Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как научиться меньше думать?



Одним из наиболее распространенных психологических сове­тов является совет «не думай». «Не думай об этом», «выкинь из головы» и прочие подобные рекомендации, несомненно, помогли бы нам чувствовать себя иначе, если бы наш мозг мог быстро и беспрекословно подчиняться столь простым инструкциям. Но, к сожалению, подобные высказывания не содержат в себе рецепта, указывающего, как конкретно надо поступать и что конкретно де­лать, чтобы сократить непрерывный поток навязчивых мыслей. Сегодня мы можем заняться восполнением этого пробела. Помимо возможности более полноценной регуляции деятельности своего сознания, дополнительным эффектом этого упражнения является возможность научиться засыпать в любое время и в любом месте по собственному желанию. Но прежде чем перейти к технической процедуре выполнения этого упражнения, необходимо сделать некоторые разъяснения теоретического характера, чтобы более точно понимать действие механизма, осуществляющего эффективность данной методики.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые до­минируют в сознании — то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимается восприятием. Это можно сравнить с бюд­жетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно(при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше. Так же и в организме: если мы о чем-то глубоко задума­лись, то восприятие внешнего мира существенно сокращает свое «представительство» в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то глубоко задумывались. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать некоторые посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собствен­ного тела. Иногда, остановив свой взгляд в одной точке, мы пере­стаем замечать многое происходящее вокруг нас, а порой не ви­дим и самой «точки», несмотря на то, что наши глаза по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», и в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» крат­кого превосходства. Например, когда вы услышали очаровавшую вас мелодию; или вашим глазам открылся потрясающий вид при­роды, например, красивейший закат солнца; или вы погрузились в теплую ванну, почувствовав медленное расслабление своего тела. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная инфор­мация от ваших органов чувств, проще говоря — восприятие. Отсюда следует один очень важный вывод, который лежит в ос­нове нашего упражнения. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, на­сколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия. Приведу пример того, как этот психофизиологический закон срабатывает в повседневной жизни. Заодно это будет образцом того, как незнание функционирования собственной психики мо­жет обернуться значительными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперстки». «Наперсточники», эти бойкие мо­лодые люди, которых мы и по сей день можем встретить на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психо­физиологических механизмах, которыми они пользуются. Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, научно проанализируем, что же происходит в процессе подобной игры, чтобы понять, почему неглупые и рачительные люди порой добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями. Почему, несмотря на интеллект, совер­шают явно необдуманные поступки. С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом — с помощью восприятия — т.е. с помощью органов чувств. Наглядным приме­ром органа чувств может выступать орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрустали­ком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно) приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая в свою очередь формирует нервный импульс. Поток импульсов от всех клеток сетчатки устремляется по не­рвным проводниковым путям в затылочную область коры голо­вного мозга, где и подвергается «анализу». Таким образом можно выделить «рецепторы» — которые воспринимает информацию, «проводниковые пути» — посредством которых эта информация транспортируется, и «анализаторы» — в которых полученная ин­формация подвергается обработке и анализу. «Загрузка» восприятия осуществляется с помощью проце­дуры «игры в наперстки». После того как человек принял участие в игре, подчиняясь разжигаемой аферистами эмоции азарта и пред­чувствию возможного легкого выигрыша, начинает работать пси­хофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь начинает активно эксплуатироваться визуаль­ный канал восприятия, наиболее значимый у большинства людей. Порядка 70-80% сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», сознательно направляется на отслеживание пе­ремещения наперстков (стаканов, карт и других используемых предметов). Одновременно с этим идет активное задействование аудиального канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», припомнят, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем, на первый взгляд, эти слова — какой-то «детский лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающей» его еще на 15-20%. И, чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией, задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осяза­ние, проприоцептивная рецепция (сенсорная система, обеспечи­вающая кодирование информации об относительном положении частей тела), температурная чувствительность и т.д.). Человек и так по-прежнему ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и другие подобные ощущения. Чтобы усилить поток информации идущий от тела, начинает работать «группа поддержки» — несколько человек, которые активно кру­тятся, толкаются и трутся вокруг «жертвы» этих манипуляций. В итоге количество сенсорной информации переходит в качес­тво — хоть вешай табличку «все ушли на фронт»: в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор - рас­ставаться с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженный сенсорной информацией мозг не может действовать эффективно и человек поступает необдуманно, по инерции подчиняясь эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не имеет существенного значения, поскольку задействовать осоз­нанное мышление весьма проблематично. Это пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов при манипу-лятивном воздействии извне. При осознанном самостоятельном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем добиться реализации со­вета «меньше думать».

