-обеспечение реализации решений ФОГВ, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
-обеспечение осущ-я отдельных гос. полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
-финансовая поддержка субъектов РФ; -официальный статистический учет; -прочие расходы.
Гос кредиты РФ
Кредиты м\б 1) иностранным субъектам, 2) юр. Лицам не явл гос или муниц унитарными предприятиями 3) гос и муниц унитарным предприятиям
1) Кредиты иностранным субъектам - кредиты (займы), по которым у иностранных субъектов возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Кредиты формир гос внешн активы РФ.Реструктуризация долга - погашение иностранными госу-ми своих долговых обязательств с одновр. осущ. заимствований (принятием на себя др. долговых обяз.) в объемах погашаемых долговых обяз. с установлением иных условий обслуживания долговых обяз. и сроков их погашения. М\б осуществлена с частичным списанием суммы задолженности. Предельные объемы, программа предоставлен кред. и сроки погашения уст. ФЗ о фед бюдж.
2)Кр юр лицам не явл унит предпр - на основании договора, закл в соответствии с гражданским зак-ом РФ, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обяз-ва по возврату указанного кредита. Предост-ся на условиях возмездности и возвратности. Способами обеспечения исп. обяз-в по возврату бюдж. кредита м\б только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в т.ч. в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предост-го кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Кредит осущ-т соотв гос органы.
Обязат. усл. предост-я бюдж. кредита является проведение предварит-ой проверки фин. состояния получателя бюдж. кредита фин. Органом (и в люб время действ кредита). Возврат кредита – платежи в бюджет. Предост-я тем юр. Лицам, у кот не задолженности по пред кред.
3) Кредиты унитарным предприятиям – (% и бес%) предоставляются унитарным предпр. на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соотв. бюджетами. Получатели кредита обязаны предоставлять инфо-ю и отчет об использовании кредита в органы, исполняющие бюджет. Органы, испол-е бюджет, ведут реестры всех предост-ых кредитов.
БП: внесение изменений и дополнений в ФЗ о бюджете
Прав-во разрабатывает и представляет в ГД проекты ФЗ о внесении изм и доп в Фз о бюдж по всем вопросам, в том числе в части, изменяющей основные характеристики фед бюджета и распред регулирующих дох м\у уровнями бюдж системы РФ, а также распределение расх фед бюдж по разделам функциональной и ведомственной классиф расх бюджетов РФ. Субъекты права зак инициативы в соотв с Конст РФ могут вносить проекты о изм и доп. В случае сокр. (роста) расх фед бюджета более чем на 10 %
Прав-во вносит на рассмотрение ГД проект Фз о внесении изм и доп в ФЗ о бюдж со следующими док и матер: отчетом об исп фед бюджета за период текущего фин года, вкл последний месяц, предшествующий месяцу, в теч кот-го вносится указанный ФЗ; отчетами ФОИВ, осущ сбор дох фед бюджета за период текущего фин года, вкл последний месяц -----; отчетом об использовании средств резервного фонда Прав-ваи резервного фонда Президента; отчетами Минфина РФ и иных уполн органов о предоставлении и погашении бюдж ссуд и бюдж кредитов; анализом причин и факторов, обусловивших необх. внесения изм и доп в ФЗ бюджете. ГД рассм Фз во внеочередном порядке в теч 15 дней в 3 чтениях.
Если проект не принимается в указанный срок, Прав-во им. право на пропорц сокращение расх фед бюджета впредь до принятия зак-го решения по данному вопросу при условии, что ФЗ бюджете не предусмотрено иное.
БП: основы рассмотрения и утверждение бюджета
Внесение проекта акта о бюдж в предст орган - означает начало этой стадии. Действ закон-во предусматр случай, когда проект своеврем не составлен или не не внесен в органы, либо бюдж не принят, ст 190 предусм процедуру временного управления бюджетом. Суть процедуры – ИОВ непоср-но переходят к 3 стадии и руководст-ся при этом прав актом о бюдж прошл года. Если процесс развивается в обычном порядке, то наступает 2 стадия. Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной фин. год рассм-ся и утвержд проекты законов о бюджетах гос. внебюдж фондов. В БК оч мало статей действующ в отношен бюджетов всех уровней. Это связ с тем, что субъекты РФ и МО вправе самост решать порядок составл бюдж. Зато гл 22 детально регламент-ет рассмотрен закона о фед бюдж. Здесь четко опред-сяперечень док-ов, кот д\б переданы гос думу вместе с проектом (ст.192), сам акт о бюдж рассматр думой в 4 чтениях (1 чтение – опред-ся лишь группы запланир доходов, основ направления расходов, в одр чтениях уточняются показатели ФЗ о бюдж в рамках утвержд статей) стадия рассм и утв ФЗ о бюдж может инициирова-ся и позднее, когда уже исполняется ФЗ о бюдж, т.е. м\б выявлены сущ отклонения факт данных от планируемых – вносятся изменения(гл 23 БК). На уровне субъектов РФ и МО, изменен и дополнен регламен-ся самост-но.
