364) «Не отвращает очей Своих от праведника»[140]. Когда грешники не господствуют в мире и исчезли из него, в мире правит праведник, как сказано: «Он (Творец) не дает жить грешнику и угнетенным воздает по праву»[141], – т.е. что грешники исчезнут из мира. Сказано после этого: «Не отвращает очей Своих от праведника». «Очей Своих» – как сказано: «Очи творца – к праведникам»[142], – ибо тогда они удостаиваются мохин свечения хохмы, которые называются «очи», ведь тогда праведник, т.е. средняя линия, правит миром, ибо власть возможна только в свете хохм́ы.
365) «И царей – на престол»26, – это правящие цари, у которых есть свечение хохм́ы, – т.е. власть, – обладающие престолом.
«И сажает их навеки»26, – т.е. они пребывают на престоле в совершенном существовании.
«И возвышаются они»26, – т.е. они возвышаются, чтобы править миром, и чтобы престол стоял на своих опорах.
Когда левая линия господствует без включения правой и ее свечение притягивается сверху вниз, грешники получают от ее свечения оживление и силу править миром и портят и разрушают всё, что найдут, как сказано: «Земля отдана в руки грешника»[143]. А когда нижние поднимают МАН в ЗОН, Зеир Анпин поднимается в качестве МАН в Бину вместе со своим экраном де-хирик и на него выходит уровень хасадим первого вида и этим уменьшает ГАР левой линии, и его свечение более не притягивается сверху вниз, а [притягивается] лишь снизу вверх. И тогда пропадает оживление грешников и они исчезают, как сказано: «Он не дает жить грешнику»27.
И хотя ГАР левой линии, т.е. свечение хохм́ы, исчезли, Писание сообщает нам: «Не отвращает очей Своих от праведника»27, – не отвращает Он из-за этого очей, т.е. хохму, от праведника, т.е. средней линии, ведь он получает ВАК де-ГАР левой линии, которые включаются в правую, и это всё совершенство свечения хохм́ы. «Когда грешники не господствуют в мире и исчезли из него»[144] – т.е. когда Зеир Анпин поднимает экран де-хирик в качестве МАН в Бину, и тогда исчезают грешники, праведник правит миром, ибо праведник получает тогда свечение хохм́ы, т.е. власть.
И поэтому сказано: «"И царей – на престол"26, – это правящие цари, у которых есть свечение хохм́ы, – т.е. власть, – обладающие престолом»[145]. Т.е. цари, которые правят на земле, получают власть от Малхут, или престола. И они – это свойство мохин сидения. Ведь когда человек сидит на стуле, его рост уменьшается по причине сидения, которое удобно для него. Так же и эти мохин уменьшаются от ГАР до ВАК де-ГАР, чтобы уничтожить грешников из мира. И как сказано: «"И сажает их навеки"26, – т.е. они пребывают на престоле в совершенном существовании»31, – т.е. власть их не прекратится никогда, поскольку грешники исчезли и не смогут больше обладать этими мохин.
Ибо «"И возвышаются они"26, – т.е. они возвышаются, чтобы править миром, и чтобы престол стоял на своих опорах»31. Т.е. они получают мохин снизу вверх, и поэтому они должны подняться в место гвуры, т.е. Нуквы Зеир Анпина, чтобы получить там мохин. А почему «они возвышаются»? Они делают это, чтобы править миром, т.е. чтобы получить мохин де-хохма и совершить исправление «престола на своих опорах», что означает исправление линий престола, т.е. нуквы, так чтобы они установились навечно.
Другое объяснение: что берут престол, т.е. Нукву, и ставят его наверху в месте Бины, чтобы соединить ее в ее месте, как подобает. Ибо мохин де-Нуква пребывают во всем совершенстве, только когда она поднимается в Бину и облачает ее.
