Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Припоминание и воспоминание



267)«И припомнил Бог о Рахели и отверз утробу ее»[43]. Ибо сыновья зависят от удачи (мазáль – מזל) – рек̀и, вытекающей из рая, которая поливает (мэз́иль – מזיל) и орошает сад, т.е. Зеир Анпина. Поэтому в связи с ней говорится о припоминании, так как припоминание (зхирá – זכירה) – от мужского свойства (зхур – זכור), т.е. Зеир Анпина, а воспоминание – от Нуквы. Сказано: «Творец (АВАЯ) вспомнил о Саре»[44] – не благодаря удаче, так как о ней не сказано: «припомнил». Если сыновья зависят от удачи, а не от Нуквы внизу, то здесь, в случае с Сарой, не было удачи? Однако же сказано: «АВАЯ вспомнил», а Он включает в себя всё как одно целое. Ибо АВАЯ означает: Он и Его суд, т.е. Зеир Анпин вместе с Нуквой. А значит, в случае с Сарой есть также припоминание от Зеир Анпина, т.е. удача.

 

268) Если АВАЯ включает Зеир Анпина и Нукву вместе, воспоминание и припоминание, то почему сказано: «вспомнил»? Ведь АВАЯ и так уже включает в себя воспоминание. Однако припоминание уже имелось до того, и этот ключ к сыновьям уже был передан вниз, как сказано: «Союз Мой установлю с Ицхаком, которого родит тебе Сара»[45]. И сказано: «К тому сроку вернусь к тебе в это же время – и у Сары сын»[46]. Поскольку уже имелось припоминание на ступени Зеир Анпина, как сказано: «союз Мой», что означает Есод Зеир Анпина, постольку сказано затем о воспоминании, т.е. о Нукве, – дабы возникла общность всего вместе, т.е. чтобы в ней были припоминание и воспоминание вместе.

 

269) «И припомнил Бог о Рахели». Припоминание – наверху, в Зеир Анпине, ибо эта удача, что наверху, в свойстве захар, приходит к воспоминанию, т.е. к Нукве внизу, в изгнании, – дабы вызволить ее. Подобно этому, сказано: «Припомнил Бог о Рахели» – так же как: «Припомнил Я союз Мой»[47]. «Припомнил» – означает припоминание, Зеир Анпина. «Припомнил Бог о Рахели» – это Нуква, т.е. воспоминание. Припоминание, подразумеваемое в слове «припомнил», пришло к Рахели, которая представляет собой воспоминание, и дало ей изобилие сыновей. А имя Элоким в словах «припомнил Бог (Элоким)» означает Бину.

 

270) Сказано: «Поминанием вспомнил Я о вас»[48]. Возможно ли воспоминание в Нукве, когда сама она в изгнании? Если она в изгнании, то как же она раскрылась здесь Моше? И как сказала: «Поминанием вспомнил»?

 

271) Однако же, когда светит солнце – Он на небесах, и Его могущество и сила правят повсюду на земле. Подобно этому, сказано: «Полна вся земля славой Его»[49]. Когда существовал Храм, вся земля полна славой Его – это святая земля, Нуква. И тогда происходит раскрытие Шхины. Теперь же, когда Исраэль в изгнании, Шхина находится выше хазэ Зеир Анпина – там, где небеса, укрытые хасадим, – и не раскрывается на земле. Но мощь ее тянется к земле, подобно тому, как солнце прячется в небесах, а его силой и могуществом полна вся земля. И она окружает Исраэль, чтобы защищать их, хотя и находятся они в другой земле, в изгнании.

