Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И нашел он мандрагоры в поле



Недельная глава «Ваеце», часть 2

 

190) «Как многочисленны деяния Твои, Господи, все их в мудрости Ты сотворил»[1]. «Как многочисленны деяния Твои, Господи» – указывает, что нет им числа, мохин де-хасадим. «Все их в мудрости Ты сотворил» – указывает на мохин «числа», де-хохма. И хотя они отличаются друг от друга, все они вышли одновременно и вместе. Как молот, ударяющий по камню, высекает искры, разлетающиеся одновременно во все стороны, так и Творец извлекает различные виды один из другого и все вместе.

 

191) «Речью и духом вместе», и это ЗОН, «создан мир». Как сказано: «Словом Творца сотворены небеса, и духом, исходящим из уст Его, – всё воинство их!»[2] «Словом Творца» – это речь, Нуква, светящая хохмой. А «духом, исходящим из уст Его» – это руах, Зеир Анпин, светящий хасадим. И одно без другого не бывает. И включились они друг в друга, и вышло из них несколько воинств и станов, отличающихся друг от друга в своем свечении хохмой или хасадим. И все они – одновременно.

 

192) Когда пожелал Творец сотворить миры, Он создал один скрытый свет, свет Бины, ибо привнес «йуд» в «свет» Бины, и образовался «авир» (воздух), и от этого света выходят и светят все света, раскрывающиеся вследствие устранения этой «йуд» из «авир» (воздуха), который снова становится «светом». И от этого «света» создаются и распространяются и образуются остальные света, и это – высший мир, Бина.

 

193) Еще распространялся высший свет, Бина, а Творец, Создатель, уже создал свет, который не светит. И создал нижний мир, Нукву. И поскольку это свет, который не светит, он должен быть связан с тем, что наверху и внизу, и посредством нижней связи он связывается, чтобы светить высшей связью.

 

«Как многочисленны деяния Твои, Господи», и сказано: «Словом Творца сотворены небеса». Хотя и говорится о свечениях, отличающихся друг от друга, хасадим и хохма, всё же они вышли одновременно, по той причине, что корень как хохмы, так и хасадим, – от высшего мира, Бины. И распространилась эта Бина в своей левой линии – и это свет, который не светит, представляя собой хохму без хасадим, – и создала она тогда весь нижний мир, Нукву.

 

Так как левая (линия) не светит без хасадим, она произвела зивуг на экран де-хирик де-ЗОН, которые поднялись туда в МАН, и образовали над ним ступень средней линии, соединяющей правую и левую, и хохма облачилась в хасадим, и восполнилось ее свечение тремя линиями ХАБАД. И поскольку «три выходят от одного, то один воплощается в них всех» – что также и ЗОН достигли свечения трех этих линий, и таким образом, из-за левой линии Бины, которая не светит, Бина произвела зивуг на экран де-ЗОН, и вследствие этого достигли ЗОН ее мохин. Поэтому сказано: «Создал Творец свет, который не светит. И создал нижний мир, Нукву». И поскольку Создатель сотворил в левой линии Бины свет, который не светит, по этой причине он сделал и установил нижний мир во всех его мохин.

 

«Поскольку она – свет, который не светит, она должна найти связь наверху и должна найти связь внизу» – поскольку левая линия Бины не светит, ей необходимо связаться связью трех линий в двух мирах. Ибо отдельно в высшем мире она не светит из-за отсутствия хасадим, а отдельно в нижнем мире, в Нукве, не светит, потому что корень его исходит от Бины. Поэтому он обязан связаться с Биной, ибо там – корень его, и обязан связаться с Нуквой, чтобы получить от нее экран де-хирик, на который выходит ступень средней линии, восполняющей левую. И хотя экран де-хирик находится в Зеир Анпине, но любой экран – это свойство Нуквы, ибо захар – это свойство света ступени, поэтому считается, что экран Зеир Анпина расположен в Нукве. «И в нижней связи» – то есть в экране де-хирик, находящемся в нижнем мире, связывается левая линия, чтобы светить связью Бины наверху, так как благодаря экрану де-хирик, имеющемуся в Нукве, выводящему среднюю линию, связывается левая (линия) Бины с ее правой (линией) и светит.

 

194) А тот свет, который не светит – левая линия, в связи трех линий, находящихся наверху, в Бине, – создает все виды воинств и станов, сильно отличающиеся друг от друга: одни – хохмой, а другие – хасадим. Как сказано: «Как многочисленны деяния Твои, Господи».

