Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны.
Эсхил
В ходе жизни на относительно чистый лист, которым является наша психика при рождении, в огромном количестве записываются наши реакции на стимулы, и со временем превращают ее в исчерченный множеством письмен манускрипт. И, как установил выдающийся грузинский психолог и философ Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950), в нашей психике создается так называемая установка, или готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации. Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие «установка» появилось позднее в работах Узнадзе. Наше восприятие мира — не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином «установка». Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий — удивительное человеческое свойство. Во многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, по зрелом размышлении оказывается, что сработала наша определенная установка. Сведения, прошедшие эту мельницу искажающего восприятия, приобретают порой неузнаваемое обличье. Понятие «установка» заняло в психологии важное место, потому что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Состояние готовности, или установка, имеет принципиальное функциональное значение. Человек, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, то есть более эффективно, чем неподготовленный. Однако установка может сработать ошибочно и, вследствие этого, оказаться не соответствующей реальным обстоятельствам. В такой ситуации мы становимся заложниками своих установок. Классическим примером, поясняющим понятие установки, является один из экспериментов, проведенных Дмитрием Николаевичем. Он заключался в следующем. Испытуемый получал ряд слов, написанных на латыни. В течение какого-то периода времени он читал их. Затем испытуемый получал ряд русских слов. Но продолжал читать их как латинские в течение некоторого времени. Например, вместо слова «топор» он читал «моноп». Анализируя опыт, Узнадзе пишет: «...В процессе чтения латинских слов у испытуемого активировалась соответствующая установка — установка читать по латыни, и, когда ему предлагают русское слово, то есть, слово на хорошо понятном ему языке, он читает его, как если бы оно было латинским. Только через некоторый промежуток времени испытуемый начнет замечать свою ошибку... Когда речь идет об установке, предполагается, что это определенное состояние, которое как бы предваряет решение задачи, как бы заранее включает в себя направление в котором задача должна быть разрешена...» Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля. Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые — группу вторичных автоматизмов. Первые представляют собой автоматические действия, вторые — автоматизированные действия, или навыки. В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, зачастую в течение первого года жизни ребенка. Например, сосательные движения губ, мигание, хождение и многие другие. Группа автоматизированных действий, или навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет важнейшее значение в жизни каждого человека. Он лежит в основе развития всех наших умений и способностей. Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, периферию и наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. Наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия оказываются в фокусе сознания; следующие попадают на периферию сознания; наконец, самые простые и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания. Вспомните, как вы осваивали компьютер (те, кто его уже одолел). Первое время на поиски нужной клавиши требовались, в лучшемслучае, десятки секунд, если не минута. И каждому действию предшествовала технологическая пауза: нужно было осмотреть всю клавиатуру, чтобы отыскать необходимую кнопку. А любая помеха была подобна катастрофе, потому что приводила к множеству ошибок. Звучащая музыка, шумы, чьи-то движения — ужасно раздражали. Но прошло время. Сейчас эти «первые шаги» в далеком прошлом (примерно, на уровне мезозойской эры) кажутся чем-то нереальным. Трудно представить, что когда-то тратилась не одна минута для того, чтобы найти нужную клавишу и нажать ее. Сейчас нет размышлений над тем, «когда какую клавишу нажимать», а продолжительность пауз резко сократилась. Все делается автоматически: пальцы будто обрели зрение — сами отыскивают нужную кнопку и нажимают ее. И, работая, можно вслушиваться в звуки музыки, отвлекаться на какие-нибудь посторонние темы, пить кофе, жевать бутерброд, не опасаясь за результат, потому что сложился четкий, так называемый, динамический стереотип: действия отработаны и контролируются бессознательно. Неосознаваемость установок, с одной стороны, облегчает нашу жизнь «разгружая голову» от регулярных рутинных дел, с другой — .может значительно осложнить жизнь при ошибочном включении установок неподходящих или ставших, в силу изменившихся обстоятельств, непригодными. Ошибочные или неадекватно используемые установки и будут причиной нашего неприятного удивления, вызванного собственным поведением, поражающим своей необоснованностью и неуправляемостью. Одним из примеров определяющего действия установки на жизнь человека является удивительная эффективность колдовства в колыбельных цивилизациях. Западный антрополог, занятый полевой работой в австралийской пустыне, и толпящиеся вокруг него аборигены находятся, несмотря на пространственную близость, в совершенно разных мирах. Австралийские колдуны-аборигены носят с собой кости гигантских ящериц, играющие роль магического жезла. Стоит колдуну произнести смертный приговор и указать этим жезлом на кого-нибудь из своих соплеменников, у того молниеносно развивается состояние, соответствующее тяжелейшей депрессии. Но не от действия косточек, разумеется, а от безграничной веры в могущество колдуна. Дело в том, что, узнав о напущенном проклятье, несчастный не может даже представить другой вариант развития событий, кроме своей неизбежной смерти от воздействия колдуна. В его психике была сформирована. установка, диктующая близкую гибель. В организме человека, который уверен в том, что умрет в любом случае, стремительно проходят все стадии стресса, замедляются процессы жизнедеятельности и развивается истощение. Вот описание действия такой «команды смерти»:
«Ошеломленный абориген глядит на роковую указку, подняв руки, словно чтобы остановить смертельную субстанцию, которая в его воображении проникает в тело. Его щеки бледнеют, а глаза приобретают стеклянный блеск; лицо ужасно искажается... он старается закричать, но обычный крик застревает у него в горле, а изо рта показывается пена. Его тело начинает содрогаться, он пятится и падает на землю, корчась, словно в смертельной агонии. Через некоторое время он становится очень спокоен и уползает в свое убежище. С этого момента он заболевает и чахнет, отказывается от пищи и не участвует в жизни племени».
