Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическая или прикладная мудрость



Практическая мудрость представляет собой искусство жить и, особенно, умение подходить к главным, экзистенциальным вопросам жизни. Это образ жизни, который выражает визионерский аспект мудрости, ее способность к пониманию. В глубочайшем случае – это жизнь sub specie aeternitas, по законам вечности, или, как сказали бы даосы, "в гармонии с Дао".

Широкое видение и глубокое понимание ведут к признанию ценности "естественного закона", а также "естественной нравственности" и "естественного образа жизни". Это, соответственно, правовые системы, мораль, и образ жизни, естественным образом следующие из фундаментальной природы реальности, созвучные ей, и пробуждающие нас к ней.

Эти идеи воплощает в себе конфуцианский идеал благородного или святого (шен-йен) человека. Согласно ему, благородный человек – это "несравненный учитель эпохи, живущий в совершенном согласии со всеми принципами и в полной гармонии с природой и обществом".

На всех стадиях развития люди могут стремиться быть нравственными и добрыми, но, пожалуй, лишь мистический опыт и рождающаяся из него мудрость дают однозначный ответ на фундаментальный вопрос: "Зачем быть нравственным?". Без непосредственного осознания нашего единства со всеми людьми и всей жизнью мы можем только пытаться придумывать способы оправдания нравственной жизни, рассматривая и сопоставляя идеи справедливости и точки зрения разных людей. Такого рода рассуждения, безусловно, очень ценны, но могут страдать ограниченностью, и передовой исследователь морального развития Лоуренс Кольберг делал вывод:

Даже самый высочайший уровень аргументации справедливости не может дать адекватного ответа на вопрос: "Зачем быть моральным?"... единственная этико-онтологическая ориентация, которая выглядит способной привести к полностью адекватному разрешению высших моральных вопросов: "Зачем быть нравственным?" "Зачем быть справедливым в явно несправедливом мире?" – это космическая перспектива. Представляется также, что эта ориентация основана на определенного рода трансцендентальном или мистическом опыте – непосредственном переживании уровня, на котором внутренняя сущность (самость) человека и вселенная оказываются едиными.

Мистический опыт создает основу для зрелой мудрости, которая, в свою очередь воспитывает зрелые надличностные этику, мотивацию, эмоции, и служение. Поэтому мудрость дает нам возможность жить в гармонии с другими и состраданием к ним. Эти освященные веками идеи недавно нашли поддержку у ученых, которые пришли к выводу, что мудрые люди, которых они исследовали, "выходят за пределы личных амбиций и обращаются к коллективным или универсальным проблемам". Буддизм называет это союзом мудрости и сострадания, поскольку мудрость естественным образом выражается в служении другим.

 

 

 

Глава 28

ПРОБУЖДЕНИЕ МУДРОСТИ

Мудрость сияет и расцветает,
И ее легко увидят те, кто любят ее,
и найдут те, кто ищут ее.
Она спешит открыться тем, кто желает ее...
Думать о ней – совершенный разум...
Начало мудрости в искреннем желании наставления...
Умножение мудрых – спасение мира

Мудрость Соломона22

Куда идти, чтобы обрести мудрость? Не в университеты, где безраздельно властвует одно лишь знание. Не к нашим вождям, что так часто поклоняются политике и власти и подвергают опасности нашу планету. Вместо этого, мы обращаемся к духовному ядру великих религиозных традиций, которое содержит в себе мудрость, накопленную в течение тысячелетий тысячами мудрецов. Именно там можно найти ключи к мудрости.

22 Сравните: "Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;... Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо... блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры. Блажен человек, который слушает меня... Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; (Притч 8:12, 14, 17, 20-21, 32-35). (Прим. перев.)

ПОДГОТОВКА К МУДРОСТИ

Если вы дочитали до этого места и выполняли все предыдущие практики, то вы уже сделали очень многое для развития мудрости. Совершенствование мотивации и отказ от привязанностей позволяют совершать мудрый выбор. Нравственная жизнь и преобразование эмоций уменьшают помрачающее действие гнева, вины, и страха. Это имеет решающее значение. Как говорит Тора, "Мудрость не коснется вероломной души". Сосредоточение и ясное восприятие обостряют осознание и подсказывают умелые решения и поступки. В итоге, ум меньше обременен прошлым, менее помрачен пристрастием, более сосредоточен и ясен, и способен к глубокой проницательности и полному пониманию. Ум становится искусным инструментом для развития мудрости. Это развитие начинается с признания важнейшего факта.

Мудрость неведения

Глупец, считающий себя мудрым –
глуп вдвойне
(Будда)

Мудрость рождается из парадокса. Если бы мы были мудрыми, мы бы, в первую очередь, признали, что не являемся таковыми. Мы испытываем побуждение учиться, только когда знаем, что мы чего-то не знаем. Важность этой мудрости прекрасно иллюстрирует классическая дзенская история о том, как встретились образованный профессор и мудрый мастер Дзен.