 

«Как многочисленны деяния Твои» – означает света хасадим, мохин, которым нет числа. «Все их в мудрости Ты сотворил» – мохин «числа». И вместе с тем, они вышли одновременно, поскольку свечение левой связано с двумя мирами вместе, и основа ее свечения – в высшем мире, в котором преобладает свечение хасадим, укрытых от хохма, которым нет «числа». И поэтому два вида вышеназванных мохин, хотя они и отличаются друг от друга, всё же каждое свечение состоит из обоих, ибо выходят они одновременно.

 

195) И все, что есть на земле, также есть и наверху, и нет у тебя чего-либо малого в этом мире, в Нукве, не зависящего от иного, высшего, поставленного над ним свыше, – от Бины, ибо все, что есть в Нукве, получает она не иначе, как от Бины. И потому нет у тебя чего-либо в Нукве, если нет у него корня в Бине. Поэтому, когда пробуждается что-либо внизу, в Нукве, пробуждается прежде его корень этого, поставленный над ним свыше, в Бине, ибо все едино – одно в другом.

 

196) И сказала Рахель Лее: «Дай же мне от мандрагоров сына твоего»[3] – это не означает, что мандрагоры позволили родить Рахель, но Творец устроил так посредством мандрагоров, чтобы родился Исасхар, потому что придерживался он Торы больше, чем остальные колена, ибо Рахель удерживала Яакова, не давая ему уйти к Лее, как сказано: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего?»[4] И сказано: «Потому пусть ляжет с тобой в эту ночь за мандрагоры сына твоего»4.

 

Свет, который не светит, свечение хохмы, содержащееся в левой линии, не может светить иначе как только в двух мирах, в Бине и Нукве. Ибо корень его от Бины, но необходим экран де-хирик, находящийся в ЗОН, для того, чтобы создать над ним среднюю линию, которая является согласующей. Поэтому сказано: «И пошел Реувен и нашел мандрагоры в поле, и принес их Лее, матери своей»3. Ибо мандрагоры – это свечение левой, свет, который не светит, и называются «мандрагоры» (додаим), поскольку он является корнем любви близких (додим). Из сказанного следует, что сын Леи нашел их и принес матери своей. Это учит нас тому, что корень этого света находится в Лее, Бине, а не в Рахели. А Рахель получает его от Леи. И это – то, что она сказала Лее: «Дай же мне от мандрагоров сына твоего»3 – ибо желала удостоиться этого света.

 

А Лея сказала ей: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего?»4 Ибо Зеир Анпин, обладающий экраном де-хирик, восполняющий свечение мандрагоров (додаим) своим согласованием, находится постоянно с экраном в Рахель, ибо она содержит в себе экран де-хирик в то время, когда Зеир Анпин находится у нее. И это то, что является претензией Леи к Рахель: «Ты хочешь двух вещей»: удерживать экран де-хирик, в котором я нуждаюсь для того, чтобы создать среднюю линию; и также ты хочешь мои мандрагоры (додаим), которые без Яакова, средней линии, не светят даже у меня». И тогда ответила ей Рахель: «Потому пусть ляжет с тобой в эту ночь»4. «В эту» – указывает на экран де-хирик, содержащийся в нем, чтобы от этого зивуга протянулась ступень средней линии, объединяющая две линии в Лее, и тогда мандрагоры (додаим) восполняются в ней, и затем она дает их также и Рахель в виде «три выходят от одного, один воплощается в трех».

 

197) Они привели к тому, что Исасхар вышел в мир, для того, чтобы вознести благоухание Торы перед Творцом, как сказано: «Мандрагоры источали ароматы»[5]. Ибо Исасхар придерживался Торы больше всех остальных колен.

 

Сказано: «И лег с ней в эту ночь он»[6]. Высший мир называется «он», поскольку он скрыт и не проявлен. И поскольку Тора вышла из высшего мира, поэтому это косвенно указано в зивуге, совершенном ради Исасхара. «И лег с нею в эту ночь он» – поскольку Исасхар является меркавой (строением) для Торы.

