Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Различные подходы к решению повседневных задач и дилемм



Чтобы истолковать вариации смысла, который придают организации люди, работающие в ней, нам необходимо рассмотреть вариации в осмыс­лении окружающего мира представителями раз­личных культур. Если мы сможем определить и сравнить всевозможные категории, которые относятся к культуре и влияют на работу орга­низации, то выделим национально-культурные различия, которые необходимо учитывать в международном бизнесе.

В каждой культуре всегда присутствуют об­щие, т. е. возникающие практически перед каж­дым человеком, проблемы и задачи, требующие решения. Одну культуру можно отличить от другой путем сравнения решения, использован­ного первой, с решением, найденным второй. Антропологи Ф. Клакхон и Ф.Л. Стродбек вы­деляют пять категорий проблем и отстаивают


62__________________________ Национально-культурные paзличия...

тезис, что все общества в мире знают возмож­ные способы решения задач, однако каждая избирает свой собственный путь в порядке при­менения этих способов решения. Поэтому в любой культуре наблюдается набор доминант­ных, или предпочитаемых, видов ценностной ориентации.

Вот пять базовых вопросов, с которыми, со­гласно данной теории,имеет дело человечество:

1. Что есть отношения человека с другими людьми? (ориентация на межчеловеческие отношения)

2. На чем должна быть сфокусирована жизнь человека в контексте его временного пре­бывания на земле? (ориентация на время)

3. В чем модальность человеческой деятель­ности? (ориентация на деятельность)

4. Какими должны быть отношения челове­ка к природе? (ориентация «человек — при­рода»)

5. Каков характер внутренней жизни чело­века? (ориентация на человеческую при­роду)

Иными словами, Клакхон и Стродбек дока­зывают, что человечество постоянно имеет дело с проблемами общего свойства, проистекающи­ми из отношений с другими людьми, временем, деятельностью и природой. Одну культуру от­личает от другой совокупность тех конкретных решений, которые культура избирает для пре­одоления каждого типа ситуаций. Решения при


Глава 3. Смысл культуры_______________________________________ 63

этом зависят от смысла, который люди прида­ют своему бытию в целом и отношениям с дру­гими людьми, со временем и природой в част­ности.

В нашем исследовании мы выделили семь измерений, свойственных культуре (см. главу 1), также основывающихся на различиях в реше­ниях, которые общества находят в отношении проблем с другими людьми, временем и при­родной средой. В последующих главах о каж­дом из этих измерений мы поговорим подробно и покажем, как они влияют на менеджмент в межкультурной среде.

Мы убеждены, что культура — это не статич­ные точки на координатной плоскости; мы счи­таем, что характеристики культуры скачут от одного предполагаемого места к противополож­ному. Глядя на вещи таким образом, мы не до­пускаем ситуации, когда одна культурная ка­тегория исключает свою противоположность*. Мы думаем, что одна культурная категория стремится «руководить» своей противополож­ностью и что ценности произвольно организу­ются в системы, приобретая новые смысловые оттенки. Культуры можно представить в виде множества кругов, сцепленных дугами, кото­рые символизируют культурные предпочтения. Во второй редакции книги мы предлагаем ряд новых вопросов, которые позволяют оценить сте­пень того, насколько менеджеры стремятся к

* Противоположный взгляд на эту проблему представлен во многих работах. Наибольшую известность приобрела теория о пяти взаимоисключающих категориях Т. Хофстеде. — Прим. ред.


64__________________________ Национально-культурные различия. ..

интеграции и примирениюценностей разных культур. Мы также рассмотрим и проверим ги­потезу, которая заключается в том, что куль­туры, стремящиеся к примирению противопо­ложных ценностей, имеют лучшие шансы на экономическое процветание, нежели те культу­ры, которые этого не делают. Все культуры по­хожи друг на друга относительно дилемм, ко­торые им приходится разрешать, но они отлича­ются решениями, которые выбирают, зачастую переходя от противоположности к противопо­ложности.

