Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Литературная колыбельная песня



 

Литературная колыбельная песня – один из наиболее продуктивных жанров в русской поэзии, восходящих к фольклорной традиции. С 1773 года, с колыбельной песни А.С. Шишкова, до настоящего времени опубликовано не менее 500 авторских колыбельных.

Чем же объясняется столь высокая степень популярности исследуемого жанра, непрерывность его литературной традиции? Во-первых, в ситуации убаюкивания-усыпления младенца, которой порождена фольклорная колыбельная и в которую она включена, заложен обширный спектр личностных переживаний и настроений. Колыбельная обладает неким универсальным потенциалом переживаний и особой эмоциональной ценностью, так как каждый и автор, и читатель имел свой "колыбельный" опыт, будь то опыт детский или родительский, или и тот и другой вместе взятые. Во-вторых, привлекательность жанра колыбельной для поэтического сознания Нового времени, возможно, заключена в его особом функциональном статусе. Колыбельная доступна каждому (напр., в отличие от заговора) и при этом действенна, обладает возможностью непосредственно влиять на реальность. Конечно, поэтический текст не в состоянии унаследовать от фольклорной колыбельной ее магический потенциал, но его притягательность для поэтов несомненна, что не раз проявлялось в традиции литературных колыбельных. В-третьих, колыбельная сочетает четкость и жесткость жанровых признаков (маркеры, функции) с очень высокой степенью свободы поэтической структуры, что позволяет поэтам достигать на принципиально малом текстовом объеме (за некоторыми исключениями) особой образно-смысловой емкости и уникального эффекта совмещения традиционного и авторского, оригинального. В-четвертых, четкая очерченность жанровых границ в сочетании с эмоциональной универсальностью и потенциалом поэтической свободы привели к созданию достаточно узкого, ограниченного, а соответственно, плотного и напряженного поля творческих поисков. Как всегда в подобных случаях, например, в жанре басни, также обладающем жесткими границами, существенное значение имеет феномен поэтической состязательности. Первые опыты в жанре были удачны и выразительны (колыбельные А.С. Шишкова, А.И. Поле­жаева, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета). Быстро возникшая традиция литературной колыбельной задала особый творческий настрой и особый темп в жанровом развитии. Удачным опытам подражали, с ними спорили и их опровергали как следуя открытой модели, так и изобретая принципиально новые. В-пятых, естественное для эстетики Нового времени постоянное стремление к новому, оригинальному в рамках жанра колыбельной сочетается с неизменной и постоянной поддержкой "материнского жанра"; фольклорная и литературная колыбельные два столетия существуют параллельно, и характер их взаимодействия друг с другом сложен и многообразен.

Как было уже упомянуто, жанр литературной колыбельной не избалован вниманием литературной критики и литературоведческой науки. Попытки анализировать авторские колыбельные предпринимались крайне редко (за исключением "Казачьей колыбельной песни" Лермонтова и реальных комментариев) и не привели к системному изучению жанра. Часто присутствовало стремление "фольклоризовать" литературный текст посредством утверждения "знания автором фольклорной традиции", с постоянной "биографической" апелляцией к его детскому опыту и неизменным подчеркиванием значения няньки или "хождений" в народ.

Таким образом, задача осмысления уникального и малоизученного поэтического феномена – литературной колыбельной песни – актуальна как для выявления и описания существенного пласта истории русской поэзии, так и с точки зрения методологической: исследование "памяти жанра" всегда было и остается одним из основных направлений исторической поэтики.

Созданные за два века русские литературные колыбельные песни во всем их разнообразии требуют особого исследовательского подхода, совмещающего целостность жанрового анализа с гибкостью аналитических методик в каждом конкретном случае. Для колыбельных, сколь бы оригинальными они не были, память "материнского" жанра значима в особой степени, поэтому жанровое самосознание в литературной колыбельной должно находиться на высоком уровне хотя бы для того, чтобы колыбельная осталась колыбельной. Но это не значит, что метод фольклорной идентификации может превалировать. Литературная колыбельная находится внутри другой культурной и эстетической традиции, чем фольклорная колыбельная, она говорит на другом "языке" и с другим адресатом. Литературная колыбельная – это прежде всего поэтический текст, мы воспринимаем его как явление поэзии, а не бытовой культурной реальности. Но в то же время сам феномен жанра заставляет нас при анализе любого литературного произведения выявить его "жанровое начало" от маркера до раскрытия "скрытых" смыслов инвариантной модели, хотя они и могут быть представлены в принципиально ином содержательном и образном обличье.

Предложим следующий план исследования: учитывая принципиальные отличия фольклорной и литературной разновидностей жанра, рассмотрим разнообразные аспекты влияния фольклорной колыбельной на литературную и, соответственно, зависимые от них формы жанровой памяти. Выявленная система взаимоотношений внутри жанра позволит рассмотреть основные направления его литературного развития. В заключение мы обратимся к характеристике явления фольклоризации. Таким образом, жанр литературной колыбельной в нашем исследовании совершит круг, который он совершил в своей истории: выйдя из недр фольклорной культуры, из ситуации убаюкивания, колыбельная обрела литературную жизнь и во многих своих образцах вернулась обратно, в фольклорную традицию и ситуацию убаюкивания.

Литературная и фольклорная колыбельная:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.