 

198) И в любом месте высший мир называется «он», ибо он не проявлен. И также сказано: «Леви – он будет служить» – то есть служить высшему миру, который называется «он», чтобы притягивать оттуда благословение для всех миров. Исасхар удерживался в высшем мире, и поэтому мы называем Зеир Анпин Древом жизни, поскольку он – дерево, исходящее от высшей жизни, наполняющей высший скрытый мир, называемый «он», а не «ты». Поскольку слово «ты» указывает на явное, а слово «он» указывает на скрытое.

 

199) Разве эти мандрагоры отверзли утробу Рахель? Нет. Ведь Творец отверз ее утробу, и ничто иное, как сказано: «И услышал ее Бог, и отверз утробу ее»[7]. Ибо эти мандрагоры, хотя и есть в них сила действовать в направлении «вверх», всё же не дана им сила приносить сыновей. Ибо сыновья зависят от «мазаль» (удачи), Дикны Арих Анпина, и ни от чего иного.

 

200) Разве мандрагоры созданы зря, то есть, ни в чем они не действуют? Но есть у них особое действие, и даже с сыновьями они помогают тем, которые не могут забеременеть, хотя и не бесплодны. Но родить с их помощью можно только при содействии «мазаля» (удачи). И если уже суждено им родить благодаря содействию «мазаля», но, всё же, не могут по какой-либо причине, тогда могут помочь мандрагоры.

201) Нуква, вследствие свечения хохмы в ней, которая светит в качестве «вина, радующего Творца и людей», благословляется лишь в правой стороне, хасадим. Ибо хохма без хасадим – это тьма. И поэтому, пока не пробудится правая, чтобы наполнить чашу благословения, Нукву, левая не может быть поддержкой там, ибо для правой чаша стала причиной того, чтобы ради нее пробудиться к высшему миру, и это хасадим, укрытые от хохма.

 

Нуква, в то время, когда она – левая линия, хохма без хасадим, называется «чаша», и тогда она не светит и нуждается в благословении – притяжении хасадим из правой линии, называемом «благословение». Поэтому, пока не пробудится правая, чтобы наполнить чашу благословения, Нукву, левая не может быть поддержкой там. В то время, когда правая дает ей хасадим, прекращается тогда совершенно свечение левой, хохма. Ибо для правой чаша стала причиной того, что она померкла и не светит. И по этой причине она оставила свечение хохмы, имеющееся в левой линии, и пробудилась к притяжению хасадим от высшего мира – то есть Леи, которая находится в хасадим, укрытых от хохма. Если будет тогда какая-либо поддержка от левой, то правая не сможет соединиться с высшим миром, укрытым от хохма, притянув оттуда хасадим. Ибо слияние означает совпадение по свойствам.

 

202) «И пошел Реувен» – южная сторона, правая линия, хасадим, ибо поэтому его знамя находится на юге – источнике и начале двенадцати границ. Так как двенадцать границ – это четыре стороны Хесед-Гвура-Тиферет-Малхут, в каждой из которых три линии, и Хесед – это начало двенадцати границ и стремление южной стороны отыскать причину и воздаяние для Нуквы, чтобы благословить ее.

 

203) «И нашел мандрагоры в поле» – пошел искать во всех сокровищницах Нуквы, и нашел в этом поле, Нукве, мандрагоры. И о них сказано: «А мандрагоры источали аромат». И это два херувима – исправление Нуквы для пробуждения наверх, к Бине, ибо во всех исправлениях этого поля нет исправления пробуждения наверх, к Бине, кроме как «херувимы».

 

Мандрагоры – это свечение хохма, имеющееся в левой линии. И всё то время, когда ей недостает хасадим, она не светит, и считается, будто ее нет. Реувен, свет хесед, пошел искать, чтобы обнаружить мандрагоры в поле, которые невозможно найти без него, и благодаря тому, что он облачает их в свет хесед, они обнаруживаются и светят. И поэтому считается, что он нашел их – то есть обнаружил их. «И это два херувима» – ибо эти херувимы появляются вследствие свечения левой (линии), исправления Нуквы для пробуждения наверх, к Бине, так как все исправления и мохин Нуква получает от Зеир Анпина, а не от Бины. Только эти мохин свечения левой, мандрагоры, она получает от самой Бины, наравне с Зеир Анпином, и тогда она находится в состоянии «два больших светила». Ибо во всех исправлениях этого поля нет исправления, чтобы пробудиться наверх, к Бине, кроме как «херувимы».