ВЫВОДЫ

В этой главе мы показали, как важна правиль­ная интерпретация и как понятие, ассоциируе­мое с явлением, выражается посредством сим­волов. Культура проявляет себя в виде ряда слоев. Внешние слои — это продукты челове­ческой деятельности и артефакты, символизи­рующие глубинные, базовые ценности и пред­посылки относительно бытия. Все слои не яв­ляются независимыми, они взаимно дополня­ют друг от друга.

Смысл бытия, представляющий собой сердце­вину культуры, — это продукт коллективной мозговой деятельности сообщества, органично вплетенный в жизненную позицию представи­телей данной культуры, хотя далеко не ограни­чивающийся рамками «совокупной» индивиду­альности. Иными словами, смысл бытия, испо­ведуемый членами группы, составляет часть


Глава 3. Смысл культуры_______________________________________ 65

духовного мира индивидуума и заставляет оп­ределенным образом его интерпретировать яв­ления, однако при этом всегда есть возможность перемен, если другие, более эффективные «ре­шения» проблем, связанных с выживанием в конкретной среде, найдены и одобрены сообще­ством.

Решения трех универсальных проблем, кото­рые на повседневном уровне стоят перед чело­вечеством, позволяют выявить отличия одной культуры от другой. Эти проблемы — отноше­ния людей друг с другом, со временем и с при­родой — одинаково свойственны людям, где бы они ни находились и кем бы они ни были. Это­го нельзя сказать об их решениях, которые за­висят от культурных истоков рассматриваемой группы людей. Категории культур, вытекающие из решений, которые выбирают различные куль­туры для преодоления проблем, будут предме­том обсуждения в последующих семи главах. Мы поговорим также о значении культур в уста­новлении межличностных отношений на рабо­чих местах, об эффективном применении раз­личных инструментов менеджмента и о дости­жении успеха в работе различных организаци­онных структур.


ГЛАВА 4

ОТНОШЕНИЯ И ПРАВИЛА

Все люди имеют дело с тремя источниками труд­ностей. Они вступают в отношения с другими людьми, друзьями, подчиненными, клиентами и начальниками. Им необходимо планировать время и с возрастом больше заботиться о себе. И кроме того, им нужно приспосабливаться к окружающему миру, каким бы он ни был — благоприятным или таящим скрытые угрозы.

Мы уже говорили о пяти важнейших типах отношений, которые все мы используем, имея дело с людьми. Целесообразно вспомнить их снова.

1. Универсализм — партикуляризм (прави­ла — связи).

2. Коллективизм — индивидуализм (груп­па — индивидуум).

3. Нейтральность — эмоциональность (диапа­зон явно выражаемых чувств).


Глава 4. Отношения и правила 67

4. Конкретный — диффузный («рассеянный») (степень вовлечения).

5. Достижение — аскрипция (то, как опре­деляют статус человека).

Эти пять ценностных ориентации в значитель­ной мере влияют на наши дела в бизнесе и управ­ление людьми, а также на наши реакции в от­ношении моральных дилемм. Например, все мы оказывались в ситуациях, когда установлен­ные правила не всегда соответствуют конкрет­ным обстоятельствам. Поступаем ли мы так, как считаем правильным, или же приноравливаем­ся к конкретным аспектам ситуации? Если мы ведем переговоры с «трудным» клиентом, то показываем ли мы ему, что опасаемся провала сделки, или же демонстрируем достойную вос­хищения выдержку? Когда перед нами стоит сложная задача, мы разделяем ее на составные части, чтобы лучше понять, или предпочитаем следовать интуиции? По какому принципу мы оцениваем статус и авторитет другого челове­ка — судя по его достижениям или же руковод­ствуемся другими соображениями (возрастом, образованием, родственными связями)? Это при­меры дилемм, на которые различные культуры дают разные ответы. Одна из функций культу­ры как раз и состоит в том, чтобы предостав­лять человеку ответы и руководить его поступ­ками в тупиковых ситуациях.

