Доходам и расходам посвящёны отдельные разделы БК РФ (доходы бюджета – раздел II, расходы бюджета – раздел III).
БК РФ закрепляет их примерный перечень по отношению к публично-территориальным образованиям.
Основной критерий подразделения расходов – то, в рамках каких отраслей они формируются:
налоговые доходы
доходы
неналоговые доходы
Понятие налоговых доходов охватывает доходы от налогов, сборов, а также получаемые в связи с взысканием пени и при взыскании предусмотренных НК РФ налоговых санкций.
По признаку их роли в осуществлении деятельности публично-территориального образования расходы делятся на:
текущие (это неотложные расходы)
расходы
капитальные (это долгосрочные инвестиции
в определённые сферы)
БК РФ основан на определённых критериях отнесения расходов к определённому уровню бюджетной системы:
1) функциональный критерий
2) критерий ведомственной подчинённости финансирования (например: финансирование муниципальных учреждений должно осуществляться за счёт бюджетов муниципальных образований)
3) критерий важности финансируемого мероприятия (например: проведение олимпиады осуществляется за счёт федерального бюджета, а местных соревнований – за счёт муниципального бюджета).
Существуют финансовые мандаты – т.е. выполнение определённых государственных функций может быть перемещено на более низкую ступень государственной власти (это делегирование полномочий).
Например: ст.15 ФЗ «О жилищной политике» предусматривает возможность полномочия в сфере функционирования коммунального хозяйства передать на местный уровень.
Одновременно должны передаваться и доходные источники!
Бюджетная классификация
Гл.4 БК РФ и закон РФ «О бюджетной классификации».
Функциональная классификация
Доходы и расходы делятся по критерию государственных функций
Ведомственная
Критерий – кто будет распоряжаться средствами? Министерства. Они распределяют расходы между получателями бюджетных средств
Экономическая
Критерий – экономическое значение.
На что направляются средства? На зарплату, на коммунальные расходы и т.д.
Бюджетный процесс
Ст.6 БК РФ определяет бюджетный процесс как определённую деятельность, осуществляемую в рамках 3-х основных стадий:
1) подготовка проекта бюджета
2) рассмотрение и утверждение бюджета
3) исполнение бюджета и утверждение отчёта о его исполнении.
Для любой стадии бюджетного процесса характерен ряд свойств (признаков):
1) для каждой стадии бюджетного процесса характерен особый, специфический круг участников:
ü подготовка проекта бюджета – исполнительные органы власти, Министерство финансов РФ (подготовка проекта федерального бюджета)
ü рассмотрение и утверждение бюджета – представительные органы власти, которые выполняю основные функции в рамках этой стадии
ü исполнение бюджета и утверждение отчёта о его исполнении – Федеральное казначейство, Центральный банк РФ – органы исполнительной власти, осуществляющие фактическое исполнение принятого бюджета.
2) о завершении определённой стадии бюджетного процесса свидетельствует принятие определённого правового акта (принятие правового акта – это процессуальный итог стадии бюджетного процесса):
ü на стадии подготовки проекта бюджета – проект бюджета
ü на стадии рассмотрения и утверждения бюджета – правовой акт (закон) о бюджете
ü на стадии исполнения бюджета и утверждения отчёта о его исполнении – отчёт об исполнении бюджета.
Вся совокупность стадий бюджетного процесса в их временной протяжённости обозначается понятием «бюджетный цикл». Бюджетный цикл в среднем составляет около 3,5 лет (от начала действий по подготовке проекта бюджета до утверждения отчёта об исполнении бюджета).
3) на любой из стадий соответствующие участники бюджетного процесса всегда наделены особым кругом (перечнем) прав и обязанностей, которые они должны исполнять для обеспечения функций своей деятельности.
4) ограничение во времени – БК РФ устанавливает сроки для осуществления каждой из стадий бюджетного процесса.
Для стадии исполнения бюджета и утверждения отчёта о его исполнении – финансовый год, в течение которого должен действовать бюджет + один резервный месяц для завершения операций + устанавливается время для подготовки заключения Счётной палаты и утверждения отчёта об исполнении бюджета.