 

204) «Пробуждается к ней южная сторона» – Хесед, «чтобы отыскать причину для ее благословения» – привлечения к ней хасадим, «в дни жатвы пшеницы»[8] – в то время, когда делит добычу воинствам ее, ангелам. Как сказано: «Встанет она еще ночью, раздает пищу в доме своем»[9] – всем «жнецам в поле», тем душам, которые удостаиваются получить плоды Нуквы, называемой «полем». И сразу же: «Принес их Лее, матери своей»8 – то есть вознес их аромат и пробуждение в высший мир, который укрыт, к Лее, для того, чтобы передать благословение нижнему миру, Рахели.

 

205) А когда были благословлены мандрагоры, то есть облачились в хасадим, их получают и передают во все миры, как сказано: «А мандрагоры источали аромат». Когда они источают аромат, то есть когда светят хохмой снизу вверх, это благоухание получает южная сторона, хесед, чтобы пробудить ее к высшему миру, чтобы светить снизу вверх, как сказано: «И у входов наших всякие яства», и нет недостатка никаких благ в мире.

 

206) Нижний мир не пробуждается к высшему миру, получить от него мохин, но лишь когда мандрагоры передают благоухание правой линии. Поскольку дают благоухание правой, правая пробуждается к высшему миру, – тотчас пробуждается нижний мир в просьбе о необходимом. Сказано: «И сказала Рахель Лее: "Дай мне от мандрагоров сына твоего"» – «дай мне» благословения от этого пробуждения мандрагоров, которые пробудились, чтобы включиться в правую сторону: облачиться в хасадим, содержащиеся в правой.

 

207) Тогда высший мир отвечает ей радостью и ликованием. И говорит: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего» – как мать, забавляющаяся вместе с дочерью, а не с возмущением. В таком случае отсюда следует, что муж высшего мира, Бины – это Яаков. Об Яакове она сказала: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего». И разве не Хохма является мужем Бины? Это не так. Стремление Аба (отца), Хохма, всегда к этой дочери, Нукве Зеир Анпина, потому что любовь его к ней незыблема, ибо она – единственная дочь среди шести сыновей ХАГАТ НЕХИ, и каждому из этих шести сыновей он раздал свою долю и наслаждения, и воздаяния. И есть в них два вида наполнения:

– доля мохин де-ВАК, в которых у них не будет недостатка;

– наслаждения и воздаяния – мохин де-ГАР, иногда у них есть недостаток в них. А ей он ничего не дал, и нет у нее никакого наследства. Ибо у Нуквы нет ничего своего, кроме как то, что дает ей Зеир Анпин, муж ее, ХАГАТ НЕХИ, шесть сыновей. И поэтому он смотрит на нее с желанием и любовью больше, чем на других.

 

208) С любовью он называл ее дочерью. Этого было ему недостаточно, пока не назвал ее сестрой. Этого тоже было ему недостаточно, и назвал ее матерью, в честь матери своей. И этого было ему недостаточно, и назвал ее именем своим. Как сказано о ней: «А мудрость (хохму) где найдешь ты?»[10] – назвал ее Хохмой, передав ей (свойства) четырех букв АВАЯ: вначале от нижней «хэй», называемой «дочь»; затем от «вав» де-АВАЯ, называемой «брат», и Нуква называется по его свойству именем «сестра»; затем от первой «хэй» де-АВАЯ, называемой Има (мать); затем от «йуд» де-АВАЯ, называемой Хохма.

 

И поэтому сказала ей высший мир, Бина, Има: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего» – Хохма, Аба, ибо вся его любовь исходит к тебе. И поэтому с радостью и любовью сказала (это) мать (Има) дочери.

 

209) (Если) не сказала с возмущением: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего», то почему же ответила Рахель: «За это пусть ляжет он с тобой этой ночью»? Ведь в любом месте слова: «За это» означают обязательство. «За это», которое она произнесла, не является ответом на: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего». Но это сказано в виде обязательства и принятого решения – ибо тем самым сказала ей: «Если дашь мне мандрагоры, он будет обязан, несомненно, лечь с тобой этой ночью».

 

«Ляжет» – это исправление нуквы у захара, чтобы вошел в нее образ всех букв. «Ляжет» (ишкав) – «еш кав-бет» (есть двадцать две). «Еш» – высший мир, Бина, которая снова стала Хохмой. «Кав-бет» – Тора, Зеир Анпин, скрытая точка, в которой пробуждается двадцать две (кав-бет) буквы, точка хирик, на которую выходит средняя линия, создающая три линии в Бине, и поэтому он тоже получает три линии, представляющие собой двадцать две (кав-бет) буквы.

