Это один из самых ключевых моментов в передаче технологии тренинга.
Важно, чтобы участники тренерского курса поработали несколько раз с реальными «людьми с улицы» и убедились, что у них получается вести тренинг.
· Этот этап создает отличную мотивацию! Когда участники знают, что вечером им работать с реальными, живыми людьми – они весь день выкладываются на 100%, т.к. есть желание вечером выступить успешно.
· Работа с реальной группой создает у участника тренинга уверенность в том, что если следовать технологии – он получит предсказуемый результат. В частности, если было сомнение: «мол, эту тему мне ни в жизнь не получится дать», то после работы с реальной группой эти сомнения развеиваются.
· И как следствие – создает ощущение успеха и уверенность, что он сам, самостоятельно – может провести тренинг (т.к. тренеры тренерского курса демонстративно не вмешиваются в процесс, побуждая участников тренерского курса от начала до конца самостоятельно провести тренинг).
Технология набора реальной группы:
*** В Москве, когда нам нужно набрать такую реальную группу, на которой могли бы потренироваться начинающие тренеры, мы делаем объявление, что стоимость одного занятия не 1100 рублей, а 100 рублей. И за неделю удается набрать 50-60 желающих поучиться «нахаляву». То, что группу ведут молодые тренеры, никого не пугает.
С точки зрения структуры тренинга мы столкнулись со следующими трудностями при передаче того или иного элемента тренинга:
Таблица №4
Элемент тренинга
Проблемы при передаче
Возможные решения
Мотивация
У тренера не хватает эмоциональности, личной харизмы, чтобы зажечь, вдохновить аудиторию на работу.
- Набор заготовленных, мотивирующих историй, которые остается только повторить.
- Интересные игры и упражнения, которые мотивируют сами по себе.
Презентация (лекция)
У тренера получается скучная, занудная лекция.
Тренер запутывается в материале, забывает произнести важные вещи.
- Приучить тренеров проводить лекции в виде «мозгового штурма», вовлекая слушателей в процесс.
- Хорошие раздаточные материалы, ориентируясь на которые трудно запутаться или что-то забыть.
Демонстрация
У тренера не хватает личного мастерства, чтобы продемонстрировать нужный навык.
- Тренировать навык!
- Научиться демонстрировать этот навык не на себе, а на участниках тренинга.
Инструкция
У тренера получаются запутанные, непонятные инструкции.
- 3-4 раза потренировать, то как грамотно давать инструкции.
- Приучить на доске визуально отображать инструкцию.
Упражнения
Во время упражнений тренер не следит за временем, группы работают не синхронно, тренер боится подходить и работать в минигруппах с участниками.
- Перед работой с реальной группой дать хорошее внушение, чтобы про это не забывали. .. такого простого решения, как «волшебный пендель» хватает.
Сбор ОС после упражнения/лекции
Тренеры задают слишком размытый вопрос для запуска сбора обратной связи типа: «Ну, расскажите что-нибудь», и в результате получают абы какую обратную связь.
- В методичке подробно прописать то, какие вопросы нужно задавать, и какие ответы нужно получить из аудитории.
Ответы на вопросы
Тренер боится вопросов, и поэтому не дает возможности их задавать.
Тренер вязнет в спорах со слушателями.
- Даем несколько упражнений на «убойные вопросы», после чего этот страх снимается.
- Увы, т.к. навыку считывать намерение спрашивающего научить сложно, то даем 3-4 варианта ухода от спора (переадресация в зал, «отвечу в перерыв»…)
СОБЛЮДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Механизмы, способствующие тому, что новоиспеченные тренеры будут соблюдать технологию ведения тренинга:
1. Разумная, качественная технология.Не возникает желания от нее отклоняться.
· Успешный опыт участия в тренинге как участника: если участники тренерского курса сами получили «кайф/результат» от участия в тренинге – то у них появляется вера в то, что это хорошая технология.
· Успешный опыт работы по этой технологии с реальной группой. Если участники реальной группы, с которой работал молодой тренер получили «кайф/результат», то укрепляется вера в то, что это хорошая технология и ей лучше следовать.
Методичка.
· Если нет подробного и детального описания шагов тренинга, то приходится фантазировать и додумывать… А если есть – то легче и проще следовать хорошо прописанной технологии, чем додумывать что-то свое.
3. Раздаточные материалы (книга-руководство к курсу).
· Хорошие раздаточные материалы подталкивают тренера к тому, чтобы раздавать именно их, а не придумывать свои. И как следствие, тренер вынужден проговорить весь материал, который есть в раздаточном материале. Соответственно, тренер вынужден придерживаться технологии, если хочет использовать данный раздаточный материал.