Чтобы истолковать вариации смысла, который придают организации люди, работающие в ней, нам необходимо рассмотреть вариации в осмыслении окружающего мира представителями различных культур. Если мы сможем определить и сравнить всевозможные категории, которые относятся к культуре и влияют на работу организации, то выделим национально-культурные различия, которые необходимо учитывать в международном бизнесе.
В каждой культуре всегда присутствуют общие, т. е. возникающие практически перед каждым человеком, проблемы и задачи, требующие решения. Одну культуру можно отличить от другой путем сравнения решения, использованного первой, с решением, найденным второй. Антропологи Ф. Клакхон и Ф.Л. Стродбек выделяют пять категорий проблем и отстаивают
тезис, что все общества в мире знают возможные способы решения задач, однако каждая избирает свой собственный путь в порядке применения этих способов решения. Поэтому в любой культуре наблюдается набор доминантных, или предпочитаемых, видов ценностной ориентации.
Вот пять базовых вопросов, с которыми, согласно данной теории,имеет дело человечество:
1. Что есть отношения человека с другими людьми? (ориентация на межчеловеческие отношения)
2. На чем должна быть сфокусирована жизнь человека в контексте его временного пребывания на земле? (ориентация на время)
3. В чем модальность человеческой деятельности? (ориентация на деятельность)
4. Какими должны быть отношения человека к природе? (ориентация «человек — природа»)
5. Каков характер внутренней жизни человека? (ориентация на человеческую природу)
Иными словами, Клакхон и Стродбек доказывают, что человечество постоянно имеет дело с проблемами общего свойства, проистекающими из отношений с другими людьми, временем, деятельностью и природой. Одну культуру отличает от другой совокупность тех конкретных решений, которые культура избирает для преодоления каждого типа ситуаций. Решения при
Глава 3. Смысл культуры_______________________________________ 63
этом зависят от смысла, который люди придают своему бытию в целом и отношениям с другими людьми, со временем и природой в частности.
В нашем исследовании мы выделили семь измерений, свойственных культуре (см. главу 1), также основывающихся на различиях в решениях, которые общества находят в отношении проблем с другими людьми, временем и природной средой. В последующих главах о каждом из этих измерений мы поговорим подробно и покажем, как они влияют на менеджмент в межкультурной среде.
Мы убеждены, что культура — это не статичные точки на координатной плоскости; мы считаем, что характеристики культуры скачут от одного предполагаемого места к противоположному. Глядя на вещи таким образом, мы не допускаем ситуации, когда одна культурная категория исключает свою противоположность*. Мы думаем, что одна культурная категория стремится «руководить» своей противоположностью и что ценности произвольно организуются в системы, приобретая новые смысловые оттенки. Культуры можно представить в виде множества кругов, сцепленных дугами, которые символизируют культурные предпочтения. Во второй редакции книги мы предлагаем ряд новых вопросов, которые позволяют оценить степень того, насколько менеджеры стремятся к
* Противоположный взгляд на эту проблему представлен во многих работах. Наибольшую известность приобрела теория о пяти взаимоисключающих категориях Т. Хофстеде. — Прим. ред.
интеграции и примирениюценностей разных культур. Мы также рассмотрим и проверим гипотезу, которая заключается в том, что культуры, стремящиеся к примирению противоположных ценностей, имеют лучшие шансы на экономическое процветание, нежели те культуры, которые этого не делают. Все культуры похожи друг на друга относительно дилемм, которые им приходится разрешать, но они отличаются решениями, которые выбирают, зачастую переходя от противоположности к противоположности.
ВЫВОДЫ
В этой главе мы показали, как важна правильная интерпретация и как понятие, ассоциируемое с явлением, выражается посредством символов. Культура проявляет себя в виде ряда слоев. Внешние слои — это продукты человеческой деятельности и артефакты, символизирующие глубинные, базовые ценности и предпосылки относительно бытия. Все слои не являются независимыми, они взаимно дополняют друг от друга.
Смысл бытия, представляющий собой сердцевину культуры, — это продукт коллективной мозговой деятельности сообщества, органично вплетенный в жизненную позицию представителей данной культуры, хотя далеко не ограничивающийся рамками «совокупной» индивидуальности. Иными словами, смысл бытия, исповедуемый членами группы, составляет часть
Глава 3. Смысл культуры_______________________________________ 65
духовного мира индивидуума и заставляет определенным образом его интерпретировать явления, однако при этом всегда есть возможность перемен, если другие, более эффективные «решения» проблем, связанных с выживанием в конкретной среде, найдены и одобрены сообществом.
Решения трех универсальных проблем, которые на повседневном уровне стоят перед человечеством, позволяют выявить отличия одной культуры от другой. Эти проблемы — отношения людей друг с другом, со временем и с природой — одинаково свойственны людям, где бы они ни находились и кем бы они ни были. Этого нельзя сказать об их решениях, которые зависят от культурных истоков рассматриваемой группы людей. Категории культур, вытекающие из решений, которые выбирают различные культуры для преодоления проблем, будут предметом обсуждения в последующих семи главах. Мы поговорим также о значении культур в установлении межличностных отношений на рабочих местах, об эффективном применении различных инструментов менеджмента и о достижении успеха в работе различных организационных структур.
