То, что индивидуализм, или ориентация на самое себя, является ключевым элементом современного общества, доказывал Фердинанд Тен-ниес. Он предположил, что в процессе модернизации мы переходим из Gemeinschaft, основанного на семейных отношениях тесного социального контекста, в котором личность четко не определена, в Gesellschaft — рабочее место с индивидуальными задачами и четко разграниченными обязанностями. Адам Смит также видел в разделении труда индивидуализацию человека. Макс Вебер различал сразу несколько аспектов индивидуализма: чувство собственного достоинства, автономию (означающую самоуправление), частную жизнь и возможность для человека свободно развиваться.
Многие жители стран Запада думают, что это гении-одиночки развивают бизнес, разрабатывают новые изделия, получают высокую зарплату и придумывают, каким быть нашему будущему. Но так ли это на самом деле? Как много сделано трудом одиночек? А сколько создано благодаря коллективам людей? Почему Нобелевская премия за достижения в науке все реже присуждается отдельным лицам? Если творческий гений, совершая открытие, использует идеи, то откуда берутся эти идеи, если не из сообщества людей? Ответьте честно, создаете ли вы себя сами, или все-таки это делают родители, учителя, братья, сестры и ваши друзья?
Глава 5. Коллектив и индивидуум_______________________________ 1_Г7
Следующая дилемма, которая позволяет глубже заглянуть в отношения между индивидуализмом и коллективизмом, демонстрирует, каким образом различные культуры решают вопрос о том, как человеку следует трудиться и зарабатывать.
Какой труд характерен для вашей организации?
А. Все работают сообща, и никого не оценивают по тому, сколько он сделал.
Б. Каждый имеет возможность трудиться самостоятельно и получает зарплату в зависимости от того, сколько сделал.
На рис. 5.2 показано, как распределились ответы на этот вопрос. Нации сильно разделились в своем подходе к этой дилемме. Самый высокий процент выбора в пользу ответа Б составил 88 процентов. Вместе с тем весьма значителен диапазон разбежки по странам. Только 43 процента японцев полагают, что работа — это место, где каждый трудится самостоятельно, тогда как в поддержку другой крайности выступают примерно 90 процентов чехов, поляков, болгар, венгров и россиян. Естественно, что это самым тесным образом связано с политической организацией в данных странах в недавнем прошлом.
Какое сообщество?
Индивидуумы ориентированы либо на себя, либо на сообщество, к которому принадлежат, хотя
Национально-культурные различия. ..
Рис. 5.2. Оценка труда
Процентная доля респондентов, которые работают в организациях, где оцениваются преимущественно индивидуальные заслуги работников
Глава 5. Коллектив и индивидуум_____________________________________ П_9
мы должны быть осторожны, рассуждая о том, какому сообществу конкретные национальные культуры отдают предпочтение. Мы полагали, что высокая вариативность ответов в наших исследованиях связана с многочисленными видами сообществ, с которыми разные культуры ассоциируют вопрос. Возьмем, к примеру, следующую ситуацию:
Сломался станок. Поломка была вызвана небрежностью одного из членов коллектива. Кто несет ответственность за эту оплошность?
А. Человек, допустивший неполадку, сам несет
ответственность. Б. Поскольку он (она) работает в коллективе,
ответственность должен нести весь коллектив.
Какой из этих двух вариантов наиболее характерен для вашей страны?
Ответы на данный вопрос в целом похожи на те, которые были получены в предыдущем задании, однако есть ряд особенностей. Это связано с различной концепцией сообщества, или коллектива, в разных культурах. Для каждой конкретной национальной культуры необходимо определить то сообщество людей, с которым отождествляют себя носители культуры. Например, в одном случае сообществом являются профсоюз, семья, корпорация, братья и сестры по вероисповеданию, профессиональный коллектив, нация в целом или государство. Французы
склонны отождествлять себя с la France, la famille, le cadre; японцы — со своей корпорацией; нации бывшего «Восточного блока» — с коммунистической партией, а ирландцы — с римской католической церковью. Коллективистские цели могут играть положительную или отрицательную роль для бизнеса, в зависимости от того, интересы какого сообщества затрагиваются, какое отношение оно, это сообщество, выражает и насколько упомянутые цели отвечают интересам развития бизнеса.
Как видно из рис. 5.3, влияние коммунистической партии на российских и восточноевропейских менеджеров и управляющих оказалось чрезвычайно ограниченным. Эти нации лидируют среди тех, кто отдает предпочтение индивидуальной ответственности. Американцы занимают положение чуть выше среднего — 54 процента, что ниже, чем данные ряда европейских государств. Япония отдала 32 процента индивидуализму. Среди стран, предпочитающих коллективизм, лидирует Индонезия (16 процентов). Подход к ситуации, конечно, будет различаться по отношению к третьим лицам. Когда на собрании начнут критиковать американский коллектив, очень вероятно, что Билл ткнет Питера локтем в бок и спросит у него, какой это идиот сломал станок и всех подставил. Очень вероятно, что итальянцы в такой ситуации встанут и все вместе отправятся восвояси, восприняв нарекания как оскорбление, тогда как на самом деле это Джорджио допустил оплошность, работая на станке.