Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональные versus нейтральных культур



Представители национальных эмоционально нейтральных культур не выплескивают свои эмоции на других и держат их под контролем, не давая им разыграться. Напротив, в эмоцио­нальных культурах люди скоры на демонстра­цию своих чувств — они смеются, улыбаются, строят гримасы, хмурятся или жестикулируют, иными словами, немедленно проявляют свои эмоции и чувства. Во время интерпретации та-


146_________________________ Национально-культурные различия. ..

ких различий между национальными культу­рами важно не перестараться. Нейтральные культуры необязательно холодны и бесчувствен­ны, так же как их нейтральность не всегда яв­ляется следствием сдерживания или подавле­ния чувств. Уровень эмоций, которые мы по­зволяем себе проявить, часто является следстви­ем норм общественного поведения. В обществе, где предпочитают открыто не проявлять эмо­ции, громогласный смех или слезы ручьем мо­гут показаться чем-то избыточным. В обществе же, где эмоциональный фон высок, аналогич­ная степень проявления чувств может быть даже недостаточной, если бы мы захотели, чтобы на нас обратили внимание. В обществах, где люди не сдерживают потока эмоций, порой трудно найти нужные слова, чтобы выразить самые яркие впечатления.

Одно из упражнений на нашем семинаре под названием «Эмоциональны ли вы?» требует от участников ответить на вопрос, как бы они по­вели себя, если бы на работе с ними случилась неприятность. Проявят ли они свои эмоции по этому поводу открыто, не сдерживаясь? На рис. 6.1 представлены страны, жители которых ответили на вопрос, насколько открытое про­явление чувств приемлемо на их родине. Менее всего это характерно в Эфиопии и Японии, на­селение которых, согласно нашим данным, по­чти на 80 процентов придерживается нейтраль­ной позиции. Среди европейских стран наблю­даются значительные разбежки, при этом Ав­стрия оказалась наименее эмоциональной


Гллна 6. Эмоции и отношения


148__________________________ Национально-культурные различия. ..

(59 процентов), а Испания, Италия и Франция — наиболее эмоциональные (19, 33 и 30 процен­тов). Заметьте, что Гонконг и Сингапур набра­ли значительно меньше процентов, чем Япония и Индонезия. В целом закономерностей, кото­рые можно было бы считать принадлежностью к одному континенту, не наблюдается.

Соответственно, в норме рассудок и эмоции уравновешены. Выражая свое отношение, мы пытаемся найти подтверждение нашим мыслям и чувствам в реакции тех, к кому мы обраща­емся. Когда мы сами эмоциональны в своем подходе, то ждем от окружающих прямойэмо­циональной реакции типа: «У меня такое же отношение к этому вопросу». Когда наш под­ход, по большому счету, нейтрален, мы ожида­ем эмоциональной реакции типа: «Поскольку я согласен с вашими доводами, я поддерживаю вас». В обоих случаях мы ищем поддержки, однако способ, посредством которого она предо­ставляется, в каждом случае разный. Косвен­ный путь приводит нас к эмоциональной под­держке, вытекающей из успешной интеллекту­альной работы. В процессе прямого пути чув­ства и мысли «соединяются» иным образом, когда оценка ситуации носит эмоциональный характер.

Рассмотрим случай, когда работник итальян­ского офиса МСС внес предложение о том, что­бы торговые представители получили право са­мостоятельно решать, следует ли им придержи­ваться системы индивидуальных поощрений или же необходимо делить премиальные начис-


Глава 6. Эмоции и отношения_________________________________ 149

ления поровну между всеми членами коллек­тива, не забывая, разумеется, отметить заслугу такого-то и такого-то в том, что премиальные вообще возможны. Если помните, именно эту мысль мистер Бергман, нидерландский предста­витель, назвал «глупостью» в главе 5.

Повысив голос, синьор Паули, коллега Джиалли, по­интересовался: «Что вы хотите сказать? Как это — „глу­пость"? Мы тщательно взвесили все „за" и „против" и считаем, что это принесет много пользы клиентам».

«Пожалуйста, только без эксцессов,— взмолился мистер Джонсон. — Нам необходимо серьезно обосно­вать свои доводы, и мы не можем увлечься эмоцио­нальными нюансами, не относящимися к делу».

До того как Бергман успел открыть рот и объяснить, почему, по его мнению, идея была глупостью, оба ита­льянца, которые присутствовали на заседании, встали с мест и вышли из комнаты. «Вот то, что я называю типичной итальянской реакцией, — заметил Берг­ман. — Не успел я открыть рот, чтобы доказать свою мысль, они взяли и ушли».

Другим менеджерам было явно не по себе, они не знали, что и думать. Мистер Джонсон вышел из комна­ты, чтобы поговорить с итальянцами.

Британцам, североамериканцам и европейцам с северо-запада Европы легче всего занять по­зицию Джонсона и Бергмана — вразрез с «взбал­мошными» итальянцами. В конце концов, сис­тема мотивации труда либо работает, либо нет. Насколько бы эмоционально мы к этому ни от­носились, ничего не изменится. Это вопрос проб


150_________________________ Национально-культурные различия...

и наблюдений. Согласно такому подходу, эмо­циональное безразличие суть средство к дости­жению цели. Время проявлять эмоции, вероят­но, наступит тогда, когда будет ясно, работают стимулы или не работают, т. е. когда придет пора выказывать радость или неудовлетворение. В конце концов, контроль над эмоциями — это признак цивилизованности, не так ли?

Последнее рассуждение говорит о том, что мы в состоянии подвести хорошую теорию под лю­бую национально-культурную норму. Итальян­цы рассердились потому, что душой пережива­ют за успехи своих продавцов и интуитивно зна­ют, что работа членов коллектива в интересах друг друга, равно как и в интересах клиентов, является подлинной мотивацией для хорошего продавца. Чутье подсказывает им — так же ясно, как если бы они знали это наверняка, — что людям, работающим под их началом, больше всего необходимо эмоциональное вознагражде­ние за выполнение трудной работы. «Рассудоч­ное» мнение Бергмана для итальянцев неакту­ально. И вообще, с каких это пор удовольствие, получаемое от результатов труда, относилось к области разума? Все это одновременно глубоко личное, идущее от самых основ национальной культуры. Как писал Паскаль, «у сердца свои собственные доводы, о которых рассудку ничего не известно». Но ведь он же был французом.

А как насчет решения Верховного суда Ита­лии, принятого в 1996 году, о том, что мужья в состоянии эмоционального возбуждения впра­ве поколачивать своих супруг при условии, что


Глава 6. Эмоции и отношения_________________________ Ш_

это происходит лишь изредка. Итальянский судья принял такое решение, рассмотрев дело об избиении мужем жены (жена попала в боль­ницу) и придя к заключению, что это не было «систематической и умышленной жестокостью». Жертва, Анна Маннино, была очень довольна окончательным решением суда, поскольку счи­тает своего мужа «идеальным супругом». Она никогда не упрекала мужа за нанесенные ей телесные повреждения. Чего нельзя сказать о персонале больницы, в которой она оказалась!




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.