Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УЧИМСЯ РАСПОЗНАВАТЬ,ОПРОВЕРГАТЬ И ИЗМЕНЯТЬ СВОИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ И ЭМОЦИИ)



Критический анализ дисфункциональных мыслей

Для того чтобы предупредить свои эмоциональные всплески, необходимо выявить вызывающие дискомфорт мысли и под­вергнуть их проверке на соответствие действительной реальности (удостовериться в их рациональности), то есть взглянуть на них критически и, таким образом, провести когнитивный самоанализ. Кстати сказать, о важности критической оценки своих суж­ений говаривали еще выдающиеся жители Древнего мира. Например:Известна история, рассказанная античным историком Геродотом. Она повествует о том, как персидский царь Ксеркс, переживая унижение, вызванное поражением в войне с греками, лелеял мысли об отмщении и строил планы нового похода. Но его дядя, Артабус, понимая все безумие затеи вступления в войну с могущественной в те времена Грецией, пытался остановить пле­мянника. Он говорил:

«О, царь, когда высказано лишь одно мнение, невозможно выбрать лучшее; человек вынужден следовать любому данному ему совету; но если прозвучали противоположные речи, то можно осуществить выбор. Точно так же чистое золото не признать само по себе, но если его сравнить с более низменной рудой, мы пони­маем, что является лучшим».

Но Ксеркс не внял словам дальновидного дяди и развязал об­реченную на провал военную кампанию. В результате персидские войска потерпели сокрушительное поражение от греческой армии. А Персия впала в глубокий социально-политический кризис.Современники Геродота увидели такую мораль в этой истории: если действия человека основаны на иррациональных соображе­ниях, то это неизбежно приводит к катастрофе. Другой житель древней Греции, софист Протагор, считал, что у каждой проблемы есть две стороны. И что сопоставление аргументов и контраргу­ментов — путь к прояснению проблемы и более полному раскры­тию преимуществ и недостатков ситуации. Развивая идеи Протагора, Аристотель пришел к выводу, что противопоставление антитез — фундаментальный процесс логи­ческого рассуждения. Он говорил: «Чтобы доказать, что одно из двух противостоящих умозаключений является ложным, их ста­вят рядом». Для того чтобы осуществить когнитивный самоанализ необходимо задать самому себе определенные вопросы, которые помогут провести адекватную — не деструктивную, а конструк­тивную оценку произошедшего:

1. Что свидетельствует в пользу моей интерпретации?Откуда у меня такая информация? Какие объективные факты ее подтверждают?Что противоречит моей интерпретации?Существует ли альтернативное мнение? Как можно подругому на это взглянуть?Какие преимущества и неудобства связаны с сохранением этого мнения?

2. Какие могут быть последствия?Что я говорю сейчас такого, что заставляет меня пере­живать (тревожится и т. п.)?Что я могу сделать такого, чтобы неприятные переживания исчезли?Что от меня зависит, а что нет?

Процесс анализа и изменения привычки бояться состоит из 3 этапов. Первая — распознать свои негативные мысли; вторая — выучиться противостоять им; третья — сознательно, регулярно и последовательно использовать новый (альтернативный старому) набор реалистичных мыслей. Новое мышление поначалу будет лишь «вставлять палки в колеса» привычных старых и ставших автоматическими негативных мыслительных программ. Однако постепенно, в результате сознательных тренировок новое мышле­ние займет место старых программ и также станет автоматизмом, не требующим вашего постоянного сознательного внимания. Но этот автоматизм будет сохранять ваше адекватное реагирование на ситуации, спокойствие и уверенность в себе.

1. Распознать свои негативные мысли

2. Критически проанализировать свои негативные мысли и сформулировать им реалистичную альтернативу

3. Заменить их этими реалистичными мыслями (полезными, оптимально настраивающими, целесообразными)

(Механизм и инструментарий для выявления и распознания негативных мыслей были освещены в блоке №2 1-й стадии).

Теперь приступим к работе над полученной важной информа­цией.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.