 

272) Есть Шхина ниже хазэ Зеир Анпина, и есть Шхина выше хазэ Зеир Анпина. Шхина наверху – в двенадцати пределах высших строений и двенадцати высших животных. Это четыре сфирот ХУБ-ТУМ, в каждой из которых есть ХУБ и Тиферет, и они составляют число двенадцать. Это двенадцать пределов, а также двенадцать больших животных, что от хазэ и выше. А Шхина внизу – в двенадцати святых коленах. И тогда, когда обе они в двенадцати, – взаимовключается Шхина наверху и внизу, т.е. обе они становятся единым парцуфом, и всё светит в одно время, единовременно. И тогда «полна вся земля славой Его», и происходит раскрытие Шхины внизу, в этом мире.

 

Хотя во время изгнания Исраэля Шхина не исправилась ниже хазэ, а поднялась выше хазэ, но и наверху она не исправилась, и ей недостает ГАР. А поскольку она не исправилась ниже хазэ, постольку ей недостает НЕХИМ, что ниже хазэ. И потому сказано, что Шхина в изгнании с Исраэлем, – так как она в изгнании с ними. Ибо вследствие своего подъема наверх она лишилась ГАР светов и НЕХИ келим, и это является изгнанием.

 

273) Как исправляется Нуква во время изгнания, чтобы иметь возможность раскрыться внизу? Это похоже на царя, у которого умер сын. Перевернул он свою постель из-за траура по сыну и не застлал ее, а взял тернии и чертополох, и положил под постель, и лег на них. Так и Творец, когда был изгнан Исраэль и разрушен Храм, взял тернии и чертополох и положил их под собой. Сказано: «Явился ему ангел Творца в пламени огня из куста»[50]. Он сделал так потому, что Исраэль были в изгнании. Тем самым улаживается первый вопрос: если Шхина в изгнании, как она раскрылась Моше? Она раскрылась ему из куста, представляющего собой несовершенство и суды, – подобным образом она может раскрываться и во время изгнания.

 

274) Кто находится не в собственном владении, а в изгнании, – что он может вспомнить и что он может сделать? Как Шхина могла сказать: «Поминанием вспомнил», когда она в изгнании? Однако же «поминание» исходит свыше, от Зеир Анпина, и означает припоминание. А «вспомнил» – внизу, в Нукве. Она сказала: «поминание», и это означает припоминание. И не сказал ясно: «припоминание», так как это припоминание уже было у нее ранее, как сказано: «Припомнил Я союз Мой». Поскольку сказано: «припомнил», тем самым ей уже дано припоминание, и потому она сказала потом: «Поминанием вспомнил». Воспоминание намекает на припоминание, уже данное ей ранее. Знак этот передан от Яакова и Йосефа. Яаков сказал: «Поминанием вспомнит о вас»[51], а также Йосеф сказал: «Поминанием вспомнит Бог о вас»[52]. Ибо для избавления нужно припоминание и воспоминание. Поминание намекает на уже имевшее место припоминание, а слово вспомнил – на воспоминание.

 

276)[53] При благословениях один упоминает имя Творца, а двое отвечают ему. Сказано: «Когда имя Творца назову, воздайте славу Богу нашему»[54]. «Когда имя Творца назову» – это один, упоминающий имя. «Воздайте славу Богу нашему» – это двое других, которые отвечают. Однако что касается Торы, даже если двое сидят и занимаются Торой, они воздают славу, мощь и великолепие Торы Творцу.

 

277) Зачем нужны трое при благословениях? Все благословения таковы, что один призван благословлять, а двое – отвечать, чтобы возносить хвалу Творцу в трех линиях. Один благословляет – это средняя линия, действующая, чтобы раскрыть свет. Двое благодарят и выполняют его благословения, – это две линии, получающие действие средней линии и светящие благодаря ее силе. Таково претворение благословений, дабы они соответствовали высшему как дóлжно и отвечали принципу трех.

 

278) Есть припоминание к добру, и есть припоминание ко злу. Есть воспоминание к добру, и есть воспоминание во зло.

 

Припоминание к добру – как сказано: «Я припомню для них союз с предками»[55], «Припомнил Бог Ноаха»[56], «Припомнил Бог союз Свой»[57]. Припоминание во зло – как сказано: «Припомнил Он, что плоть они; дух уходит и не возвращается»[58].

