Изменяя свои побуждения, мы преображаем наши действия и самих себя. Мы уже обсуждали метод преобразования мотивации, используемый в тибетском буддизме. Здесь вы перед тем, как приступить к какой-либо значительной деятельности – будь то чтение, или уборка – на мгновенье останавливаетесь, а затем, вместо того, чтобы просто автоматически действовать, думая лишь о собственном благополучии, посвящаете эту деятельность своему собственному пробуждению для того, чтобы вы могли лучше помогать другим и содействовать их пробуждению.
Закончив дело, вы снова на мгновенье останавливаетесь. Теперь вы посвящаете любые блага, полученные вами от этой деятельности, благополучию всех людей и даже всего живого. Представьте себе, что вы стараетесь раздать эти блага – то, чему вы научились, те качества любви и терпения, которые вы обрели – всем остальным людям.
Это может казаться жертвой – в конце концов, зачем стараться отдать то, что вы обрели с таким трудом? Однако, если вы вспомните, как работает ум, то поймете, что это умелая стратегия, которая, как ни парадоксально, приносит пользу всем, включая и вас. Вспомните, что все, чего вы желаете другим, вы переживаете и усиливаете в собственном уме. Отдавайте другим такие качества, как любовь или терпение, которые вы обрели, помогая другим или медитируя, и они, наряду с великодушием, расцветают в вас еще полнее.
Когда вы решите, что готовы, попробуйте начинать и заканчивать посвящением какие-либо из своих дел. Вы можете, например, начать со своего спокойного времени размышления, медитации, или молитвы. Здесь, благодаря восприимчивости, которую дает священное безмолвие, вы, скорее всего, не будете забывать о посвящениях и сможете ощутить пользу, которую они приносят.
Когда эта польза станет очевидной, вы, быть может, захотите посвящать таким способом больше своих дел – например, работу, игру, приготовление пищи, и трапезу. Это преображает все эти виды деятельности и, кроме того, ясно показывает, что даже самые скромные повседневные дела могут служить процессу пробуждения.
Упражнение 3: ПРЕВРАЩАЙТЕ БОЛЬ В СОСТРАДАНИЕ
В Калькутте, где находится центр для умирающих, основанный Матерью Терезой, ужасающий смог, и уезжая оттуда, я чувствовал неприятное першение в горле. Само собой разумеется, к тому времени, как я добрался до Бенареса – одного из самых святых городов Индии, куда приходят умирать многие индуисты, – у меня развился бронхит. Большую часть дня я пролежал в своем номере в отеле, за тысячи миль от всех, кого я знал, чувствуя себя одиноким и больным, и испытывая жалость к себе.
В тот день, поздно вечером, я осознал поразительную вещь. Возможно, я был слегка болен, но, по крайней мере, у меня были лекарства, пища, и удобная постель. Однако под моим окном, на улицах и в трущобах лежали буквально тысячи бездомных, бедных, больных, и умирающих людей. Внезапно мои собственные проблемы показались мне совершенно незначительными, и мое сердце устремилось к страдающим беднякам за моим окном. Жалось к себе сменилась состраданием.
Исследования показывают, что такое "нисходящее сравнение" – сопоставление себя с кем-то, кому еще хуже – представляет собой эффективную стратегию борьбы с чувствами боли и подавленности. Он6о также может быть эффективным средством для воспитания сострадания.
Для выполнения этого упражнения, подумайте о каком-либо затруднении, которое вы испытываете; оно может быть физическим, психологическим, или духовным. Затем подумайте о людях, которые в еще большей степени страдают от этого или аналогичных затруднений. Если вы знаете конкретных людей, страдающих таким образом, вспомните о них. Подумайте о всех страданиях, которые вам принесло это затруднение, а подом задумайтесь обо всех страданиях, которые, должно быть, испытывают эти люди. Позвольте себе ощутить их боль. Осознайте, что они хотят освободиться от боли точно так же, как вы. Пусть в вас возникнет сострадание к ним, когда вы будете надеяться или молиться, что они освободятся от боли.