337) «Насыщаются деревья Творца – кедры Леванона, которые насадил Он»[110]. «Леванон» – Бина, вернувшаяся к Хохме. Ибо Леванон – это «лев» (тридцать две) «нун», буквы 32-х путей Хохмы, и пятидесяти (нун) врат Бины. «В которых гнездятся птицы, жилище аиста – в кипарисах»[111] – в Леваноне, высшей Бине Арих Анпина, вернувшейся к Хохме. «И это две птицы» – две Нуквы Зеир Анпина, Леа и Рахель. «И от них отделяются несколько других птиц» – в БЕА. «Но эти две птицы – они высшие» – в Ацилуте, «и они направляются из Леванона» – сверху. Как сказано: «А у Лавана – две дочери» – две птицы, Леа и Рахель. Лаван – это Леванон, ибо Лаван – это захар, а Леванон – захар с нуквой.
338) «Жилище аиста – в кипарисах» – в шести высших сыновьях, ХАГАТ НЕХИ, нисходящих из высшего мира, Бины, и считающихся жилищем Бины. Бина называется «хасида» (аист), ибо хотя этот высший мир и является некевой, Биной, называют ее «захар», ибо всё благо и весь свет распространяются от нее, а дающий называется «захар».
339) И поскольку Бина – «хасида», исходит от нее свет Хесед, являющийся первым светом, о котором сказано: «И сказал Творец: "Да будет свет!"»[112]. И поэтому сказано, что жилище ее – в кипарисах. Произносится не «брушим» (кипарисы), а «бе-рошим» (в верхушках), ибо Бина – это ГАР, и жилище ее, ХАГАТ НЕХИ ее, находятся в «рошим» – рош и ГАР, так как нижний мир, Нуква, – жилище ее в нижних, а не в рошим; то есть она – ВАК, а не рош и ГАР. И это –Судебная Палата мира. А иногда называется нижний мир, Нуква, также как и называется высший мир, Бина, всеми его именами, – в то время, когда Нуква, поднявшись, облачает Бину.
340) И об этой Нукве сказано: «И раскаялся Творец… и опечалился»[113] – ибо от этого места зависят суды и печаль. Но всё, находящееся наверху, в Бине, свет и жизнь наполняет во всех сторонах. И печаль не присутствует в месте, указывающем на внутреннюю сущность, Бину. Но внешней сущности, Малхут, свойствена печаль. И поэтому сказано: «Служите Творцу в радости, предстаньте пред Ним в песнопении»[114]. «Служите Творцу в радости» – соответствует высшему миру. «Предстаньте пред Ним в песнопении» – соответствует нижнему миру.
Прутья - 2
341) Горе грешникам мира, которые не знают слов Торы и не смотрят в них. А когда они смотрят в нее, слова Торы представляются им пустыми речами, в которых нет пользы, ибо нет в них разума. И всё это, поскольку пусты они в знании и разуме, ведь совершенно все слова в Торе – вещи высокие и драгоценные. И в каждом написанном в ней слове, она дороже жемчуга.
342) И все бесчувственные глупцы, когда видят слова Торы, мало того, что не знают, они еще и говорят, что слова эти испорчены и нет в них пользы. Горе им, когда Творец спросит с них за позор Торы, и будут они подвергнуты наказанию, положенному восставшим против своего Властелина.
343) Сказано о Торе: «Ибо не пустая вещь это»[115]. А если она пустая, пустая она только для вас. Ведь вся Тора полна разными драгоценными камнями и дорогими жемчугами, и всем добром мира.
344) Сказал царь Шломо: «Если ты мудр, то мудр для себя»[116], – ибо, когда человек умудрился в Торе, вся польза – его, а не Торы, ведь к Торе он не может добавить ни одной буквы. «А если кощунствуешь, ты один пострадаешь»2, – ибо слава Торы не пострадает от этого никак. А кощунство – одного лишь его, и он остается в нем, чтобы оно извело его из этого мира и из будущего.
