Они наделены полномочиями по рассмотрению и утверждению бюджета. Они принимают бюджет – правовой акт, регулирующий деятельность других участников. Процесс принятия акта регулируется БК РФ. Бюджетный процесс охватывает принятие правовых актов.
2) исполнительные органы власти (президент, правительство, высшие исполнительные органы власти субъектов РФ и муниципальных образований) участвуют в бюджетном процессе.
К их компетенции относится подготовка правового акта (бюджета) и контроль за его исполнением.
3) специализированные органы власти, созданные непосредственно для участия в бюджетных отношениях – контрольные органы (это Счётная палата РФ).
Статус Счётной палаты определён БК РФ и специализированным законом –
ФЗ «О Счётной палате».
Специфика: Счётная палата создаётся представительными органами власти – Федеральным Собранием (Государственной Думой и Советом Федерации на паритетных началах). Представительные органы власти избирают аудиторов Счётной палаты.
Функции Счётной палаты призваны осуществлять её аудиторы.
В силу специфики её формирования и функций есть точка зрения, что Счётная палата РФ относится к представительным органам власти. Она не входит в систему исполнительных органов власти и подотчётна только Федеральному Собранию.
Задача Счётной палаты – подготовка заключения к отчёту об исполнении бюджета.
Для реализации своих функций счётная палата наделена многими полномочиями исполнительной власти (в частности – проведение проверок и др.).
Предмет контрольных полномочий ограничивается сферой формирования и расходования бюджетных средств.
На региональном и местном уровнях создаются и действуют свои контрольные органы.
Министерство финансов РФ
Его роль проявляется на стадии подготовки проекта федерального бюджета.
Это основной участник бюджетного процесса на этой стадии.
Министерство финансов готовит итоговый документ, представляемый Правительством в Гос. Думу.
Правительством утверждаются контрольно-ревизионные органы (управления) в субъектах РФ. Нет единой системы контрольно-ревизионных управлений. Их функции:
ü проверка исполнения федеральных бюджетных средств, расходов целевого характера
ü соблюдение законодательства получателями бюджетных средств.
Контрольно-ревизионные управления могут проверять организации любой формы собственности, если они являются получателями бюджетных средств.
Федеральное казначейство
Наделено властными полномочиями. Создано в 1993 году. Его создание связано с переходом РФ к казначейской системе исполнения бюджета. Казначейская система исполнения бюджета противостоит банковской системе исполнения бюджета.
Федеральное казначейство является органом, который осуществляет все расходные операции. Любой расходный документ, подготавливаемый получателем бюджетных средств, проходит предварительную проверку. Федеральное казначейство ведёт лицевые счета всех получателей бюджетных средств. Осуществляет реальное исполнение федерального бюджета.
На договорной основе могут осуществлять данные функции (исполнение бюджета) казначейство субъекта РФ и казначейство муниципального образования.
Федеральное казначейство наделено полномочиями по проведению проверок получателей бюджетных средств. Контрольные полномочия этого органа должны фиксироваться в актах. Федеральное казначейство наделено полномочиями по осуществлению активных пресекательных действий (например, блокировка расходов бюджета и т.д.). Федеральным казначейством реализуются меры ответственности (часть четвёртая, глава 28 БК РФ).
На уровне субъектов РФ и муниципальных образований могут создаваться свои казначейства или заключаются соглашения с Федеральным казначейством.
Центральный банк РФ
Его полномочия определены БК РФ и ФЗ «О Центральном банке РФ».
Основная его роль: Центральный банк как финансово-кредитная организация выступает как кассовый исполнитель бюджета. Бюджетные счета должны открываться в ЦБ РФ. ЦБ РФ должен обеспечивать выполнение отдельных операций под контролем Федерального казначейства. ЦБ РФ осуществляет перечисление средств.
Исключение: эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг (в этом случае могут открываться счета в коммерческих банках).
Согласно ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления» муниципальные образования наделены полномочием выбирать по конкурсу или по тендеру коммерческий банк, который будет являться кассовым исполнителем муниципального бюджета.
Бюджетные учреждения
Любой государственный орган и орган местного самоуправления может быть рассмотрен как бюджетное учреждение.
Бюджетное учреждение выступает получателем бюджетных средств.
Также бюджетными учреждениями могут выступать и иные юридические и даже физические лица.
В ст.78 БК РФ закреплено понятие субсидий и субвенций.
Получателями этих форм финансовой помощи могут вступать и субъекты, не являющиеся бюджетными учреждениями. Получателями субсидий являются физические лица.