Оценка места положения Дистанция открытия и скрытия
Объектов.
Глубины Секторы огней
Ошибочное пересечение пути Показатели клиренса
Наблюдение. Контрольные изобаты.
МППСС-72 Учет времени
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАПИТАНА И ЛОЦМАНА
На капитана возлагается ответственность за безопасность судна, лоцман обязан помогать в плавании в стесненных водах, при входе в порт, постановку к причалу и выход. Капитан имеет право заменить лоцмана в таких редких случаях, когда у лоцмана недостаточно опыта или по другим серьезным причинам, влияющим на безопасность. На практике капитан может оказаться в положении, когда он не доволен, как лоцман осуществляет переход, но он находится в положении, не позволяющем подвергать сомнению действия лоцмана, поскольку он, капитан, не имеет представления о том, что должно происходить. Идеально, капитан и его штурманский состав будут владеть ситуацией о намерениях лоцмана и своевременно его поправлять на любой стадии перехода. Это случается только когда:
-Команда на мостике осведомлена о трудностях и о вынужденной зоне проводки судов.
-Лоцман осведомлен о характеристиках и особенностях судна.
-Лоцман ознакомлен с оборудованием мостика в полной мере и осведомлен о степени поддержки, которую он может ожидать от судового персонала.
Однако так не всегда бывает. Прибыв на незнакомое ему судно, лоцман часто не ощущает поддержки. Они (лоцманы) знают, что в предстоящем пути все ляжет на их плечи и это лучший вариант при плохой организации судовой команды на мостике. В таких случаях вахтенные помощники будут чувствовать себя отстраненными от текущих событий. Они не знают, куда идет судно, как оно дойдет туда, а также и то, что ожидается от него. В результате этого он, вероятно, потеряет интерес.
Планирование
Хорошо разработанный план перехода не заканчивается с приходом лоцмана. Он будет охватывать переход с моря до причала или наоборот, а посадка лоцмана является частью плана. Зона, в которой у лоцмана есть связь, должна планироваться штурманом. Это позволяет капитану и офицеру сравнить движение судна по запланированному пути, а также позволит им узнать о принужденных обстоятельствах и других подробностях перехода. Планирование аварийной ситуации или непредвиденного обстоятельства поможет при том, если судно будет подвергаться проблеме плавания или другим опасным моментам, помогая приобретению опыта.
Обмен информацией
Как уже говорилось, капитан может быть не осведомлен о районе, а лоцман об особенностях судна. Эти проблемы могут быть сведены до минимума, путем обмена информацией между капитаном и лоцманом.
Когда лоцман поднялся на мостик, считается хорошей практикой, когда капитан находит время обсудить предстоящий переход с лоцманом. Для этого капитану приходится доверить управление судном вахтенному или другому соответствующему офицеру для того, чтобы обсудить предполагаемый переход с лоцманом. Это обсуждение включит такие пункты как угловые курсы лоцманской проводки, ожидаемую скорость, причалы, какая помощь ожидается с берега (буксиры, информация СУДС), а также предвидение возможных неожиданностей.
Со своей стороны, капитану необходимо сообщить лоцману маневренные характеристики судна, включая любые особенности и достоверную информацию о состоянии якорей, главного двигателя, рулевого устройства и опыта персонала. Большая часть этой информации должна быть предоставлена в форме BPG (Bridge Procedures Guide). После этого лоцману необходимо будет ознакомиться с мостиком, согласовать, как будут выполняться его инструкции (хочет ли он выполнять контроль или он доверит это кому- нибудь из судового персонала), где находится УКВ станция и как переключать каналы и какой радар в наличии для его использования. Особенно необходимо, чтобы ему сообщили, в каком режиме работает радар.
После этого лоцман может быть готов вести судно. Вышеизложенное будет, очевидно, зависеть от таких факторов:
-Место расположяения точки приема лоцмана. Как правило у лоцмана мало времени чтобы адаптироваться к началу вождения судна.
-Скорость движения судна во время приема лоцмана. Это также ограничивает возможности лоцмана.
-Условия окружающей среды, такие как плохая видимость, сильный ветер, волнение и наличие судов.
Если обмен информацией по какой-то причине не был выполнен, то все это должно быть скомпенсировано повышенной заботой и внимательностью со стороны команды мостика. Такую ситуацию можно избежать, если каждая вещь проработана и предусмотрена заранее.
Ответственность
Несмотря на присутствие лоцмана, капитан ответственен за безопасность судна. Лоцман — местный эксперт и, очевидно, будет управлять судном наилучшим образом, советуя капитану по мере необходимости при осуществлении перехода. Это всегда справедливо, осуществляется ли проводка добровольно, т.е. капитан попросил помощь или принудительно, т.е. по установленному правилу судну необходимо взять местного лоцмана в пределах определенных районов.
Часто капитан остается на мостике во время проводки. Это, очевидно, будет зависеть от обстоятельств. В случае долгой проводки для капитана не будет целесообразным оставаться на всё время. В этом случае он должен будет возложить свое полномочие на ответственного офицера, вероятно, на вахтенного.
В любом случае капитан находится в затруднительном положении относительно того, чтобы всякий раз спрашивать лоцмана о ситуации или движении судна, не зная, что произойдет в текущий момент.
Контроль
Движение судна необходимо контролировать, когда лоцман ведет его, так же как и при других обстоятельствах. Такой контроль должен осуществляться вахтенным офицером и об отклонениях от запланированного курса либо об изменении скорости он обязан немедленно уведомить капитана, как если бы он осуществлял управление. При получении такой информации капитан будет иметь возможность поставить под вопрос решения лоцмана дипломатично и конфиденциально.
