Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бельгийская и Люксембургская арбитражные комиссии по спорту: кросс-анализ регламентов деятельности



В Бельгии и Люксембурге созданы арбитражные институты, получившие название арбитражных комиссий по спорту: Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (БАКС) и

Люксембургская арбитражная комиссия по спорту (ЛАКС). В основе регламентов деятельности этих двух арбитражных комиссий лежат нормативно-правовые документы, регулирующие работу международного Спортивного арбитражного суда. Тем не менее отдельные положения регламентов БАКС (см. приложение 4) и ЛАКС (см. приложение 5) отличаются от соответствующих положений Устава и Регламента международного Спортивного арбитражного суда. Кроме того, регламенты БАКС и ЛАКС, наряду с многими сходными положениями, содержат и значительные отличия, установленные нами в процессе кросс-анализа.

Основные отличия регламентов БАКС и ЛАКС приведены в таблице 1.

Остановимся более подробно на основных сходствах и различиях регламентов БАКС и ЛАКС текстуально [19; 29; 31; 32].

* Регламент БАКС состоит из 6 разделов, включающих 13 статей, а регламент ЛАКС - из 7 разделов и 15 статей. Приведенные количественные характеристики - различия формального характера.

Содержательной же, принципиальной отличительной особенностью регламента ЛАКС является наличие в нем специального раздела "Исключение возможности ходатайств в обычные судебные органы" и, соответственно, отдельной статьи. Статья 15 гласит: "Федерации отныне и навсегда отказываются обращаться в обычные судебные органы по спорам, которые входят в компетенцию ЛАКС... Они обязуются Действовать таким образом, чтобы все лица..., поступали так же в случае возникновения спора".

Регламент БАКС такого положения не включает ни в виде специального раздела, ни в виде отдельной статьи, ни в виде упоминания. Иными словами, у бельгийских спортивных организаций отсутствуют нормативно закрепленные в подзаконном акте ограничения обращения для разрешения возникшего спора в обычные судебные инстанции.

Вопрос о возможности/невозможности спортивных организаций адресоваться в государственные судебные инстанции, наряду с обращением в специально создаваемые спортивные арбитражные институты, и в других странах мира получает различное толкование, имеет разнообразное решение.

Закон о спорте Испании, например, предусматривает добровольный отказ спортивных организаций этой страны от обращения в государственные судебные инстанции [17; 26; 30].

Закон о спорте Италии (1981 г.) предусматривает использование арбитража для улаживания споров между спортивными федерациями и спортсменами. Однако в определенных случаях, особенно когда речь идет о нарушении прав и законных интересов граждан, а не о спорах, основанных на нарушениях регламентов и технических правил спортивных федераций, закон допускает и непосредственное, прямое обращение спортсменов в административный суд [16].

Обратим особое внимание на то, что в данных случаях вопрос решается на уровне законодательного, а не подзаконного акта, каковым является регламент деятельности арбитражной комиссии по спорту или иного арбитражного института.

* Регламенты БАКС (ст. ст. 1 и 4) и ЛАКС (ст. ст. 1, 3 и4) предусматривают обращение в арбитражные комиссии для разрешения споров различных спортивных организаций, т.е.юридических лиц.

Вместе с тем регламент ЛАКС, в отличие от регламента БАКС, предоставляет такую возможность и физическим лицам, непосредственно называя их, а именно спортсменам, тренерам, арбитрам (спортивным судьям), руководителям.

Регламент ЛАКС (ст. 6), в отличие от регламента БАКС, предусматривает, что обращение в комиссию возможно только после исчерпания всех средств правовой защиты внутри спортивной организации. Данная статья регламента в неявной форме предполагает возможность создания в различных спортивных организациях, в первую очередь в федерациях по видам спорта, собственных, локальных арбитражных комиссий.

* Регламент ЛАКС (ст. 4), в отличие от регламента БАКС, устанавливает ограничения компетенции комиссии, исключая из состава рассматриваемых ею споров те, которые основаны исключительно на вопросах о степени примененных к истцу дисциплинарных санкций. В то же время арбитражная комиссия принимает к рассмотрению споры, если использованные санкции незаконны или противоречат уставам и регламентам спортивных организаций.

Таким образом, фактически регламент ЛАКС предусматривает, хотя и в неявной форме, осуществление арбитражной комиссией своей деятельности по двум направлениям/

- обычный арбитраж и апелляционный арбитраж, по аналогии с работой международного Спортивного арбитражного суда.