 

Воспоминание к добру – как сказано: «Поминанием вспомнил Я о вас». Воспоминание во зло – как сказано: «Вспомню Я прутом преступление их и язвами грех их»[59].

 

279) Все припоминания и воспоминания к добру – это известные ступени, вера. Свойства захар и некева едины – это припоминание и воспоминание. Припоминание – захар, воспоминание – некева. И они к добру. А припоминание и воспоминание во зло – это другая сторона, другой бог, захар и некева, как одно: припоминание в свойстве захар, воспоминание – в некева, всегда предстоящие во зло. И они соответствуют друг другу: свойства захар и некева обратной стороны напротив свойства захар и некева святости.

 

От припоминания и воспоминания, относящихся к святости, происходят все тайны веры и все высшие святые ступени.

 

А от припоминания и воспоминания, относящихся к обратной стороне, происходят все дурные качества, вся смерть и все стороны дурных качеств в мире.

 

280) Счастлив тот, чей удел на доброй стороне, кто не склоняется к обратной стороне и спасается от них. Счастлив тот, кто может спасаться от той стороны, и счастливы праведники, которые могут спасаться от них и вести войну с той стороной. Человек должен вести с ней войну, и властвовать над ней, и спасаться от нее.

 

281) Яаков столько делал в отношении Эсава с целью подчинять его сторону, перехитрить ее и лукавить с ней везде, где необходимо, – чтобы властвовать над ней в начале и в конце, дабы всё было должным образом. Тогда начало и конец были едины. Сказано в начале: «Первородство мое (בכֺרתי) он взял»[60], а в конце сказано: «И вот теперь взял благословение мое (בִרְכָּתי)». У этих слов одинаковые буквы – таким образом, начало и конец были едины. И всё это было затем, чтобы властвовать над ней напрямую. Поэтому счастлив тот, кто спасается от обратной стороны и может властвовать над ними.

 

282) Припоминание и воспоминание к добру – когда они едины в вере, Нукве. Иными словами, когда Зеир Анпин, т.е. припоминание, и Нуква, т.е. воспоминание, пребывают в зивуге. Счастлив тот, кто прилагает старания в поисках веры, дабы удостоиться ее, как сказано: «За Творцом последуют – как лев, зарычит»[61].

 

283) Когда человек возносит свою молитву, пускай не говорит о себе самом: «Припомни обо мне и вспомни обо мне»[62]. Ибо есть припоминание и воспоминание к добру, а также припоминание и воспоминание во зло. В будущем обвинители получат из его уст словá «припомни обо мне и вспомни обо мне» и придут, чтобы напомнить о грехах человека и наказать его. И навлекут они на него припоминание и воспоминание во зло. За исключением законченного праведника: если припоминание и воспоминание во зло, т.е. нечистые ЗОН, проверят за ним грехи и не найдут их, тогда можно ему сказать: «Припомни обо мне и вспомни обо мне».

 

284) Ибо везде, где человек возносит свою молитву, пускай помещает себя среди многих, внутри общности многих. Об этом упоминается в случае с шунамитянкой, которой сказал Элиша: «Не нужно ли поговорить о тебе с царем или с военачальником?»[63] «Не нужно ли поговорить о тебе с царем?» – поскольку тот день был праздничным днем начала года (Рош а-шана). В тот день небесная Малхут властвует, чтобы судить мир, и Творец зовется в то время Царем правосудия. И потому он сказал ей: «Не нужно ли поговорить о тебе с царем?» – т.е. он назвал Творца Царем.

 

285) «И сказала она: "В среде народа своего я живу"». Иными словами, она сказала: «Я не хочу быть отмеченной наверху, а хочу склонить голову в среду многих и не выступать из общности». Так и человек должен включаться в общность многих и не обособляться сам по себе – чтобы не смотрели на него обвинители, желая напомнить о его грехах.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.