюкивают, защищают, одаривают, кормят – вплоть до захоронения героя-адресата по полному чину. Никаких негативных действий в отношении героя-адресата они не проявляют. Даже будущая семья (в единичных примерах) рассматривается в категории необходимых "своих": "Надо-то мужу покориться // Надо свекровку да уважать". Человеческие представители "не семьи" (старый старичок, старая старушка, злая старушка, воры-мужики, табашники-тарабашники, дядьки, торгачи, лихая мачеха, лакеи, татарин, "злы татарове", паны, цыгане, "чужие люди", даже "добры люди") выступают исключительно как чужие-вредители, которыми:

1. Пугают детей, нарушающих "пространственный" запрет, например:

"Бай да побай,

Не ходи туда на край!

На краю собаки злые,

Там старухи пожилые,

Бай-бай!

Там собаки приоблают,

Добры люди да обшукают,

Баю-баю-баюшку!"

(Мартынова 1997, № 519)

2. Пугают нежелающих засыпать детей, например: "Платон бороду прикусит, // Мише голову откусит...".

Во всех текстах, где присутствуют представители "не семьи", они не только действуют как "чужие", но и наделяются "чужими" признаками (злые, грязные, "с бородой" и др.). Даже "добрые люди" сопоставляются с "собаками", они "обшукают" ("обшукать", то есть обмануть, сглазить и даже щекотать; щекотание до смерти – известное действие представителей демонологического мира прежде всего русалок). Во многих текстах, где появляется "чужой" человек, его действия рассматриваются как "опризоривание", сглаз, порча. Поэтому такой образ или изгоняется, или накладывается запрет на его действия:

 

"Бай-бай-бай, Иди, старик, под сарай, Под сараем ты ночуй, Мово Колю не целуй."   (Мартынова 1997, № 151) "Бай-бай-бай! К нам пришел пустолай, Пусты речи говорит, Мила Коленьку бранит, Колю спать клонит, Бай-бай-бай!"   (Мартынова 1997, № 155)

 

Возможно, что смысл "чужого" – одна из причин появления песен с мотивом "татарского полона" в функции колыбельных.[139] Некоторые исследователи даже называют их колыбельными, хотя, на наш взгляд, это не колыбельные, а исторические песни в функции колыбельных.[140] Это единственный сюжет, где адресат колыбельной призывается на бой с "врагом". В наше время традиция исполнения песни с мотивом "татарского полона" теряется, но в 1994 году мы записали колыбельную песню, где отрывок "колыбельной исторической песни" органично сочетался с другим мотивом, где присутствует другой "чужой" – колыбельный Бука:


 

"Баю-баюшки-баю, Колотушек надаю. Колотушек двадцать пять Чтобы Юле крепко спать. Баю-баюшки-баю, Да вот и матушку мою. Ты по матушке русеночек, А по батюшке да татарченочек. Баю-баюшки-баю, Сидит Бука на краю. Баю-баюшки-баю, Ходи, Бука, под сарай."   (ТФА, 104) [141]

 

Другой "вечный враг", который встречается в ситуации убаюкивания – "Литва". В Тихвинском уезде так пугают незасыпающих детей – "Литве отдам!".[142]

Таким образом, колыбельная песня в системе человеческих персонажей демонстрирует четкость оппозиции "свой-чужой". Тонкости, условности, исключения в традиционной оппозиции "свой-чужой" будут освоены ребенком позже, посредством других жанров и в другом опыте.[143]

В колыбельных песнях, по преимуществу, если в сюжете появляется один член рода, то за ним возникают другие. Это свойственно не только мотиву семьи (напр.: "Баю-баю, зыбаю, // Отец пошел за рыбою"), мотиву дарения (напр.: "Матери-китайки, // Отцу кумачу"), но и смертным колыбельным, например:

 


"Баюшки-баю!

Не ложись на краю,

Заутро мороз,

А тебя на погост!

Дедушка придет,

Гробок принесет,

Бабушка придет,

Холстинки принесет,

Матушка придет,

Голосочек проведет,

Батюшка придет,

На погост отнесет.

Баюшки-баю!

Колотушек надаю!"


 

(Мартынова 1997, № 321)

 

Категорию семьи можно рассматривать на уровне нескольких устойчивых и общераспространенных сюжетов, потенциально пропетых каждому ребенку. Это сюжеты, например, с мотивом дарения ("Матери – китайки"), с мотивом семьи ("Отец пошел за рыбою"), сюжеты с многовариантным мотивом "благополучного будущего".

В таких колыбельных песнях не только обозначены все члены семьи (дедушка, бабушка, отец, мать, братья, сестры, единично – тетки, крестные), что само по себе весьма важно, но прежде всего обозначена их традиционная роль, их традиционный статус.

 

Дедушка, бабушка

Данные реальные персонажи, чаще всего, выступают как "убаюкиватели", что закреплено в формулах. Иной раз на такую профессиональную обязанность четко указывает текст:

 


"Байки-побайки,

Матери китайки.

Отцу – кумацу,

Деду – ластовицу.

Братьям – соколам -

По серебряным часам.

Сестрам – лебедям -

По жемчужным серьгам.

А бабке – горюшке -

Байки да баюшки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.