29. СЛУЧАЙ ПОСАДКИ НА МЕЛЬ Т/Х "БОЛДУИН"
30 октября, 1984 года, т/х "Болдуин" вышел из Осло на Фредерик Стад, в короткий 5-часовый рейс по Осло фьерду. По вахте капитан приказал 2-му помощнику вызвать его за 20 минут до подхода к маяку Виде Грунен. Плавание проходило нормально,за исключением того, что 2-й помощник и лоцман не разговаривали, возможно, это произошло из-за личной стычки при встрече на мостике перед отходом.
При проходе маяка Струттен, в 19.28 второй помощник сделал отметку в судовом вахтенном журнале, что судно следовало ПХД, ВД- 17 узлов. В 19.55 — 2-й пом. вызвал КМ, как был проинструктирован ранее. Судно управлялось авторулевым.Изменение курса исполнялось лоцманом и он не сообщал об этом вахтенному.
В 20.02 — 2-й помощник вошел в проход маяка Трестенхерне, где они должны были изменить курс на 90 градусов, следуя на Фредерик- стад. Они следовали без какого-то изменения курса. В 20.05 — КМ прибыл на мостик, он переговорил со вторым помощником и не познакомился с положением судна на карте. КМ выключил авторулевой и стал следить за рулем.
Маяк Кловингарна был виден слева по носу. Вахтенный помощник не стал заниматься прокладкой после прибытия Капитана, а сосредоточился на других обязанностях. В последствии лоцман утверждал, что он чувствовал, что судно находится на опасном курсе, но никому об этом не сказал. Затем КМ спросил лоцмана о положении судна и ему сообщили, что маяк Трестеинерне виден слева по носу. В 20.18 — курс судна изменили на 90 градусов. Так как т/х "Болдуин" огибал маяк Кловингарна, рулевой, который жил в городе Стром- стад в 15 милях отсюда, ощутил странное чувство приближения к знакомому месту и спросил двоих впередсмотрящих: "Это ли не красные огни на мачтах Стромстада?" Но ему никто не ответил. В 20.23 т/х "Болдуин" — на полном ходу ударился днищем о скалы Свартерка- рен, причинив серьезные повреждения носовой части судна.
(В терминах техники ВТИМ) что явилось причиной посадки на мель?
Эпилог
Вышеизложенное прояснило много важных аспектов коллективной работы, планирования перехода и взаимоотношения капитана и лоцмана. Уроки должны быть изучены, а аварийных ситуаций следует избегать. Самое важное в том, что Вы завершили обучение курса и можете применять полученную информацию на деле. Коллектив Вашего судна получит пользу от приобретенных Вами знаний и общения с Вами. А Вы на практике сможете внедрить идеи и информацию, полученные в течение пяти дней обучения. Вам следует поощрять своих помощников в изучении наставления политики компании по безопасности, а также поощрять их участие в тренировках и отработках стереотипов по безопасным процедурам. Вы должны быть уверенными, что Ваши офицеры хорошо изучили наставления компании по навигации и безопасности, особенно в части, касающейся планирования переходов и взаимоотношения коллектива мостика и лоцмана и плавания с лоцманом на борту. Помните, что люди — действующие лица, которые чаще всего создают аварии. Ваши помощники являются участниками принятия решения в прибрежных и стесненных водах, где больше всего случается аварий и загрязнения моря. Убедитесь, что они хорошо знают методику планирования безопасного перехода. С Вами на мостике они составляют часть Вашего коллектива, работающего в сложных условиях плавания, в стесненных водах. Убедитесь, что они хорошо понимают свою важную роль в части формирования безопасного вахтенного взаимодействия на мостике.
ДОБРОТНОСТЬ СУДОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МОРСКОЙ ПРАКТИКОЙ. НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ ВОСПОЛНЯЮТСЯ УЧЕБОЙ ВТ1Ш.
АВАРИИ И ИХ ПРИЧИНЫ
Третья Международная Конференция по Безопасности (ШТАБАБСОМ III) подтвердила, что два принципиальных фактора оказались главной причиной столкновений и посадок на мель — слабаяорганизация на мостике и как следствие —упущения в наблюдении. Недостаток в организации на мостике оказался общим упущением для многих аварий. Такие аварии могли бы быть предотвращены:
Усилением вахты дополнительными людьми при необходимости;
-Обеспечением достаточной численности персонала для начала работы на мостике;
-Точным инструктажем ВП о том, когда вызывать капитана;
-Выставлением дополнительных впередсмотрящих;
-Переходом на ручное управление рулем;
-Практической отработкой изменения курса и перехода с автомата на ручное управление рулем и наоборот;
-Пониманием необходимости снижения скорости и перехода на маневренный режим МКО при ухудшении видимости;
-Выполнением следования по предварительному курсу прокладки.
-Слежением за безопасным судовождением с нгщлежащим определением места судна;
-Принятием срочных мер к возврату на курс при отклонении судна;
-Общим контролем определения места судна альтернативными методами и сравнением результатов.
-Использованием визуального метода контроля судна (естественные створы, траверсные расстояния буев, знаков и т.д.);
-Использованием эхолота при приближении к береговой черте либо в узостях;
-Отслеживанием решений, принятых другими членами команды мостика.
Наибольшее число примеров аварий произошло потому, что ВП не оценили комплексной роли своих действий в определении ситуации. Это происходило потому, что вахтенные помощники не осознавали ясно свою ответственность.