Жертву Мне, хлеб Мой
368) «Жертву Мне, хлеб Мой»[146]. Жертва Творцу каждый день – чтобы питать мир, давать пропитание наверху и внизу, ведь в пробуждении снизу, вместе с ежедневным жертвоприношением, свыше пробуждается дарование изобилия, и благодаря этому каждый получает пропитание, как подобает. Пища – это изобилие света хасадим. Пропитание – это хохм́а, облаченная в хасадим, т.е. оно состоит из двух частей. И в этом повеление Творца: пропитание.
369) «Жертву Мою, хлеб Мой»32. Как сказано: «Отведал я соты мои с медом, пил я вино мое с молоком»[147]. Это указывает на пропитание. Творец повелевает пробудить питание свыше, чтобы внизу дать питание от этой высшей пищи. Того, кто дает питание бедняку для поддержания жизни, Творец тем более благословляет и дает ему высшее питание, и мир благословляется ради него.
370) Об этом сказано: Не должен человек пренебрегать никаким человеком. Ведь вначале приняли его за простака и чуть не отнеслись к нему пренебрежительно. Ибо в двух смыслах удостоился я через этого человека. Т.е. он удостоился через него будущего мира, дав подаяние, и удостоился услышать от него открытия в Торе.
371) Другое объяснение. «Жертву Мне, хлеб Мой в огнепалимые жертвы Мне, в благоухание, приятное Мне»32. «Жертву Мне (эт корбан́и)» – Кнесет Исраэль, Нуква, «эт». «Жертва Мне (корбан́и)» – т.е. сблизить (лекарев) и связать Нукву с Зеир Анпином. «Хлеб Мой» – это питание, изобилие мохин, появляющееся наверху благодаря пробуждению внизу во время ежедневного жертвоприношения. «В огнепалимые жертвы Мне» – чтобы включить остальных других ангелов, которые должны питаться отсюда, каждый согласно своему свойству. «В благоухание, приятное Мне» – это желание единения, чтобы всё объединилось в высшем мире, или Бине. Т.е. это раскрытие свечения хохм́ы из высшего мира, которая светит снизу вверх – и это «благоухание».
372) «Соблюдайте приносить Мне в положенное время»32. Т.е. – когда Авраам пробудился, чтобы исполнить желание Творца, как сказано: «И поднялся Авраам рано утром»[148], – и это время ежедневного утреннего жертвоприношения. А когда Ицхак был связан на жертвеннике в сумерках – это время ежедневного вечернего жертвоприношения. В таком случае почему же сказано: «В положенное время», – в единственном числе? Следовало сказать: «В положенные времена», – во множественном числе, ведь есть два времени. Ответ: во время ежедневного приношения свойство Авраама, т.е. вода, включается в свойство Ицхака, т.е. огонь, и наоборот. Поэтому сказано: «В положенное время», – в единственном числе. Поскольку они включились друг в друга.
373) Обо всех жертвоприношениях не говорится «соблюдайте», как сказано: «Соблюдайте приносить»32. Ибо «соблюдайте» (тишмер́у) – это «храни» (шам́ор), т.е. Нуква, которая должна быть приближена наверх, к Зеир Анпину, как сказано: «Соблюдайте приносить Мне». Т.е. приблизить Нукву «в положенное время», т.е. в правой и левой [линии] Зеир Анпина, или Аврааме и Ицхаке.
Божки
375) «А Лаван пошел стричь своих овец, и Рахель похитила божков, которые у ее отца»[149]. Божки – это было идолопоклонство, они назывались божками (траф́им) в знак пренебрежения, от слова «бейт турп́а» (место соития у женщины). Они были идолопоклонством, поскольку сказано: «Зачем ты похитил мои божества?»[150]. И сказано: «У кого же найдешь твои божества»[151]. А Лаван был колдуном всех колдунов мира, и по этим божкам узнавал всё, что ему нужно было узнать.