Перед тем как приступить к обсуждению пер­вого типа дилемм — универсалистские или партикуляристские отношения с людьми, — вер-


68__________________________ Национально-культурные различия...

немея к удрученному мистеру Джонсону из «Missouri Computational Company» (MCC). Ему как раз предстоит председательствовать на меж­дународной встрече менеджеров по кадрам, в ходе которой 15 представителей из разных стран должны будут утвердить единый порядок вве­дения системы оплаты по принципу «каждому по производительности его труда». Сначала не­много об истории компании и основных направ­лениях ее политики.

С конца 1970-х годов МСС осуществляет свою дея­тельность в более чем 20 странах мира. По мере роста сбыта за рубежом высшее руководство компании все больше волнует вопрос об усилении координации де­ловых операций в международном масштабе. Рост тор­говли за рубежом, хотя и впечатляющий, до сих пор носит непредсказуемый характер. В связи с этим руко­водство компании приняло решение скоординировать во всех зарубежных филиалах такие процессы менедж­мента, как оценка эффективности деятельности и пре­мирование за успехи. На повестке дня также — боль­шая координация операций внутри страны. Нельзя ска­зать, что национальные особенности игнорируются полностью: генеральный менеджер проработал в Гер­мании в обшей сложности пять лет, а менеджер по мар­кетингу семь лет работал в сингапурском филиале.

Было решено ввести ряд принципов, которым пред­стоит стать частью идеологии МСС во всех филиалах. Издан большим тиражом буклет под названием «Как мы действуем в МСС», назначение которого— дать возможность всем сотрудникам компаний, где бы они ни были, быть в курсе того, какой политики придержи-


Глава 4. Отношения и правила_________________________________ 69

вается компания. Частью идеологии является коорди­нируемая из центра политика в сфере кадров, сбыта и маркетинга.

Руководители думают, что это положительно скажет­ся на отношении клиентов к компании. Клиентам не­обходимо знать о том, что МСС способна обеспечить высокий уровень сервиса и повысить эффективность их бизнеса, невзирая на границы. МСС стремится до­стигнуть высоких стандартов качества, вне зависимос­ти от того, в какой стране находится ее филиал.

Система премирования.Два года назад, в условиях жесткой конкуренции, компания решила использовать более дифференцированную систему премирования для персонала, который обеспечивает техническое обслужи­вание компьютеров средней производительности. Од­ной из причин было также желание выяснить, можно ли повысить мотивацию американского персонала по сбы­ту. Кроме того, руководству компании было известно, что лучших работников с успехом переманивают конку­ренты, предлагающие более выгодные условия. Было решено провести эксперимент в течение двух лет с пят­надцатью сотрудниками в филиале в Сент-Луисе.

Эксперимент с системой оплаты по принци­пу «каждому по производительности его труда».Эксперимент состоял из следующих этапов.

■ Была введена премия, размер которой зави­сел от ежеквартального объема продаж каж­дого сотрудника — участника эксперимента: 100 процентов надбавки к зарплате работни­ку, показавшему наилучший результат; 60 про­центов — второму номеру; 30 процентов —


70 Национально-культурные различия...

номерам три и четыре и 0 процентов надбав­ки к зарплате всем остальным. Базовая зарплата всех сотрудников, реализу­ющих компьютеры средней производительно­сти, была снижена на 10 процентов.

В течение первого года эксперимента не прекраща­лись дискуссии среди сотрудников, не добившихся осо­бых успехов. Пять человек уволились, поскольку были убеждены, что к ним относятся несправедливо. В ре­зультате эксперимента общий объем продаж остался на прежнем уровне. Несмотря на удручающие итоги, ру­ководство компании продолжило эксперимент, пола­гая, что потребуется время, чтобы прижилось это но­вовведение, необходимое для успеха бизнеса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.