Обсуждаемый нами психофизиологический механизм пред­ставляет собой научные основы медитации. Из всех распростра­ненных способов релаксации самое большое недоверие и насторо­женность вызывает, пожалуй, именно медитация. При упоминании о ней часто приходят на ум худые загорелые индусы, сидящие в странных позах. И нам кажется, что это совсем не то, чем можно заняться дома или на работе. Медитативная практика обросла массой мифов, религиозно-мистических спекуляций и суеверий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что .многие относятся к медитации с опаской. И все же этот метод релаксации совсем не опасен. Более того, вы сами наверняка когда-то медитировали, даже не подозревая об этом. Когда вашем разуме царили спокойс­твие и порядок, вы не думали о заботах и проблемах, а в душе был полный штиль и умиротворение, когда вы пребывали в гармонии с собой и миром, — тогда ваше состояние можно было назвать состоянием «безмыслия», то есть медитативного транса. В основе большинства медитативных практик лежит процесс созерцания. Созерцание же, используя научную терминологию, является безоценочным (дескриптивным) восприятием. Индус, сидящий в позе лотоса и смотрящий на одноименный цветок, занят именно восприятием данного цветка, а не оценкой его кра­соты или необычности формы. Именно поэтому, почти автомати­ческая привычка европейцев и других представителей западной цивилизации, обдумыватьи оцениватьвосприятие, чаще всего мешает им овладеть медитацией. Конечно, традиции, обычаи и особенности культуры с самого детства формируют у жителей Востока особое отношение к восприятию. Так, например, «наш че­ловек», если он не имеет специальных знаний и подготовки, нахо­дясь в Японии в дзен-буддистском «саду камней», будет в первую очередь думать, что это за камни и зачем они здесь так расстав­лены. Рациональная позиция представителя западной цивилиза­ции постоянно толкает его, в силу сложившегося стереотипа, к обдумыванию всего. «Мысленная жвачка» — привычка постоянно о чем-нибудь думать - вырабатывается с самого детства и посто­янно поощряется в период взросления. И уже не важно, полезно ли нам думать в этот момент или вредно, мысли продолжают кру­титься в сознании непрерывным потоком. Традиционно принято считать, что текущая вода и языки пла­мени успокаивают смотрящего на них. Попробуйте на собствен­ном опыте проверить эти утверждения. Выйдите на берег реки или моря и посмотрите на волны. Волны успокоят вас только в одном случае — если у вас нет не одной претензии ни к одной из волн, если вы готовы принять их все такими, какие они есть, не оценивая, а лишь безучастно наблюдая. Оценка выводит сознание из безучастного состояния, из состояния равновесия и стабильности, и провоцирует эмоци­ональный отклик. Положительными будут спровоцированные оценкой эмоции или отрицательными, они в любом случае вы­ведут сознания из состояния баланса и стабильности. Вы можете заснуть у включенного телевизора, и не спать, едва слыша его отзвуки за стенкой. Стук колес поезда многих убаюки­вает, но такой же ритмичный стук соседей в стенку вряд ли вас усыпит. Дело в том, что подспудно доминирует определенная оценка: колесам стучать можно, это даже хорошо — значит, мы не стоим, и, следовательно, не опаздываем, а вот стучать ночью сосе­дям «абсолютно недопустимо». К дыханию надо отнестись как к объекту восприятия. Три па­раметра позволят нам как якорем «зацепиться» за восприятие. Эти параметры: движение грудной клетки, прохождение воздуха через воздухоносные пути и звук дыхания. В течение 5-10 минут сосредоточьте все свое сознательное внимание на этих 3 параметрах. Отслеживайте их, но не оцени­вайте свое дыхание! Первоначально посторонние звуки, не относящиеся напрямую к дыханию телесные ощущения (например, собственное сердцеби­ение), а главное мысли — будут отвлекать вас ежесекундно, и, со­ответственно, сбивать с необходимого сосредоточения внимания на восприятии. Однако не сдавайтесь! Если вы будете терпеливы и последовательны, то через определенное время ваши усилия из количества перейдут в качество. Между отвлечениями появятся промежутки спокойного состояния, некоего равновесия и гармо­ничного баланса. Сначала на секунду, затем через какое-то время на 2, 3, 5 секунд вы сможете оставаться в этом состоянии. Через 1,5-2 месяца регулярных занятий вы сможете достигать этого со­стояния произвольно и без больших усилий (лишь сосредоточив­шись на процедуре выполнения упражнения). Но регулярность применения этого упражнения — необходимая «плата» за форми­рование прочного и качественного навыка по его использованию. Это упражнение необходимо делать минимум 4-5 раз в день по 5-10 минут в течение первых 2 месяцев. Правильность выполнения одного подхода вы вполне сможете определить самостоятельно, оценивая его по конечному резуль­тату. Если вам удалось успокоиться и расслабиться, или же погру­зиться в дремоту, значит, этот подход вы засчитываете, если нет, то продолжаете снова, с учетом сделанных ошибок. Поэтому первые подходы могут занять не 5-10 минут, а даже час и более. Но не огорчайтесь, с последующими выполненными подходами время на достижение успокоения будет сокращаться.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.