Профессор представился мастеру и объявил, что хотел бы что-нибудь узнать о Дзен.

"О, прекрасно!" – сказал мастер Дзен. "Пожалуйста, входите". После того, как они сели, мастер начал говорить о чрезвычайной важности нравственного образа жизни в традиции Дзен.

"О, да", – прервал его профессор. "Этика – это такая увлекательная тема, не так ли? Я изучил несколько направлений этики. По правде говоря, я написал о ней книгу", и профессор, набирая ход, пустился в рассуждения о разнообразных теориях этики.

"Ага, понимаю" – мягко сказал мастер Дзен, когда профессор, наконец, остановился перевести дух. "В Дзен очень важна правильная мотивация любых слов и поступков, и потому мы стараемся говорить лишь то, что действительно полезно".

"Ну, существуют несколько теорий, которые придерживаются такой точки зрения" – воскликнул профессор. "Однако, я должен сказать, что нахожу недостатки в каждой из них" – и он тут же прочитал длинную лекцию о различных теориях мотивации.

"Гм-м, понимаю" – сказал мастер Дзен, когда профессор, в конце концов, на минуту остановился. "Не хотите ли чаю?"

"О, да, спасибо" – отвечал профессор. Мастер Дзен улыбнулся, налил чашку профессора доверху и продолжал наливать, пока не переполнилось блюдце и чай не потек по столу. Профессор, будучи человеком, которому редко не хватало слов, при виде этого просто ошеломленно молчал. Но когда чай начал проливаться ему на колени, он вскочил с криком:

"Остановитесь! Разве вы не видите, что чашка полна? В нее больше не поместится!"

"Ну конечно, вижу" – улыбнулся мастер Дзен. "А разве вы не видите, что ваш ум до краев полон старых идей и потому не может вместить в себя новые? Поэтому вы, вероятно, не сможете ничего узнать о Дзен".

Признание собственного незнания – это больше чем понимание себя; это бесценная догадка о реальности. Вселенная так невообразимо велика, жизнь так непостижимо сложна, а наш ум по сравнению с ними столь ограничен, что наше существование и вселенная выглядят великой и чудесной тайной. Хьюстон Смит так охарактеризовал эту ситуацию "Наша жизнь – такая же тайна, как рождение и смерть".

Признание нашего невежества перед лицом этой бесконечной тайна – это точное отражение нашего человеческого состояния. Это действительно огромное облегчение. Во всяком случае, таков был мой собственный опыт. Годами я сожалел, что испытываю ощущения окружающей меня тайны и моего собственного невежества, считая их знаками того, что со мной или с моей духовной практикой что-то не так, и что если бы я практиковал должным образом, то они бы исчезли. Было настоящим облегчением наконец осознать, что эти ощущения просто отражали реальность, а вовсе не обязательно были признаками какого-либо несоответствия.

Признание нашего невежества может быть великим даром. Оно изгоняет из наших сердец гордыню и предубеждение и открывает наши умы навстречу новым возможностям, превращая их в чистые пустые сосуды, которые может наполнять мудрость. Тогда страх незнания сменяется благоговением и восторгом перед никогда не кончающимся чудом жизни. Вслед за Лао Цзы мы понимаем, что "Бытие открывается от чуда к чуду". Один христианский текст рекомендует в качестве средства для избавления от старых представлений и раскрытия к божественному следующее размышление; его лучше всего читать медленно и спокойно, чтобы слова могли оказывать свое целительное действие:

На мгновение остановимся и забудем все, чему мы учились, все мысли, которые у нас были, и все наши предубеждения о том, что означают вещи и какова их цель.

Не будем помнить наши собственные идеи о предназначении мира. Мы не знаем... Просто поступайте так: будьте спокойны и отложите в сторону все мысли о том, что есть вы, и что есть Бог; все заученные вами представления о мире; все привычные образы самих себя...

Не берите с собой не единой мысли из прошлого, ни единого убеждения, усвоенного раньше откуда бы то ни было. Забудьте этот мир, забудьте эту жизнь, и с совершенно пустыми руками придите к своему Богу.

ИСТОЧНИКИ МУДРОСТИ

Где найти мудрость? В конечном счете, везде – в каждом человеке, каждой ситуации, и каждом опыте, к которым мы подходим с открытым и пытливым умом. Однако, хотя и возможно учиться у всех людей и всех вещей, религиозные традиции особо рекомендуют пять источников. Традиции советуют искать мудрость:

  1. в природе;
  2. в тишине и уединении;
  3. у мудрых;
  4. в самих себе;
  5. в размышлениях о природе жизни и смерти.

Мы рассмотрим первые четыре источника здесь, а размышления о жизни и смерти – в следующей главе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.