*** Предлагается описание технологии, реализованной в «Университете Риторики и Ораторского Мастерства» при обучении лицензиатов ведению курса «Харизматичный оратор».
Технология разработана для группы численностью в 15-25 человек, когда с группой работают 2 тренера.
· Если нужно обучить 1-2-3 человека, то лучше подходит механизм стажировки.
· Если группа больше 25 человек, то нужно или добавлять 3-го тренера, или менять технологию обучения.
· С группой от 6 до 15 человек по этой технологии может работать 1 тренер.
В первую очередь предлагаем разбить тренинг на небольшие модули по 2-3 часа каждый. И для передачи каждого такого 3-хчасового модуля (занятия) использовать следующие этапы.
Таблица №3
Этап
Описание этапа
1. Изучение методички к занятию (20 мин)
20 минут участники тренерского курса изучают методичку. И потом в течении 2 этапа сверяют то, что происходит, с тем, что написано в методичке, при необходимости делая дополнительные записи.
2. Прохождение занятия в качестве участника (3 часа)
Участвуют в занятии как слушатели, проживая изнутри тот опыт, который получают участники тренинга.
3. Методический разбор занятия (40 мин)
Ведущие разбирают то, как каждый 3-хчасовой модуль устроен изнутри. Комментируют логику данной последовательности упражнений. Отвечают на вопросы.
4. Тренировка участников тренерского курса друг на друге (2 часа)
В минигруппах по 5-6 человек участники готовят ту или иную тему, и выступают с ней перед своими коллегами, получая от них обратную связь. Когда они дают обратную связь – это тоже обучает их пониманию, как грамотно вести тренинг.
5. Подготовка к работе с реальной группой (1 час)
В минигруппах по 5-6 человек участники распределяют, кто какую тему будет давать, и готовят свою тему. Во время подготовки обращаются к ведущим тренерского курса за обратной связью.
6. Проведение занятия с реальной группой (3 часа)
Участники, работая командой в 5-6 человек, самостоятельно проводят занятие для реальной группы. Ведущий тренерского курса записывает их работу на видео и фиксирует обратную связь, которую дает на этапе 7.
7. Получение обратной связи от тренеров тренерского курса (1 час)
Ведущий тренерского курса устраивает «разбор полетов» по итогам проведенного занятия с реальной группой. Комментирует то, что получилось хорошо, и то, что можно улучшить.
8. Просмотр видеозаписи своей работы на реальной группе.
Участники самостоятельно просматривают видеозапись своей работы, наблюдая со стороны за своими сильными и слабыми сторонами (иногда, если у ведущего тренерского курса есть время, он помогает в разборе видеозаписей).
Итого один цикл = 11 часов
В чем ключевые факторы, определяющие успех такой технологии передачи тренинга:
Многократный повтор каждого занятия (более 8 раз).
То есть 3-хчасовой фрагмент тренинга более 8 раз проживается тренером на интеллектуальном, эмоциональном, телесном уровне. И за счет этого структура этого 3-хчасового фрагмента намертво «впаивается» в телесную/эмоциональную/интеллектуальную память тренера.
· Первый раз, когда изучает методичку.
· Второй раз, когда проживает тренинг изнутри, как участник.
· Третий раз, когда происходит методический разбор занятия.
· Четвертый раз, когда пробует вести фрагменты занятия в учебной группе из своих коллег-тренеров и получает от них обратную связь.
· Пятый раз, когда готовится к занятию с реальной группой.
· Шестой раз, когда проводит тренинг для реальной группы.
· Седьмой раз, когда получает обратную связь от тренеров тренерского курса на свою работу в реальной группе.
· Восьмой раз, когда самостоятельно просматривает видеозапись своей работы.
· …
Эти повторы разнесены во времени:
Т.е. цикл из этих 8 этапов проходит не в один день, а растянут на 3 дня.
· 1 день: 1-4 этапы.
· 2 день: 5-6 этапы.
· 3 день: 7-8 этапы.
Соответственно каждое занятие актуализировано (требует сознательного и бессознательного внимания) в течение трех дней. И за счет этого лучше закрепляется в памяти.