ГЛАВА 4
ОТНОШЕНИЯ И ПРАВИЛА
Все люди имеют дело с тремя источниками трудностей. Они вступают в отношения с другими людьми, друзьями, подчиненными, клиентами и начальниками. Им необходимо планировать время и с возрастом больше заботиться о себе. И кроме того, им нужно приспосабливаться к окружающему миру, каким бы он ни был — благоприятным или таящим скрытые угрозы.
Мы уже говорили о пяти важнейших типах отношений, которые все мы используем, имея дело с людьми. Целесообразно вспомнить их снова.
5. Достижение — аскрипция (то, как определяют статус человека).
Эти пять ценностных ориентации в значительной мере влияют на наши дела в бизнесе и управление людьми, а также на наши реакции в отношении моральных дилемм. Например, все мы оказывались в ситуациях, когда установленные правила не всегда соответствуют конкретным обстоятельствам. Поступаем ли мы так, как считаем правильным, или же приноравливаемся к конкретным аспектам ситуации? Если мы ведем переговоры с «трудным» клиентом, то показываем ли мы ему, что опасаемся провала сделки, или же демонстрируем достойную восхищения выдержку? Когда перед нами стоит сложная задача, мы разделяем ее на составные части, чтобы лучше понять, или предпочитаем следовать интуиции? По какому принципу мы оцениваем статус и авторитет другого человека — судя по его достижениям или же руководствуемся другими соображениями (возрастом, образованием, родственными связями)? Это примеры дилемм, на которые различные культуры дают разные ответы. Одна из функций культуры как раз и состоит в том, чтобы предоставлять человеку ответы и руководить его поступками в тупиковых ситуациях.
Перед тем как приступить к обсуждению первого типа дилемм — универсалистские или партикуляристские отношения с людьми, — вер-
немея к удрученному мистеру Джонсону из «Missouri Computational Company» (MCC). Ему как раз предстоит председательствовать на международной встрече менеджеров по кадрам, в ходе которой 15 представителей из разных стран должны будут утвердить единый порядок введения системы оплаты по принципу «каждому по производительности его труда». Сначала немного об истории компании и основных направлениях ее политики.
С конца 1970-х годов МСС осуществляет свою деятельность в более чем 20 странах мира. По мере роста сбыта за рубежом высшее руководство компании все больше волнует вопрос об усилении координации деловых операций в международном масштабе. Рост торговли за рубежом, хотя и впечатляющий, до сих пор носит непредсказуемый характер. В связи с этим руководство компании приняло решение скоординировать во всех зарубежных филиалах такие процессы менеджмента, как оценка эффективности деятельности и премирование за успехи. На повестке дня также — большая координация операций внутри страны. Нельзя сказать, что национальные особенности игнорируются полностью: генеральный менеджер проработал в Германии в обшей сложности пять лет, а менеджер по маркетингу семь лет работал в сингапурском филиале.
Было решено ввести ряд принципов, которым предстоит стать частью идеологии МСС во всех филиалах. Издан большим тиражом буклет под названием «Как мы действуем в МСС», назначение которого— дать возможность всем сотрудникам компаний, где бы они ни были, быть в курсе того, какой политики придержи-
Глава 4. Отношения и правила_________________________________ 69
вается компания. Частью идеологии является координируемая из центра политика в сфере кадров, сбыта и маркетинга.
Руководители думают, что это положительно скажется на отношении клиентов к компании. Клиентам необходимо знать о том, что МСС способна обеспечить высокий уровень сервиса и повысить эффективность их бизнеса, невзирая на границы. МСС стремится достигнуть высоких стандартов качества, вне зависимости от того, в какой стране находится ее филиал.
Система премирования.Два года назад, в условиях жесткой конкуренции, компания решила использовать более дифференцированную систему премирования для персонала, который обеспечивает техническое обслуживание компьютеров средней производительности. Одной из причин было также желание выяснить, можно ли повысить мотивацию американского персонала по сбыту. Кроме того, руководству компании было известно, что лучших работников с успехом переманивают конкуренты, предлагающие более выгодные условия. Было решено провести эксперимент в течение двух лет с пятнадцатью сотрудниками в филиале в Сент-Луисе.
Эксперимент с системой оплаты по принципу «каждому по производительности его труда».Эксперимент состоял из следующих этапов.
■ Была введена премия, размер которой зависел от ежеквартального объема продаж каждого сотрудника — участника эксперимента: 100 процентов надбавки к зарплате работнику, показавшему наилучший результат; 60 процентов — второму номеру; 30 процентов —
70 Национально-культурные различия...
номерам три и четыре и 0 процентов надбавки к зарплате всем остальным. Базовая зарплата всех сотрудников, реализующих компьютеры средней производительности, была снижена на 10 процентов.
В течение первого года эксперимента не прекращались дискуссии среди сотрудников, не добившихся особых успехов. Пять человек уволились, поскольку были убеждены, что к ним относятся несправедливо. В результате эксперимента общий объем продаж остался на прежнем уровне. Несмотря на удручающие итоги, руководство компании продолжило эксперимент, полагая, что потребуется время, чтобы прижилось это нововведение, необходимое для успеха бизнеса.