267)«И припомнил Бог о Рахели и отверз утробу ее»[43]. Ибо сыновья зависят от удачи (мазáль – מזל) – рек̀и, вытекающей из рая, которая поливает (мэз́иль – מזיל) и орошает сад, т.е. Зеир Анпина. Поэтому в связи с ней говорится о припоминании, так как припоминание (зхирá – זכירה) – от мужского свойства (зхур – זכור), т.е. Зеир Анпина, а воспоминание – от Нуквы. Сказано: «Творец (АВАЯ) вспомнил о Саре»[44] – не благодаря удаче, так как о ней не сказано: «припомнил». Если сыновья зависят от удачи, а не от Нуквы внизу, то здесь, в случае с Сарой, не было удачи? Однако же сказано: «АВАЯ вспомнил», а Он включает в себя всё как одно целое. Ибо АВАЯ означает: Он и Его суд, т.е. Зеир Анпин вместе с Нуквой. А значит, в случае с Сарой есть также припоминание от Зеир Анпина, т.е. удача.
268) Если АВАЯ включает Зеир Анпина и Нукву вместе, воспоминание и припоминание, то почему сказано: «вспомнил»? Ведь АВАЯ и так уже включает в себя воспоминание. Однако припоминание уже имелось до того, и этот ключ к сыновьям уже был передан вниз, как сказано: «Союз Мой установлю с Ицхаком, которого родит тебе Сара»[45]. И сказано: «К тому сроку вернусь к тебе в это же время – и у Сары сын»[46]. Поскольку уже имелось припоминание на ступени Зеир Анпина, как сказано: «союз Мой», что означает Есод Зеир Анпина, постольку сказано затем о воспоминании, т.е. о Нукве, – дабы возникла общность всего вместе, т.е. чтобы в ней были припоминание и воспоминание вместе.
269) «И припомнил Бог о Рахели». Припоминание – наверху, в Зеир Анпине, ибо эта удача, что наверху, в свойстве захар, приходит к воспоминанию, т.е. к Нукве внизу, в изгнании, – дабы вызволить ее. Подобно этому, сказано: «Припомнил Бог о Рахели» – так же как: «Припомнил Я союз Мой»[47]. «Припомнил» – означает припоминание, Зеир Анпина. «Припомнил Бог о Рахели» – это Нуква, т.е. воспоминание. Припоминание, подразумеваемое в слове «припомнил», пришло к Рахели, которая представляет собой воспоминание, и дало ей изобилие сыновей. А имя Элоким в словах «припомнил Бог (Элоким)» означает Бину.
270) Сказано: «Поминанием вспомнил Я о вас»[48]. Возможно ли воспоминание в Нукве, когда сама она в изгнании? Если она в изгнании, то как же она раскрылась здесь Моше? И как сказала: «Поминанием вспомнил»?
271) Однако же, когда светит солнце – Он на небесах, и Его могущество и сила правят повсюду на земле. Подобно этому, сказано: «Полна вся земля славой Его»[49]. Когда существовал Храм, вся земля полна славой Его – это святая земля, Нуква. И тогда происходит раскрытие Шхины. Теперь же, когда Исраэль в изгнании, Шхина находится выше хазэ Зеир Анпина – там, где небеса, укрытые хасадим, – и не раскрывается на земле. Но мощь ее тянется к земле, подобно тому, как солнце прячется в небесах, а его силой и могуществом полна вся земля. И она окружает Исраэль, чтобы защищать их, хотя и находятся они в другой земле, в изгнании.
272) Есть Шхина ниже хазэ Зеир Анпина, и есть Шхина выше хазэ Зеир Анпина. Шхина наверху – в двенадцати пределах высших строений и двенадцати высших животных. Это четыре сфирот ХУБ-ТУМ, в каждой из которых есть ХУБ и Тиферет, и они составляют число двенадцать. Это двенадцать пределов, а также двенадцать больших животных, что от хазэ и выше. А Шхина внизу – в двенадцати святых коленах. И тогда, когда обе они в двенадцати, – взаимовключается Шхина наверху и внизу, т.е. обе они становятся единым парцуфом, и всё светит в одно время, единовременно. И тогда «полна вся земля славой Его», и происходит раскрытие Шхины внизу, в этом мире.
Хотя во время изгнания Исраэля Шхина не исправилась ниже хазэ, а поднялась выше хазэ, но и наверху она не исправилась, и ей недостает ГАР. А поскольку она не исправилась ниже хазэ, постольку ей недостает НЕХИМ, что ниже хазэ. И потому сказано, что Шхина в изгнании с Исраэлем, – так как она в изгнании с ними. Ибо вследствие своего подъема наверх она лишилась ГАР светов и НЕХИ келим, и это является изгнанием.
273) Как исправляется Нуква во время изгнания, чтобы иметь возможность раскрыться внизу? Это похоже на царя, у которого умер сын. Перевернул он свою постель из-за траура по сыну и не застлал ее, а взял тернии и чертополох, и положил под постель, и лег на них. Так и Творец, когда был изгнан Исраэль и разрушен Храм, взял тернии и чертополох и положил их под собой. Сказано: «Явился ему ангел Творца в пламени огня из куста»[50]. Он сделал так потому, что Исраэль были в изгнании. Тем самым улаживается первый вопрос: если Шхина в изгнании, как она раскрылась Моше? Она раскрылась ему из куста, представляющего собой несовершенство и суды, – подобным образом она может раскрываться и во время изгнания.