345) Когда все высшие буквы, т.е. ступени Бины, соединяются на этой ступени, являющейся концом высших святых ступеней, т.е. Нуквой, и она наполняется от них и благословляется от высшего мира, т.е. Бины, эта ступень готова напоить все стада, – каждого, как подобает ему, – и каждый напаивается судом (дин) и милосердием (рахамим).
346) Сказано: «И ставил прутья»[117]. Ибо Яаков явился, чтобы исправить вечернюю молитву, т.е. Нукву в свойстве левой [линии] и тьмы, и дать свет луне, т.е. Нукве ночного правления, и напоить ее и благословить ее со всех сторон, т.е. как справа, так и слева. Как сказано: «И ставил прутья», – это диним из Малхут, или экран в ней, и гвурот, исходящие от высшей Гвуры, т.е. от левой линии Бины. Ведь прутья содержат два вида диним: от Малхут и от Бины.
347) И Яаков, когда он хотел исправить Нукву, убрал все эти диним и гвурот из прутьев. И в отношении диним в них сказано: «И вырезал на них белые полоски»[118], – т.е. притянул хасадим на экран. А о гвурот сказано: «обнажая белизну». И он поставил эти прутья «в стоках»3, – в четырех стоках, т.е. четырех келим ХУБ ТУМ, находящихся под колодцем, «который выкопали князья»[119], т.е. под Нуквой, исправленной с помощью ХАГАТ де-Бина, называемых «князья». И она состоит из четырех келим ХУБ ТУМ, называемых «стоки», и наполняется из ручьев и высших источников, т.е. от сфиры Бина. Ведь когда вода выходит из этого святого колодца, эти четыре, т.е. ХУБ ТУМ, забирают всё. И поэтому они называются «стоки». И ангелы и души приходят напиться оттуда.
348) И все эти диним и гвурот, которые он убрал из прутьев, стоят в стоках, чтобы каждый получал оттуда, как ему подобает. Как сказано: «Куда овцы приходят пить, против овец»3. Дважды сказано «овцы», одни против других – ступени, способные принимать хасадим, стояли против ступеней, способных принимать диним и гвурот. «Чтобы они разгорячались, когда приходят пить»3 – ибо, когда ангелы, которые называются «овцы», облачаются в хасадим и принимают суд (дин), они подогреваются этим судом, ведь получение суда в себя называется «подогрев», и ходят и бродят по миру, чтобы наблюдать за путями людей, как для добра, так и для зла, чтобы награждать и наказывать, ибо они состоят из хасадим и диним.
349) «И разгорячались овцы на эти прутья»[120], – поскольку эти прутья, представляющие собой диним и гвурот, разогревались и наблюдали за судами (диним) в мире, и командовали ими, и люди подвергались их суду.
350) Царь Давид всегда прилеплялся [всем] своим существом к Творцу, и не заботился в мире о других вещах, кроме как прилепиться к Нему своей душой и желанием. Как сказано: «Прилепилась к Тебе душа моя»[121]. И поскольку он прилеплялся к Творцу, [Творец] поддерживал его и не покидал, как сказано: «Поддерживает меня правая Твоя»7. Отсюда следует, что когда человек хочет прилепиться к Творцу, Творец поддерживает его и не покидает.
351) «Прилепилась к Тебе душа моя»7, – чтобы ступень его облачилась наверху, ведь когда его ступень прилепляется к высшим ступеням, чтобы подняться за ними, правая, т.е. хасадим, поддерживает его, чтобы вознести его и соединить с правой [линией] в одном единстве, как подобает. Как сказано: «И держать меня будет правая Твоя»[122]. И сказано: «А правая – обнимает меня»[123]. И поэтому: «Поддерживает меня правая Твоя»7.
352) И когда он держится за Творца, сказано: «Левая рука его у меня под головою, а правая – обнимает меня»9. И это одно единение и одно соединение с Творцом. И когда это одно соединение с Ним, его ступень наполняется и благословляется.
