Вахтенный помощник капитана должен часто и точно брать компасные пеленги приближающихся судов, для того чтобы своевременно определить опасность столкновения, иметь в виду, что такая опасность может существовать даже при заметном изменении пеленга, в частности при опасном сближении с очень большим судном на малое расстояние. Вахтенный помощник капитана должен также предпринимать своевременные и правильные действия в соответствии с МППСС-72, и затем проверять, дают ли такие действия желаемый результат.
-При ясной видимости и когда есть возможность, вахтенный помощник капитана должен практиковаться в использовании радиолокатора.
Плавание в условиях ог раниченной видимости
-При ухудшении или ожидаемом ухудшении видимости первой обязанностью вахтенного помощника является выполнение соответствующих требований МППСС-72, в особенности в отношении подачи туманных сигналов, движения с умеренной скоростью и готовности двигателей к немедленным маневрам.
Кроме того вахтенный помощник капитана должен:
-известить капитана;
-выставить наблюдателя;
-включить ходовые огни; и
-включить радиолокатор и пользоваться им.
В темное время суток
-Капитан и вахтенный помощник капитана при организации наблюдения, должны учитывать оборудование мостика и навигационные средства, доступные для использования, их ограничения, процедуры и предпринятые меры предосторожности.
Плавание в прибрежных водах
-При плавании в этих следует использовать карту самого крупного масштаба, откорректированной на основе самой последней информации. Определения местоположения должны выполняться через короткие промежутки времени и более чем одним способом, когда это позволяют обстоятельства.
-Вахтенный помощник капитана должен опознавать все встречающие навигационные знаки.
Плавание с лоцманом на борту
-Присутствие лоцмана на борту и выполнение им своих обязанностей не освобождает капитана или вахтенного помощника капитана от их обязанностей по обеспечению безопасности судна. Капитан и лоцман должны обмениваться информацией относительно плавания, местных условий и особенностей данного судна. Капитан и- или вахтенный помощник капитана должны работать в тесном контакте с лоцманом и следить за местоположением судна и его движением.
Если возникает сомнение в действиях или намерениях лоцмана, вахтенный помощник капитана должен запросить у лоцмана разъяснение,, а если сомнение все же остается, немедленно поставить в известность капитана и предпринять любые необходимые меры до его появления.
Судно на якоре
51. Несение ходовой вахты осуществляется и при стоянке судна на якоре. Когда судно на якоре, вахтенный помощник капитана должен:
-как можно быстрее определить и нанести местоположение судна на соответствующую карту;
-достаточно часто, в соответствии с обстановкой , проверять путем взятия пеленгов навигационных знаков или легко опозновае- мых навигационных береговых объектов, стоит ли судно на якоре безопасно.
-Обеспечивать эффективное наблюдение всеми имеющимися средствами, чтобы поддерживать полную осведомленность об окружающей ситуации и проходящих судах и проследить возможную опасность;
-Обеспечивать регулярные обходы судна;
-Наблюдать за метеорологическими условиями, приливами и состоянием моря;
-При обнаружении дрейфа судна извещать капитана и принимать все необходимые меры;
-Обеспечивать готовность главных двигателей и других механизмов в соответствии с указанием капитана;
-В случае ухудшения видимости извещать капитана;
-Обеспечивать выставление надлежащих огней и знаков и обеспечивать подачу соответствующих звуковых сигналов, согласно МППСС-72; и
Предпринимать меры по предотвращению загрязнения окружающей среды судном и выполнять соответствующие применимы требования , касающиеся предотвращения загрязнения.