 

«Еш кав-бет». «Еш» – будущий мир. «Кав-бет» – высшая точка, хирик, которая приносит все двадцать две (кав-бет) буквы, всю Тору, все келим Зеир Анпина, называемые Торой.

 

210) Сказанное: «Ляжет он с тобой» указывает на скрытое, высшего Аба, которому надлежит соединиться «с тобой». Ибо Яаков не является захаром Бины, а поднимается в МАН к Бине и высшей Хохме, называемой Аба, и он (Аба) называется захаром Бины – он совершает с ней зивуг. А «Лея» здесь косвенно указывает на саму высшую Бину.

 

211) «И пришел Яаков с поля вечером»[11]. Яаков, Тиферет, Зеир Анпин, приходит с поля, которое удерживает все благословения, как сказано: «Которое благословил Творец» – Нуква Зеир Анпина. «Вечером» – в то время, когда Нуква получает от свечения левой без правой, хохму без хасадим, что вызывает тьму в ней и она называется «вечер»; то время, когда Ицхак, отец его, поднимается к этому полю, овладевая им. Ведь Ицхак не поднимается к этому полю, ибо оно принадлежит Яакову, Зеир Анпину, но только после того как уходит оттуда Яаков «вечером», так как закончивается день, хасадим, и настает тьма. И оставляет тогда это поле Ицхаку, отцу своему, левой линии, а Яаков поднимается в это время в Бину, в МАН.

 

212) «И вышла Леа навстречу ему» – высшая Има, Бина, вышла к единственному сыну – Зеир Анпину. «И сказала: "Ко мне войдешь"» – под мои крылья, чтобы благословить тебя и напоить высшими усладой и блаженством. Теперь настало время желания и наслаждения, чтобы дать тебе отраду высшего духа, хасадим, от «чистого воздуха», для поля, Нуквы, прежде чем сгорит оно из-за силы суда Ицхака, левой линии, которая светит тогда без хасадим от правой, и тогда она – сжигающий огонь.

 

213) Поскольку она приняла Яакова под свои крылья, то есть он поднялся к ней в МАН, то «и лег с ней в эту ночь он». «Он» указывает на скрытие, из которого выходят все благословения – на высшего Аба. Не написано: «И лег Яаков», а «он», что указывает на того, кто должен соединиться с ней, на высшего Аба, который наполняет Бину.

 

214) Прежде чем Яаков оказался под крыльями Бины, чтобы получить от нее эти благословения, прежде чем Яаков поднялся в МАН под крылья Имы, чтобы получить благословения для Рахель, не наполнился высший мир, Бина, благословениями от скрытой точки; то есть не произошло обновление зивуга Хохмы и Бины на экран де-хирик, ибо эта точка поднимается с Яаковом. И поэтому мандрагоры пробуждают всё – ведь благодаря им поднялся Яаков к Бине в МАН, чтобы облачить их в хасадим, а затем передать их Рахель.

 

Что значит «Реувен»? Как сказано: «Творец дает имена на земле» – Творец нарек ему имя Реувен, «реу» «бен» (увидите сына).

 

«И пошел Реувен» – Хесед, «и нашел мандрагоры в поле» – то есть облачил эти мандрагоры, свет, который не светит, в свет хесед, и тогда они начали светить. И засчитывается ему это, словно он нашел их – то есть раскрыл их свечение.

 

«И принес их Лее, матери своей» – то есть поднял их свечение к Бине, Лее. И там они скрываются, а место их раскрытия только в Рахель, Нукве, находящейся от хазэ и ниже Зеир Анпина. И поэтому сказала Рахель Лее: «Дай мне от мандрагоров твоего сына» – ибо место их свечения находится лишь у меня. «И сказала ей: "Мало тебе, что взяла ты мужа моего?"» – сказала это, радуясь: «Мало тебе, что вся любовь мужа моего» – Хохмы, – «ни к кому иному, как к тебе, и построил он тебя в ХУБ ТУМ», и это: «дочь», «сестра», «Има» и «Хохма».

