Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2. Модели выбора решений



"
.~
"
"
~
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 

Рассмотрим пример моделирования задач коммерческой деятельности при задании отношений предпочте­ния на множестве альтернатив.

При выборе одного решения возможны различные варианты ­ альтернативы, которых существует множество в любой коммер­ческой ситуации. Предпочтительность выбора проводят по коли­чественному критерию, позволяющему сравнивать разные решения. Такой критерий называют показателем эффективности. Он формально отображает цель, которая преследуется в рассматриваемой ситуации. В качестве таких критериев могут выступать различные показатели: товарооборот, прибыль, издержки, доход, рентабельность, производительность труда и др.

В этом случае при формулировании цели необходимо опреде­лить худший и лучший варианты ее реализации. Одной из харак­теристик цели является связанное с ней предпочтение на множе­стве возможных исходов. Тогда можно построить отношение предпочтения этого множества. Отношение предпочтения обозначают знаком , полагая, что это есть отношение доминирования, если тогда элемент сравнения = 2, тогда соответственно = 0, а отношение безразличия - знаком ~, тогда =1. Выбирающий решение, может провести попарное сравнение всех объектов множества А, указав для каждой па­ры ( ) наличие или отсутствие предпочтения. Например, мож­но осуществить выбор среди напитков: фанта, пепси, компот, чай, кофе, или мест будущей работы. Выявленное предпочтение можно представить в виде матрицы доминирования - безразли­чия на основе субъективного представления или группы людей. Однако в большин­стве случаев личность в коммерческой сфере является носителем интересов какой-либо организации, поэтому выявление предпо­чтений должно базироваться на логических, причинно-следст­венных, а не на личностно - психологических мотивах.

В практической деятельности приходится рассматривать сложные объекты, которые невозможно целостно сопоставить. В таких случаях выделяют существенные показатели этих объектов, а затем проводят сравнение их значений. При этом первичная информация задается в виде таблицы значений показателей, где представлены множество сравниваемых объектов все наименования показателей и зна­чения этих показателей по каждому объекту

Для выявления предпочтения необходимо ввести систему ре­шающих правил. Например, если по каждому показателю можно вычислить его вес , определяющий его значимость, то взвешенную сумму этих показателей можно рассматривать как суммарную оценку объекта :

.

В таком случае можно ввести решающее правило: предпочтительнее , если . По указанной системе решающих правил от­ношение выражающее доминирование, определяется построением матрицы попарного сравнения В, элемент которой определяется таким образом:

 

 

Рассмотрим решение задачи выбора легкового автомобиля марки ВАЗ

Необходимо сформировать множество показателей, по которым можно провести сравнение автомобилей. Выпишем из руководства по эксплуатации автомобилей наиболее существен­ные показатели (табл. 1).

Сопоставим эти показатели с помощью метода парных срав­нений, а результаты запишем в таблицу 2.

После заполнения матрицы элементами сравнения находим по строкам суммы баллов по каждому показателю:

,

где n - количество показателей, n=11.

 

 

Таблица 2

 

Показатель Обозначение Единица измерения Показатели ВАЗ
 
     
Вместимость Чм чел.
Снаряженная масса См кг
Дорожный просвет Дп мм
Максимальная скорость Vmax км/ч
Время разгона до 100 км/ч Т р с
Расход топлива на 100 км Рт Л 7,7 7,3
Мощность М л.с.
Емкость топливного бака Еб л
Рабочий объем двигателя Ро л 1,57 1,3
Число цилиндров Чц шт.
Длина Дл мм
Цена Ц долл.

Таблица 3

  Чм См Дп Ум Тр Рт М Еб Ро Чц Дл Si Мi Ri
Чм 0,0743
См 0,0992
Дп 0,0413
Ум 0,1074
Тр 0,123
Рт 0,173
М 0,148
Еб 0,025
Ро 0,140
Чц 0,057
Дл 0,008

 

Правильность заполнения матрицы определяется равенством

Затем определяем вес показателей по формуле

Следует заметить, что

.

Приоритет показателей распределяется по рангу, который пропорционален значению коэффициента веса: чем больше его значение, тем выше ранг, причем наибольшему значению со­ответствует = 1. На этом, основании ранжированный перечень потребительских характеристик автомобиля будет иметь следую­щий вид:

1.Рт - расход топлива на 100 км, л;

2.М - мощность двигателя, л.с.;

3.Ро - рабочий объем двигателя, л;

4.Тр - время разгона до 100 км/ч, с;

5. Vмах - максимальная скорость, км/ч;

6.См - снаряженная масса, кг;

7.Чм - вместимость, чел.;

8.Чц - число цилиндров, щт.;

9.Дп - дорожный просвет, км;

10.Еб - емкость топливного бака, л;

11Дл - длина, мм.

