Применение методологии экономико-математического моделирования рассматривается на примерах решения задач торговой практики.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь представление о количественном анализе задач планирования экономических и финансовых операций и его математических основах. Это позволит получать наиболее вероятные количественные значения экономических показателей, устанавливать связь между различными случайными параметрами и принимать обоснованные решения в экономике.
Знать основные понятия, определения, теоремы и их следствия математического анализа, линейного программирования, теории графов и сетевого планирования и управления, алгоритмы и методики решения задач динамического программирования, теории игр и статистических решений, моделирование конфликтных ситуаций, моделирование изучения и прогнозирования покупательского спроса, модели управления товарными запасами и моделирование коммерческих рисков.
Уметь формулировать постановку задач, выбирать обоснованно математические методы их решения, формировать конструкции математических моделей, находить их решение и исследовать на моделях торгово-экономические процессы и явления и находить оптимальные решения, самостоятельно пользоваться справочными пособиями при решении торгово-экономических задач.
Приобрести навыки решения задач торгово-экономической сферы .
Владеть экономико-математическими методами и моделями для исследования торгово-экономических процессов и явлений, овладеть методами постановки и решения торгово-экономических задач выбора товаров, производителей, инвесторов, оптовых и розничных предприятий торговли, общественного питания, туристических фирм, изучать и прогнозировать покупательский спрос, проводить оценку управления товарными запасами, строить сетевые модели коммерческих операций, оценивать коммерческие риски, моделировать конфликтные ситуации.
Какие темы изучает дисциплина
№ п/п
Название разделов и тем
Экономико-математическое моделирование
Модели выбора решений
Моделирование изучения и прогнозирования покупательского спроса
Модели управления товарными запасами
Методы и модели сетевого планирования
Моделирование коммерческих рисков
Моделирование конфликтных ситуаций.
Содержание курса
Тема 1 Экономико-математическое моделирование
Понятие Экономико-математической модели. Моделирование торгово-экономических процессов. Развитие моделирование в торговле. Место экономико-математических методов в управлении торговлей. Понятие системы управления. Место моделирование торговых процессов в системе управления торговлей. Принципы построения экономико-математических моделей их основные элементы. Классификация моделей (материальные и абстрактные, словесно-описательные, графо-аналитические, математические и статистические). Этапы моделирования: постановка задач, построение модели, её решение и внедрение в практику управления. Исследование по моделям.
Механизация и автоматизация моделирования торгово-экономических процессов. Экономико-математические модели в современных компьютерных системах в торговле. Организация моделирования торгово-экономических задач. Имитационное моделирование Сложных торговых систем и процессов.
Тема 2 Модели выбора решений
Торгово – экономическая деятельность связана с необходимостью постоянно принимать решения, которые заключаются в выборе одного решения из множества по критерию эффективности, который является показателем сформулированной цели.
Экономико- математические методы используют для выбора решений в условиях определённости, стохастических и неопределённости.
Характерными задачами торгово- экономической деятельности являются: выбор поставщиков и покупателей товаров оптово- розничного звена, выбор оптимального ассортимента товаров, подбор кадров, схемы коммерческих операций, партнёров и т.п.
В процессе принятия решений можно использовать линейное и динамическое программирование, теорию игр, теорию массового обслуживания, теорию графов, теорию сетевого планирования и др. Особое место занимают методы принятия решения при задании отношений предпочтения на множестве, например, товаров: автомобилей, холодильников, фотоаппаратов, телефонов, часов, мотоциклов, оружия.