353) И когда наполняются все эти стоки, они наполняются на 4 стороны света, ХУБ ТУМ. И все стада напоены, каждый по своему свойству – в этих четырех свойствах: ХУБ ТУМ. И когда Яаков явился, чтобы исправить Нукву, он выбрал для себя правую сторону, пригодную для него. А другая сторона, не пригодная для него, отделилась от него, как сказано: «И ставил он свои стада отдельно, и не ставил он их со скотом Лавана»[124]. «Отдельно» – он отделялся, чтобы не служить другим богам, которые на других сторонах. Счастлива доля Исраэля, о котором сказано: «Ибо народ святой ты»[125].
354) Яаков – достойнейший из праотцев, средоточие их всех, поскольку средняя линия, т.е. Яаков, включает в себя две линии, правую и левую, т.е. Авраама и Ицхака. И поскольку он включает их всех, он должен светить луне, т.е. Нукве. Ведь Яаков должен исправить вечернюю молитву, т.е. Нукву.
355)[126] И всё это исправление он произвел, как подобает; все эти святые свойства – всех их он установил, каждое в своем исправлении, в средней линии, и отделил свою долю от доли других народов, которые – в левой линии. Эти – были высшие святые свойства в высшей святости, а те были нечистые свойства в грязи скверны. Сказано: «И ставил он свои стада отдельно»10. «И ставил он», – т.е. установил исправления только лишь для одной веры, т.е. Нуквы, как сказано: «Тебя избрал Творец, чтобы ты был ему народом, избранным из всех народов»11. «И не ставил он их со скотом Лавана»10, – т.е. не связывал свою долю и судьбу с ними.
357) Поэтому Яаков, достойнейший из праотцев, выправил свойство веры, и отделил свою долю и судьбу от остальных народов, как сказано: «А вы, прилепленные к Творцу, Элокиму вашему, живы все вы сегодня»[127].
358) Счастлива доля [сынов] Исраэля, которые выше народов-идолопоклонников, ведь их ступень выше, ибо они получают свечение левой [линии] снизу вверх. А ступень народов-идолопоклонников ниже, ибо они притягивают свет левой [линии] сверху вниз. Эти со стороны святости, а те – со стороны скверны. Эти – справа, а те – слева.
359) После того как был разрушен Храм, сказано: «Убрал Он правую Свою перед врагом»[128]. И поэтому сказано: «Спаси правою Своею и ответь мне»[129]. Ибо левая одолела тогда и скверна пересилила. Пока Творец не отстроит Храм и не исправит мир, как полагается, и вещи не вернутся к своему совершенству, как подобает, и нечистая сторона не исчезнет из мира. Как сказано: «И дух нечистоты изгоню Я из страны»[130]. И сказано: «Уничтожит Он смерть навеки»[131].
360) И останется один лишь Творец, как сказано: «И идолов совершенно не станет»[132]. И сказано: «И велик будет только лишь Творец в тот день»[133]. Как сказано: «И нет с ним богов чужих»[134]. Поскольку завершится сила скверны в мире, и как вверху, так и внизу останется один лишь Творец и Исраэль, святой народ для служения Ему, и «святым» будет назван он, как сказано: «И будет, кто останется в Ционе и уцелеет в Иерусалиме, тот назван будет святым, – все, кто записан для жизни в Иерусалиме»[135]. И тогда будет один Царь наверху и внизу и один народ для служения Ему, как сказано: «И кто подобен народу Твоему, Исраэлю, народу одному на земле»[136].
361) Шхина соединяется с находящимися в дороге, чтобы оберегать их. Занимающиеся словами Торы и прилагающие усилие в ней удостаиваются притянуть ее, т.е. Зеир Анпин, или Тору. И тогда Зеир Анпин и Нуква, т.е. Шхина, соединяются с ними в одном единении.