274) Кто находится не в собственном владении, а в изгнании, – что он может вспомнить и что он может сделать? Как Шхина могла сказать: «Поминанием вспомнил», когда она в изгнании? Однако же «поминание» исходит свыше, от Зеир Анпина, и означает припоминание. А «вспомнил» – внизу, в Нукве. Она сказала: «поминание», и это означает припоминание. И не сказал ясно: «припоминание», так как это припоминание уже было у нее ранее, как сказано: «Припомнил Я союз Мой». Поскольку сказано: «припомнил», тем самым ей уже дано припоминание, и потому она сказала потом: «Поминанием вспомнил». Воспоминание намекает на припоминание, уже данное ей ранее. Знак этот передан от Яакова и Йосефа. Яаков сказал: «Поминанием вспомнит о вас»[51], а также Йосеф сказал: «Поминанием вспомнит Бог о вас»[52]. Ибо для избавления нужно припоминание и воспоминание. Поминание намекает на уже имевшее место припоминание, а слово вспомнил – на воспоминание.
276)[53] При благословениях один упоминает имя Творца, а двое отвечают ему. Сказано: «Когда имя Творца назову, воздайте славу Богу нашему»[54]. «Когда имя Творца назову» – это один, упоминающий имя. «Воздайте славу Богу нашему» – это двое других, которые отвечают. Однако что касается Торы, даже если двое сидят и занимаются Торой, они воздают славу, мощь и великолепие Торы Творцу.
277) Зачем нужны трое при благословениях? Все благословения таковы, что один призван благословлять, а двое – отвечать, чтобы возносить хвалу Творцу в трех линиях. Один благословляет – это средняя линия, действующая, чтобы раскрыть свет. Двое благодарят и выполняют его благословения, – это две линии, получающие действие средней линии и светящие благодаря ее силе. Таково претворение благословений, дабы они соответствовали высшему как дóлжно и отвечали принципу трех.
278) Есть припоминание к добру, и есть припоминание ко злу. Есть воспоминание к добру, и есть воспоминание во зло.
Припоминание к добру – как сказано: «Я припомню для них союз с предками»[55], «Припомнил Бог Ноаха»[56], «Припомнил Бог союз Свой»[57]. Припоминание во зло – как сказано: «Припомнил Он, что плоть они; дух уходит и не возвращается»[58].
Воспоминание к добру – как сказано: «Поминанием вспомнил Я о вас». Воспоминание во зло – как сказано: «Вспомню Я прутом преступление их и язвами грех их»[59].
279) Все припоминания и воспоминания к добру – это известные ступени, вера. Свойства захар и некева едины – это припоминание и воспоминание. Припоминание – захар, воспоминание – некева. И они к добру. А припоминание и воспоминание во зло – это другая сторона, другой бог, захар и некева, как одно: припоминание в свойстве захар, воспоминание – в некева, всегда предстоящие во зло. И они соответствуют друг другу: свойства захар и некева обратной стороны напротив свойства захар и некева святости.
От припоминания и воспоминания, относящихся к святости, происходят все тайны веры и все высшие святые ступени.
А от припоминания и воспоминания, относящихся к обратной стороне, происходят все дурные качества, вся смерть и все стороны дурных качеств в мире.
280) Счастлив тот, чей удел на доброй стороне, кто не склоняется к обратной стороне и спасается от них. Счастлив тот, кто может спасаться от той стороны, и счастливы праведники, которые могут спасаться от них и вести войну с той стороной. Человек должен вести с ней войну, и властвовать над ней, и спасаться от нее.
281) Яаков столько делал в отношении Эсава с целью подчинять его сторону, перехитрить ее и лукавить с ней везде, где необходимо, – чтобы властвовать над ней в начале и в конце, дабы всё было должным образом. Тогда начало и конец были едины. Сказано в начале: «Первородство мое (בכֺרתי) он взял»[60], а в конце сказано: «И вот теперь взял благословение мое (בִרְכָּתי)». У этих слов одинаковые буквы – таким образом, начало и конец были едины. И всё это было затем, чтобы властвовать над ней напрямую. Поэтому счастлив тот, кто спасается от обратной стороны и может властвовать над ними.
282) Припоминание и воспоминание к добру – когда они едины в вере, Нукве. Иными словами, когда Зеир Анпин, т.е. припоминание, и Нуква, т.е. воспоминание, пребывают в зивуге. Счастлив тот, кто прилагает старания в поисках веры, дабы удостоиться ее, как сказано: «За Творцом последуют – как лев, зарычит»[61].
283) Когда человек возносит свою молитву, пускай не говорит о себе самом: «Припомни обо мне и вспомни обо мне»[62]. Ибо есть припоминание и воспоминание к добру, а также припоминание и воспоминание во зло. В будущем обвинители получат из его уст словá «припомни обо мне и вспомни обо мне» и придут, чтобы напомнить о грехах человека и наказать его. И навлекут они на него припоминание и воспоминание во зло. За исключением законченного праведника: если припоминание и воспоминание во зло, т.е. нечистые ЗОН, проверят за ним грехи и не найдут их, тогда можно ему сказать: «Припомни обо мне и вспомни обо мне».
284) Ибо везде, где человек возносит свою молитву, пускай помещает себя среди многих, внутри общности многих. Об этом упоминается в случае с шунамитянкой, которой сказал Элиша: «Не нужно ли поговорить о тебе с царем или с военачальником?»[63] «Не нужно ли поговорить о тебе с царем?» – поскольку тот день был праздничным днем начала года (Рош а-шана). В тот день небесная Малхут властвует, чтобы судить мир, и Творец зовется в то время Царем правосудия. И потому он сказал ей: «Не нужно ли поговорить о тебе с царем?» – т.е. он назвал Творца Царем.
285) «И сказала она: "В среде народа своего я живу"». Иными словами, она сказала: «Я не хочу быть отмеченной наверху, а хочу склонить голову в среду многих и не выступать из общности». Так и человек должен включаться в общность многих и не обособляться сам по себе – чтобы не смотрели на него обвинители, желая напомнить о его грехах.