 

И тогда: «И сказала Рахель: "За это пусть ляжет он с тобой этой ночью"». «За это» – означает, что уверила ее, что поднимется Яаков в МАН к ней, если та даст ей мандрагоры, ибо он будет вынужден привлечь хасадим и облачить мандрагоры для Рахель, то есть «за мандрагоры сына твоего», чтобы восполнить их для меня. А после того, как Рахель получила мандрагоры от Леи, то есть хохму без хасадим, то уходят света и наступает тьма, как сказано: «И пришел Яаков с поля» – Нуквы, Рахели, которая во время судов называется «полем», «вечером» – когда наступила в ней тьма из-за мандрагоров, которые она получила. И поэтому: «И вышла Лея навстречу ему и сказала: "Ко мне войдешь"» – чтобы вошел к ней и поднял к ней МАН с помощью точки де-хирик для того, чтобы разрешить это, облачив мандрагоры в хасадим.

 

«Ибо я наняла тебя за мандрагоры сына моего». Сказала ему: «Я дала мандрагоры Рахель, и сделалась у нее тьма, поэтому обязан ты подняться ко мне в МАН и привлечь для нее хасадим для того, чтобы не сгореть ей вследствие судов левой (линии)». И это определяется, что «наняла его».

 

«И лег с ней в эту ночь он». Она произвела зивуг с высшим Аба, «он», откуда нисходят к ней все благословения, и передала его Яакову. А Яаков наполнил ими Рахель. Свечение левой, хохма без хасадим, получает Нуква от самой Бины наравне с Зеир Анпином. И поэтому находится она тогда на одном уровне с Зеир Анпином, и ступени их равны. Но свечение правой, хасадим, облачающие хохма, она обязана получать от Зеир Анпина, мужа своего. И также здесь получила Рахель мандрагоры от самой Бины, от Леи, однако свечение хасадим получила от Яакова, после того, как он поднялся в МАН к Бине и привел к зивугу Хохмы и Бины, как сказано: «И лег с ней в эту ночь он».

 

215) «И вышла Лея навстречу ему и сказала: "Ко мне войдешь"». «Ко мне войдешь» – разве это не дерзость? Наоборот, отсюда мы видим скромность Леи, что ничего не сказала перед своей сестрой, а поспешила встретить его на пути, шепотом сказав ему и известив его. Так как он находится в распоряжении Рахель. Как сказано: «Ибо я наняла тебя» – у Рахель, то есть получила позволение, чтобы это не было злом в глазах Рахель, и сказала ему снаружи, а не дома.

 

216) И к тому же, вход в шатер Леи находился снаружи, и она провела Яакова через вход, который находился снаружи, прежде чем тот вошел в шатер Рахель, чтобы он не сказал этого перед Рахель, чтобы не показаться дерзкой перед своей сестрой. И кроме того, еще сказала Лея: «Если войдет Яаков в шатер Рахель, то несправедливо будет увести его оттуда». Поэтому поспешила встретить его снаружи.

 

217) И всё это потому, что дух святости искрился в Лее. И она знала, что все высшие колена, и все они праведные, произойдут от нее. И торопила этот час из-за большой любви к Творцу. И поскольку удостоилась она духа праведности, то знала она в мудрости, какими именами наречь их.

 

219)[12] Сказано: «В первом месяце, на четырнадцатый день месяца, вечером, ешьте опресноки»[13]. И сказано: «Семь дней ешьте опресноки, хлеб бедности»[14]. «Хлеб бедности (́они)» написано без «вав», ибо находились Исраэль в Египте, находились в чужой власти. Когда захотел Творец приблизить их к Себе, Он дал им ступень «хлеб бедности». «Хлеб бедности» – это царь Давид, о котором сказано: «Ибо беден я и нищ»[15].

 

Царь Давид – Нуква в то время, когда она получает свечение левой от Бины, и тогда она находится на равной ступени с Зеир Анпином, четвертая основа престола, Бины, и тогда Нуква слита с Биной и не совершает зивуга с Зеир Анпином, мужем своим. И поэтому она бедна, лишена света, и называется «хлеб бедности», поскольку хохма не светит без хасадим. И тогда сказано: «Ибо беден я и нищ». И эта ступень Нуквы является ее первой ступенью. Ибо, когда вывел Он их из Египта, из-под власти ситра ахра, и хотел приблизить их к святости, то дал Он им ступень «хлеб бедности», которая содержится в Нукве, так как она является первой ступенью Нуквы.