* Регламенты БАКС (ст. 6) и ЛАКС (ст. 7) по-разному определяют численный состав национальных арбитражных комиссий. Состав БАКС - не более 30 человек, а состав ЛАКС

- не более 15 человек. Такие различия, видимо, связаны в определенной степени с размерами, численностью населения и, соответственно, масштабами развития спорта в этих странах.

Анализируемые регламенты единодушны в том, что члены арбитражных комиссий должны обладать компетентностью в области спорта и иметь, по возможности, юридическое образование. Обратим внимание на то, что нормативно-правовые документы международного Спортивного арбитражного суда более жестко ставят вопрос о наличии у его членов юридического образования.

Следуя этому положению, БАКС в своем регламенте оговаривает положение о том, что по крайней мере один из трех арбитров группы должен быть юристом (ст. 10).

* Члены национальных арбитражных комиссий в Бельгии и Люксембурге назначаются коллегиальным руководством органов управления спортом. Срок назначения регламент БАКС не рассматривает. Напротив, регламент ЛАКС(ст. 8) устанавливает такой срок - 4 года с возможностью продления мандата - в полном соответствии с Уставом международного Спортивного арбитражного суда.

Вопрос о назначении или выборах председателя национальной арбитражной комиссии по спорту ни в регламенте БАКС, ни в регламенте ЛАКС не рассматривается.

* Порядок формирования групп арбитров, предусматриваемый регламентами БАКС (ст. ст. 10 и 11) и ЛАКС (ст.ст. 11 и 12) одинаков и значительно упрощен по сравнению с аналогичной процедурой, осуществляемой в международном Спортивном арбитражном суде: каждая из сторон спора выбирает по одному арбитру из членов арбитражной комиссии, а затем два определенных таким образом арбитра выбирают председателя группы из состава арбитражной комиссии.

Вместе с тем в регламенте ЛАКС (ст. 11) оговаривается, что два выбранных сторонами спора арбитра могут определять не только председателя арбитражной группы, но и дополнительного члена. Данная ситуация может возникнуть тогда, когда число членов арбитражной группы будет четным. Такое положение регламента в неявной форме свидетельствует о том, что сторон спора может быть не две, а более.

* Регламенты БАКС (ст. 13 п. 1) и ЛАКС (ст. 14 п. 1)предусматривают, что истец обращается с заявлением в национальные органы управления спортом, секретариаты которых являются первым организационным звеном осуществления судопроизводства.

* Регламенты БАКС (ст. 13 п. 3) и ЛАКС (ст. 14 п. 3)определяют срок заседания группы арбитров - в пределах одного месяца с момента подписания сторонами спора арбитражного соглашения.

Регламент ЛАКС (ст. 14 п. 3) устанавливает срок принятия арбитражной группой решения - 3 месяца с момента подписания сторонами спора арбитражного соглашения. Текст регламента БАКС такого срока не оговаривает. Однако п. 5 арбитражного соглашения, образец которого является приложением к тексту регламента БАКС, устанавливает, что срок

вынесения решения арбитражной группой составляет 4 месяца со дня подписания сторонами спора арбитражного соглашения.

* Регламенты БАКС (ст. 12) и ЛАКС (ст. 13) предусматривают, что заинтересованная сторона (истец) авансирует административные расходы арбитражных комиссий в размере 1000 франков. Кроме того, регламент БАКС устанавливает, что заинтересованная сторона (истец) авансирует в качестве возмещения убытков по переездам трех арбитров еще дополнительно 6000 франков.

В соответствии с регламентом ЛАКС (ст. 13) окончательная сумма издержек возлагается на сторону, потерпевшую поражение в споре. Регламент БАКС такого положения не содержит.

Вместе с тем разделы VI "Процедура" регламентов БАКС и ЛАКС, характеризуя арбитражное решение, включают положение о том, какая сторона спора должна нести издержки или в каком соотношении эти издержки делятся между сторонами. Таким образом, существует противоречие между ст. 13 и ст. 15 п. 5 регламента ЛАКС, недопустимое, на наш взгляд, в нормативно-правовых документах.

Регламент ЛАКС в явной форме (ст. 13), а регламент БАКС в неявной форме предполагают, что выполнение арбитрами своих функциональных обязанностей не оплачивается, а осуществляется на добровольных, общественных началах. Данное положение анализируемых регламентов принципиально отличается от нормативно-правовых документов, определяющих деятельность международного Спортивного арбитражного суда, в которых в определенных случаях предусмотрена выплата арбитрам гонораров.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.