БП: рассмотрение ФЗ о бюджете в 1 чтении
Проект ФЗ о фед бюджете на очередной фин. год считается внесенным в срок, если он доставлен в Гос Думу до 24 часов 26 августа текущего года. ГД рассм-ет проект ФЗ о фед бюджете в 1 чтении в течение 30 дней со дня его внесения правительством. Предмет 1 чтения - обсуждается его концепция и прогноз соц-экон развития РФ на очередной фин год, осн. направления бюдж и налог политики, осн принципы и расчеты по взаимоотношениям фед бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы гос. внешних заимствований РФ в части источников внешнего фин-я дефицита фед бюджета, а также осн хар-ки фед бюджета, к которым относятся: доходы по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюдж РФ; распред доходов от фед налогов и сборов м\у фед бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит фед бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам фед бюджета на очередной фин год и источники покрытия дефицита фед бюджета; общий объем расходов фед бюджета на очередной фин. год.
Порядок подготовки В теч 15 дней со дня внесения в ГД проекта ФЗ о бюдж, комитеты ГД готовят и направляют в Комитет по бюдж заключения по указанному закон-ту и предложения о принятии или об отклонении законопроекта, На основании заключений комитетов ГД Комитет по бюджету готовит свое заключение и представляет его на рассм-е ГД.
Порядок 1 чтения: 1) ГД заслушивает доклад Прав-ва, содоклады, а также доклад Председателя Сч. палаты РФ и принимает реш о принятии или об отклонении законопроекта. В случае принятия ГД в 1 чтении утверждаются основные хар-ки фед бюджета. При ГД не имеет права увеличивать доходы и дефицит фед бюджета, если отсутствует полож-ое закл Прав-ва.
В случае отклонения фз ГД может: передать зак-кт в согласительную комиссию, для разработки соглас-го варианта осн. характеристик фед бюджета на очередной фин год в соотв с предложениями, изложенными в заключениях комитетов, и заключении комитета СФ; вернуть законопроект в Правительство на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству.
2) Если ГД не принимает решения по основным характеристикам фед бюджета по итогам работы соглас комиссии, проект ФЗ о фед бюджете считается повторно отклоненным в 1 чтении, возможно лишь в случае, если ГД ставит вопрос о доверии Правительству
3)Возвращен проекта в Прав-во в случае его отклонения на доработку - в течение 20 дней правит-во дораб-ет ФЗ, вносит доработанный законопроект на повторное рассм ГД в 1 чтении, ГД рассматривает его в течение 10 дней со дня повт. внесения.
4)В случае отставки Прав-ва вновь сформ-ое Прав-во представляет новый проект ФЗ не позднее 30 дней после сформ-ия.
БП: рассмотрение ФЗ о бюджете 2-4 чтениях
2 чтение: утв-ся расх фед бюджета по разделам функц. классификации расх бюджетов в пределах общего объема расх фед бюджета, утв в 1 чтении, и размер Фед фонда фин поддержки субъектов РФ. Рассматр-ся в теч. 15 дней со дня его принятия в 1 чтении.
Если ГД отклоняет во 2 чтении проект ФЗ, она передает его в соглас. комиссию.
3 чтение: утв-ся расходы фед бюджета по подразделам функц классиф-ии расх бюджетов РФ и гл. распорядителям средств фед бюджета по всем 4 уровням функц классиф. расходов бюдж. РФ. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету 3 чтения в Комитет по бюджету. Гд рассматр ФЗ в теч 25 дней. В теч 10 дней Комитет по бюдж проводит экспертизу поправок и направляет в указанные комитеты. Дальнейш рассмотр подлежат искл поправки, прош. экспертизу в Комитете по бюджету и Правительстве.