Но если колдун попытается сделать то же самое с кем-нибудь из европейцев, хотя бы с тем же антропологом, вряд ли у него что-нибудь выйдет. Европеец просто не поймет значительности происходящего — он увидит перед собой невысокого голого человека, машущего звериной костью и бормочущего какие-то слова. Будь это иначе, австралийские колдуны давно правили бы миром! Австралийский абориген, попавший на сеанс Анатолия Михайловича Кашпировского, с его «установкой на добро», вряд ли бы осознал значительность ситуации — скорее всего, он просто увидел бы хмурого человека в европейском костюме, бубнящего какие-то слова и пристально исподлобья глядящего в зал. Иначе Кашпировский давно смог бы стать главным шаманом австралийских аборигенов. К слову сказать, сам феномен ритуалов Буду или так называемой зомбификации легко объясним с научных позиций, в первую очередь, исходя из понятия «установки». Установка — это общее название механизма, который руководит нашим поведением в частных ситуациях. Содержанием установки являются идеаторные, то есть мысленные процессы. Именно установка определяет готовность в одной ситуации отреагировать положительными эмоциями, а в другой — отрицательными. Установка выполняет задачу фильтрации и селекции поступающей информации. Она определяет устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности, освобождает человека от необходимости сознательно принимать решение и произвольно контролировать деятельность в стандартных ситуациях. Однако в некоторых случаях установка может служить фактором, провоцирующим стресс, снижающим качество жизни человека, обуславливая инертность, ригидность деятельности и затрудняя адекватное приспособление к новым ситуациям.
В работах Д Н. Узнадзе и его учеников (В. Норакидзе. Характер и фиксированная установка. 1948) показано, что установка может проявляться в трех вариантах:
1. Динамичнаяустановка, которая обеспечивает быструю адаптацию к меняющимся условиям. Например, два человека вместе решили прекратить отношения .между собой. И после расставания они, не фиксируясь на раз думьях и отрицательных эмоциях, отыскивают новые объекты для создания отношений и удовлетворения своих потребностей. Или, например человек, осознав, что его прежние модели поведения причиняли боль близкому человеку, начинает работать над собой и изме няет свое отношение, закрепляя с помощью регулярного применения новую конструктивную модель поведения
2. Статичная установка.Ее действие проявляется в таком варианте поведения: после разрыва с близким человеком индивидуум долго испытывает изнуряющие переживания, постоянно возвращаясь в своих мыслях к произошедшему расставанию и вспоминая дни, проведенные вместе. При такой установке человек в течение длительного времени не сможет установить близкий контакт с другой личностью. В его интрапсихической сфере сформируется конфликт: «Все изменилось, а я не могу». И, в зависимости от его убеждений, он или будет предпринимать активные действия для восстановления отношений, или, дистанцировавшись, будет наблюдать со стороны за желанной персоной, ожидая подходящего момента для своего появления в ее жизни.
3. Вариабельная установка. Оее определяющем действии можно говорить в случае, когда поведение человека исходит из импульса, сиюминутного желания. Например, человек стремится удовлетворить свои потребности, игнорируя негативные перспективы своих действий, не оценивая этическую сторону поступков и их последствия для окружающих.
Таким образом, установки направляют поведение человека во всех сферах его жизни. Причем в личности одного человека может сочетаться несколько вариантов установки, а проявление того или » иного из них зависит от ситуации, в которой один из вариантов г становится превалирующим — определяет ход мыслей, формирует эмоциональные переживания и побуждает к определенным 'Д действиям. Еще один немаловажный момент, который необходимо осветить — это взаимоотношения установки и доминанты, учение о которой развивал выдающийся русский ученый Ухтомский. Доминанта - понятие скорее физиологическое, чем психологическое. Она обозначает совокупность активированных для реализации единого действия нервных клеток, которые связаны в своем союзе одной целью. То есть это как бы почва, на которой произрастает установка. Доминанта — это биологическая основа установки. Друг без друга доминанта и установка существовать не могут. Где есть доминанта, там есть и установка и наоборот. Установка как руль в автомобиле, который направляет его движение, а доминанта — это мотор, благодаря которому машина способна двигаться. То есть для того чтобы очаги возбуждения в головном мозге собрались в единое целое и стали направлять работу мозга, им нужно задать это направление, что, собственно, и обеспечивает установка. Резюмируя, можно сказать, что когда-то мы сами учились на шутку улыбаться, а по поводу расставания грустить: со временем сформировалось определенное убеждение или мысленная конструкция, в определенной ситуации активирующаяся за доли секунды и «выбирающая» способ реагирования. Процесс обучения идентичен и при обретении ребенком способности ходить, и при получении новых убеждений, определяющих отношение к чему-либо, и при изучении работы на компьютере: для практическоговоспроизведения обретаемый навык должен быть осознан, а затем, по мере совершенствования, он становится неосознаваемым и может воспроизводиться автоматически.