 

220) И этот «хлеб бедности (́они)» называется опресноками, и он без «вав», Зеир Анпина. Ибо нуква без захара – «бедная», лишенная хасадим. И сначала Исраэль приблизились к свойству «опресноки», поскольку это первая ступень, а затем, когда Он приблизил их еще больше, то привел их Творец к другим ступеням, и соединился захар с нуквой, которая произвела зивуг с Зеир Анпином, получив от него хасадим. И тогда опресноки (маца), после того, как она соединилась с захаром, называются «заповедь» (мицва), с добавлением «вав», ибо «вав» указывает на Зеир Анпин, как сказано: «Ибо эта заповедь»[16]. И потому на первой ступени она называется «маца» (опресноки), а затем, на других ступенях, называется «мицва» (заповедь).

 

224)[17] Дал Творец Исраэлю этот хлеб, мохин, от земли жизни, от Нуквы, называемой «маца». А затем этот хлеб был хлебом с небес, от Зеир Анпина.

 

225) Когда вышли Исраэль из Египта, они не знали ничего, пока не дал им Творец отведать хлеб от этой земли, Нуквы, называемой «маца», как сказано: «Земля, из которой всходит хлеб»[18]. И тогда Исраэль пришли к познанию и постижению Творца, как ребенок, который не знает и не постигает, пока не отведает хлеба этого мира. То есть тот хлеб, который получили Исраэль в Песах только от Нуквы, называемый «маца», – это первая ступень постижения. Так же, как ребенок, начинающий пробовать вкус хлеба.

 

226) Исраэль не знали и не постигали более высоких ступеней до тех пор, пока не отведали высший хлеб, исходящий от Зеир Анпина, с небес. А прежде, чем испробовали высший хлеб, они знали и постигали только это место – Нукву. И пожелал Творец, чтобы Исраэль познали больше, более высокие ступени, которые светят от Зеир Анпина Нукве. Но они не могли (их постичь), пока не испробовали хлеб от высшего места, с небес, (от) Зеир Анпина. Как сказано: «Вот Я пошлю вам в изобилии хлеб с небес». И тогда они познали и созерцали это высшее место.

 

227) Вначале, когда начали познавать Исраэль, был «хлеб бедности». Но нет чего-либо в мире, в чем не было бы захар и некева. И все, что есть на земле, есть также и в море.

 

228) «И пришел Яаков… и вышла Леа навстречу ему». Откуда она знала, что он идет? Осел его ревел, и Леа узнала и вышла навстречу. И осел явился причиной того (гарам), что произошел Исасхар от Леи. Как сказано: «Исасхар осел костистый (гарем)» – то есть осел стал причиной его прихода в мир. Сказала Леа: «Знаю я совершенно точно, что если войдет Яаков в шатер Рахель, не смогу я извлечь его оттуда, поэтому обожду я его здесь, и он войдет ко мне в шатер».

 

229) «Ибо наняла я тебя за мандрагоры сына моего». Почему сказала она: «За мандрагоры сына моего» – ведь достаточно было сказать: «За мандрагоры»? Чтобы Яакову было приятно от того, что они помогают порождать сыновей. Но Яакову было известно, что это зависит не от мандрагоров, а от того, что свыше – от «мазаль» (удачи). Ибо «мандрагоры сына моего» – это мандрагоры, несущие сыновей. И она напомнила это Яакову, для того чтобы ему доставила отраду предоставленная Рахель возможность породить сыовей.

 

230) Сказано: «Делает бездетную хозяйку матерью, радующейся детям. Алелуйа»[19]. «Делает бездетную хозяйку» – нижний мир, Нуква Зеир Анпина, Рахель; «матерью, радующейся детям» – высший мир, Бина, Лея. И поэтому: «Алелуйа» – буквосочетание «алелу йуд-хэй» (восхвалите Творца), ибо высший мир создан буквой «йуд», а нижний мир создан буквой «хэй».

 

231) Все эти колена представляют собой исправления внизу, то есть Нуквы, и все они исправляются по образу свыше, Бины. Ибо «наняла я тебя», чтобы взять от него «гуф». «Гуф» называется Тора. «Наняла я тебя» – буквально: «твой гуф». «Наняла я тебя» – чтобы породить образ твой.