4 чтение (утверждение): ГД рассм-ет ФЗ в теч 15 дней. При рассм в 4 чтении ФЗ голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.. Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней перед-ся на рассм Сов Фед. СФ рассм ФЗ в теч 14 дней со дня представления ГД. ФЗ голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный ФЗ в теч 5 дней направл Президенту для подписания и обнародования. В случае отклонения ФЗ передается для преодоления возникших разногласий в соглас. комиссию. Она в теч 10 дней выносит на повторное рассм ГД согласованный ФЗ (рассматр в дном чтении). В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа деп ГД.. В теч 1 месяца со дня подписания ФЗ Прав-во направляет в ГД и СФ для сведения поквартальное распред дох и рас фед бюджета и поступлений из ист-в фин его дефицита. (сущ секретные статьи, они рассм на закрытом заседании палат ФС) В случае отклонения Президентом ФЗ передается для преодоления возникших разногласий в соглас комиссию. При этом в состав соглас комиссии вкл представитель Президента. ФЗ не вступает в силу до начала оч фин года в случае непринятия ГД проекта ФЗ до 15 декабря текущего года.
БП: основы исполнения бюджетов (казнач. исп-е, единство кассы, свободная бюдж. роспись, бюдж. обяз-во, сокращение бюдж. расх-в, блокировка расх-в бюджета).
3 стадия БП Основана на принципе казначейского исполнеия бюдж. На ОИВ возлагаются организация исп-я и исп-е бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Этот принцип тесно связ. с единством кассы, т.е. все средства сосред-ся на едином счете, с кот-го д. осущ-ся все расх. операции. Единство искл-ся, когда операции, произ-ся за пределами РФ.
З-н о бюджете содержит примерный план, для его детализации составл спец. док-т – свободная бюдж. роспись – составленная ИОГВ и содержащая детальн. перечень расходов на осн. ФЗ о бюдж.
Сводная роспись сост. из 2х частей:
1) исп. Б. по дох., реглам-ся в осн-м иными отраслями (НП) ,
2) испол. Б. по расх. Выдел-ся 6 осн этапов санкц. расх. бюдж:
1) сост и утв бюдж росписи. 2) утв и доведение уведомлений о бюдж ассигн до распоряд и получ бюдж средст, одноврем утв смет дох и расх всех Бюдж Уч со стор распоряд-й бюдж средств. 3) Утв и доведен-е уведомл-й о лимитах бюдж обязат-в до распор-й и пол-й б\с. Лимит бюдж обяз - объем бюдж обяз, опред и утв для распор-ля и получателя б\ср органом, исп бюджет, на период, не превышающий 3 месяца.4)принятие ден обяз-в получ-м б\ср (ст225): получ-ль им право на принятие ден обяз по осущ бюдж расх путем составл платежн и иных док-ов, необх для соверш расходов 5)Подтвержд и выверка исполнения ден обяз-в. Этот этап реализ органом испон бюдж, как правило, Фед Казнач-м. 6)Исполнение бюдж по расходам, т.е. сама процед-а финансир-я (гл распорядитель напр ден ср распоряд-м, а тот получателям).
Бюджетное обязательство - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.
Если в процессе исп-я бюджета происходит сниж-е объема поступлений доходов бюджета, что приводит к недостатку финансированию расходов не более чем на 10%, Правительство РФ, ОИВ субъекта или ОМС вправе принять решение о введении режима сокр-я расходов бюджета и ввести указанный режим. Д.б. указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокр-я расходов бюджета.
Увед-е распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима производится не позднее чем за 15 дней до даты его введения.
Более чем на 10 % - то д.б. проект закона о внесении изм. и дополнений в закон о бюджете. Зак. орган рассматривает указанный законопроект. Если не принимает в течение 15 дней, ОИВ имеет право на пропорц. сокращ. расходов бюджета впредь до прин-я зак. решения.
Блокировка расходов бюджета – это сокр-е лимитов бюдж. обяз-тв по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтвержд. принятых бюдж. об-тв, если бюджетные ассиг-я в соотв. с законом о бюджете выделялись главному расп-лю бюдж. средств на выполнение опред. условий, но к моменту составления лимитов бюдж. обязательств либо подтв. принятых бюдж. обяз-тв эти условия оказались невыпо-ми.
Основы исполнения бюджетов (предельное изменение бюдж. ассигнований, права получателей бюдж. ср-в, иммунитет бюджетов, бюдж. учет и отчетность, завершение бюдж. года).