376) Эти божки были сделаны колдовством. Они были сделаны заклинаниями. Они были сделаны в урочные часы и названы божками, потому что в это время стучат по ним и в это время отпускают их. И из-за этой необходимости отпускать их (леарп́от) в урочные часы, они были названы траф́им (божки).
377) Когда мастер делает его, тот, кто знает мгновения и часы, т.е. когда делать, а когда отпускать, стоит над ним и говорит: «Сейчас отпускай, а сейчас делай». И нет другого действия, которое следует оставлять в урочный час, кроме [действия] с божками. И он постоянно говорит и дает дурные советы, как повредить жизни человека.
378) А Рахель боялась, чтобы божки не дали совета, как навредить Яакову. И в знак пренебрежения к идолопоклонству положила их под себя, так чтобы они не могли говорить, поскольку, когда их готовят, чтобы они говорили, метут и брызгают водой перед ними, т.е. следует выказать к ним уважение. «И села на них»[152], – т.е. она выказала к ним пренебрежение, и они не могли говорить. Божки были захар и некева. И много поклонений совершалось пред ними, прежде чем они начали говорить. Из-за того, что не было божков, Лаван задержался на три дня, потому что он не знал, что Яаков сбежал, как сказано: «И сообщено было Лавану на третий день, что сбежал Яаков»[153].
379) Он подготовился в двух отношениях: вооружился всеми чарами, которые были у него, и запасся оружием, чтобы извести Яакова из мира, как сказано: «Арамеец [пытается] погубить отца моего»[154]. Когда Творец увидел, что он хочет погубить Яакова, сказано: «Берегись, чтобы не говорить с Яаковом ни хорошего, ни плохого!»[155]. И сказано: «Рука моя в силе содеять вам зло»[156]. Настолько он верил тем чарам, которые были у него в руках.
380) Лаван прошел за один день, сколько Яаков прошел за семь дней, чтобы извести его из мира: 1. Из-за того, что он ушел от него; 2. Из-за божков, которые они похитили у него. И хотя Рахель сделала это, чтобы вырвать отца из идолопоклонства, она была наказана тем, что не вырастила Биньямина и не пробыла с ним на свете ни одного часа – из-за страданий отца, хотя намерения ее и были хорошие.
381) Вся эта беда, которая стряслась у Яакова с Лаваном, обратила Лавана к раскаянию, к тому, что он признал Творца, как сказано: «Смотри: Элоким свидетель между мной и тобой»[157], – т.е. он упомянул имя «Элоким». Сказано: «Бог Авраама и бог Нахора пусть вершат суд между нами»[158], – т.е. этот грешник вернулся к своим заблуждениям. После того как сказал: «Бог Авраама», – который святой, он снова упомянул бога Нахора, представляющего собой идолопоклонство.
382) «И поклялся Яаков Страхом своего отца Ицхака»44. Почему он поклялся Страхом Ицхака, а не Творцом Авраама? Ответ: что он не желал обременять правую сторону, или Авраама, – т.е. привлекать его ради Лавана, – и поэтому он не поклялся Творцом Авраама, правой [линией]. Человек не должен клясться высшим свойством по каждом поводу, даже если он клянется истинно. Он не поклялся Творцом Авраама, поскольку он является Хеседом, высшим из семи сфирот ХАГАТ НЕХИМ, а человек не должен клясться таким высоким свойством.
383) Нет сомнения, что Яаков поклялся [именно] так, чтобы всё сбылось, как подобает, ибо он опирался на Страх отца своего Ицхака, чтобы придать б́ольшую крепость своей клятве, и так и должно быть. Но Яаков посмотрел на положение вещей и сказал: «Ведь Лаван уже сказал: "Творец Авраама", но не упомянул отца моего Ицхака, я дополню всё это». Сейчас же: «И поклялся Яаков Страхом своего отца Ицхака»44. Другое объяснение: включиться в дин, чтобы устоять перед Лаваном.