Для проведения выбора введем балльную оценку показателей, например Ц, Рт, М, Ро, Тр, Vмax., причём чем лучше качественное содержание по­казателя, тем выше балл. Тогда можно построить следующую матрицу балльных оценок показателей (табл.4).

Таблица 4

 

 

 
  Mi
Vmax 0.123
Tp 0.123
P0 0.14
M 0.148
PT 10.5 7.7 7.3 5.8 5.7 0.173

 

На основе данных табл. 4 можно определить значения ин­тегральных оценок автомобилей без учета цены:

F(2105) = 0,107·3+ 0,123·2 + 0,14·3 + 0,148·2 + 0,173·3 = 1,832;

F(2106) = 0,107·5 + 0;123·3 + 0,14·5 + 0,148·5 + 0,173·2 = 2,692.

Поскольку F (2106) > F (2105), следует покупать автомобиль ВАЗ-2106.

Если предположить, что интегральные оценки отображают качество автомобилей, то выбор можно проводить по отношению цена/качество:

 

.

Можно воспользоваться и другой системой решающих пра­вил. Считаем, что, например, автомобиль, доминирует над , если:

1) число показателей, по которым автомобиль лучше больше, чем число показателей, по которым автомобиль лучше автомобиля ;

2) для автомобиля ни один из показателей не принимает наименьшего (наихудшего) значения.

При использовании этой системы решающих правил, учиты­вая балльную оценку и попарно сравнивая указанный перечень характеристик, получим следующую матрицу:

 

α

 

В соответствии с этими правилами выбор приходится тоже на автомобиль ВАЗ-2106.

Вопросы для самопроверки

1. Какие существуют условия принятия решения?

2. Назовите методы принятия решения в условиях определенности.

3. Назовите методы принятия решения в условиях неопределенности.

4. Назовите методы принятия решения в стохастических условиях.

5. Как применять метод парных сравнений в задачах формирования ассортиментного набора?

 

2. Решить задачи:

а) Сформировать перечень потребительских характеристик на рынке товаров, затем проведения их ранжирования для последующего объективного сравнения среди множества товаров по критерию цена-качество

б) Проведите моделирование процесса выбора товара на основе следующих данных:

Швейцарские механические мужские наручные часы

Фирма Калибр, мм Число функцио- нальных камней Точность хода, с/сутки Время непре- рыв- ной работы, ч Водо- непро- ницае- мость Дополнительно, шт. Цена, долл.
ци- фер- блат шкалы функ- ции
Breitling 36,0;5,4 ±0,2
Bucherer 29,6;3,58 ±2,8
Longines 32,0;3,85 -0,8
Omega 27,2;3,16 0,05
Rado 23,5;3,2 ±2
Tissot 34,2;4,2 ±1,5

 

в)Микроволновые печи

Фирма Объем, л Мощность, кВт Гриль Конвекция Покрытие Управление Цена, долл.
Moulinex 0.9 + Есть Нержавеющая сталь Сенсорное
Panasonic 0.8 + Есть Керамическое Сенсорное
Samsung 0.8 - Нет Термостойкое Механическое
Sharp 0.85 - Есть Нержавеющая сталь Сенсорное
Whirlpool 1.0 + Есть Нержавеющая сталь Серное

г) Холодильники

Страна- изготовитель Модель Вес, кг Гарантия, лет Срок службы, лет Габариты, см*см*см Объем камер Цена, долл.
морозильной, л холодильной, л
Россия Stinol 185-60-60
Таиланд Sharp 170-60-70
Южная Корея Samsung 160-60-65
Испания Bosch 155-55-60
Южная Корея LG 170-60-63
Южная Корея Daewoo 175-75-75
Швеция Electrolux 175-60-60

д) Автомобили

№ п/п показатель обозначение ед.изм Показатели Автомобилей
(1) Мазда 6 (2)Пежо 407 (3) Сааб 9-3 (4)Фольксваген Пассат (5) Форд Мондео
Вместимость Чм Чел.
Снаряженая масса См кг.
Максимальная скорость Vmax Км/ч.
Время разгона до 100км/час Tp с 11,3 9,4 9,7 10,8
Расход топлива на 100 км л 8,3 7,8 7,7 8,5
Мощность M л.с
Емкость топливного бака Еб Л
Рабочий Обьем двигателя Ро Л
число цилиндров Чц Шт
длина Дл Мм
цена Ц Долл.



Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.