Лея – Бина, и она произвела зивуг с Хохма, и поэтому сказано: «И лег с ней в эту ночь он», и не сказано: «Яаков». «Ко мне войдешь» – означает подняться в МАН. Как сказано: «Ибо наймом наняла я тебя» – многими видами найма:

а) чтобы взять от Хохма «гуф», то есть Тору. Исасхар, который является «меркавой» для Торы более, чем все остальные колена, и относится этот наем к зивугу с Хохмой благодаря ему.

б) «Ибо наняла я тебя» – для тебя, именно для твоего «гуф»; то есть этот наем – за «гуф» Яакова, чтобы тот поднялся в МАН для зивуга Хохмы с Биной.

в) «Ибо наняла я тебя» – чтобы породить твой образ. Этот наем – за порождение образа, рождение сына.

 

И три этих вида найма включены в повторение слов «наймом наняла я тебя».

 

232) Отсюда следует, что тот, кто занимается Торой, наследует грядущий мир, мохин Бины, и наследует удел Яакова, мохин высших Аба ве-Има. Как сказано: Исасхар – сочетание букв «Есть награда (еш сахар) за деяния твои»[20]– занятия Торой. И награда эта, как сказано: «Чтобы дать в наследие любящим меня, есть (у меня награда)»[21] – и это Бина, которая вернулась к Хохме, «и сокровищницы их наполню» – мохин высших Аба ве-Има, наследие Яакова, который унаследовал от них безграничный удел. Эти два вида мохин являются наградой для занимающегося Торой.

 

233) «И сказала Леа: "Ибо я родила ему шестерых сыновей"»[22] – верх и низ, Нецах и Ход, и четыре стороны мира Хесед-Гвура-Тиферет-Есод. «Тому, кто продлевает в "Един"» – в «Един», произносимом в (молитве) «Шма», «нужно возвести на престол Творца наверху и внизу и в четырех сторонах мира» – то есть единство Его проявляется в шести этих окончаниях (ВАК).

 

234) «Горы благовоний»[23]. Шесть сыновей Леи, включающие шесть других: Йосефа и Беньямина и сыновей рабынь, и их двенадцать, и их же шесть. Можно сказать, что их двенадцать, и можно сказать, что их шесть, поскольку каждый из них включен в другого. Шесть основных – это шесть, и вместе с включенными в них – их двенадцать. И Лея стоит над ними, и это – «тринадцать». Чтобы воплотить сказанное: «Мать, радующаяся детям. Алелуйа».

 

235) И поэтому сказано: «Не бери матери, (находящейся) над детьми»[24]. Потому что она – скрытый мир, и не раскрылась, то есть нет у нижних постижения ее. Поэтому сказано: «Отпустить должен ты мать, а детей возьми себе», поскольку мать – это скрытый мир, и не раскрывается вообще. «Возьми себе» – то есть вызови в них свечение хохма и раскрой их. И это – повеление: поскольку мать, Лея, скрыта, непостижима, поэтому постигни сыновей.

 

236) «А детей возьми себе». Сказано: «Ибо спроси о временах прежних»[25]. «От края небес»25 – Хесед, первый край Зеир Анпина, небес, «и до края небес»25 – Есод, последний край Зеир Анпина. Шесть окончаний, ХАГАТ НЕХИ Зеир Анпина, называемых «шесть сыновей Леи». И учит нас Писание тому, что в них имеется вопрос – подъем МАН для привлечения Хохма. И все они называются «горы благовоний».

 

Отсюда и ниже, после Малхут Ацилута, они называются «горы разлучений»[26]. Как сказано: «А оттуда разделяется и образует четыре верховья»[27], и это – горы разделения. До Малхут Ацилута – это мир единства, где «Исраэль, Тора и Творец едины», а ниже него – это три мира разделения БЕА.

 

237) Сыновья рабынь создавали связи – четыре связи, нуждающиеся в исправлении. Поэтому эти связи выходят, выступая наружу из тела, хотя все они – одно целое. То есть, хотя они уже установились, как сказано: «Все обращены задней частью внутрь»[28], но всё же остались выступающими наружу из тела, будучи изначально, еще до соединения, пустыми, лишенными всякого света. И отсюда и далее остальные связи – все они одна связь на прямом пути, то есть не выступают наружу из тела. И поэтому колена восходят, благодаря «свидетельству свыше», то есть мохин Бины, как сказано: «И река, вытекающая из Эдена». И потому сказано: «То место, куда восходили колена, колена Творца, – свидетельство для Исраэля, чтобы благодарить имя Творца»[29].

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.