Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовой статус лиц и органов, участвующих в применении процедур банкротства юридических лиц



Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы (по требованиям уплаты обязательных платежей), прокурор (в случае рассмотрения дела по его заявлению), государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве), а также иные лица в предусмотренных Законом случаях.

Должник вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд в предвидении банкротства, то есть при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Однако заявление может быть подано должником при наличии у него имущества, достаточного для покрытия судебных расходов (кроме случаев, когда возникает обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд).

Если в арбитражный суд подано должником заявление при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы в целях удовлетворения своих требований не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов принимает участие представитель работников должника. Число голосов, принадлежащих каждому конкурсному кредитору, налоговому и иному уполномоченному органу, определяется пропорционально сумме их требований к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признанных установленными на дату проведения собрания кредиторов. Собрание кредиторов считается правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов (при условии, что о времени и месте проведения собрания конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены). Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов кроме случаев, когда на собрании рассматриваются вопросы:

· о введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

· об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.

В этих случаях решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Если же на собрании кредиторов, созванном для решения данных вопросов, не оказалось необходимого для принятия решения числа голосов, созывается повторное собрание, которое правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании.

Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов.

Интересы конкурсных кредиторов представляет комитет кредиторов, который избирается собранием кредиторов на период проведения внешнего управления и конкурсного производства. Выборы членов комитета осуществляются кумулятивным голосованием. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, то решением собрания кредиторов функции комитета могут быть возложены на собрание. Решения по вопросам, рассматриваемым комитетом кредиторов, принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета.

Для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве, арбитражным судом назначается арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий. Им может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя по данному виду деятельности, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных Законом о банкротстве, арбитражными управляющими назначаются сотрудники Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в силу занимаемой ими должности.

Арбитражным управляющим не могут быть назначены:

· лица, осуществлявшие ранее управление делами должника юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет;

· лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);

· лица, имеющие судимость.

Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, а также функции анализа и планирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций, является Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Помимо исполнения полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению Федеральная служба уполномочена также представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и интересы Российской Федерации как кредитора по денежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций.

Федеральная служба осуществляет возложенные на нее полномочия и функции непосредственно и через свои территориальные органы, а также через своих представителей на соответствующих территориях.

Задачами Федеральной службы по ее основному назначению являются:

· проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

· разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

Для реализации возложенных на Федеральную службу задач ей предоставлены необходимые для этого права. Федеральная служба, в частности, имеет право:

· издавать в пределах своей компетенции нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства;

· запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

· проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, а также назначать проведение аудиторских проверок;

· создавать экспертные и совещательные коллегиальные органы;

· создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения, необходимые для выполнения функций и задач Федеральной службы;

· привлекать для проведения экспертиз и консультаций специалистов других органов исполнительной власти и организаций.

В целях реализации процедур банкротства в отношении отсутствующего должника, а также в целях создания дополнительных гарантий деятельности арбитражных управляющих Федеральная служба вправе создать специализированный фонд.

Учредители (участники) юридического лица, над имуществом которого введены процедуры несостоятельности, продолжают осуществлять свои корпоративные права с ограничениями, установленными ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно ст. 35 Закона представитель учредителей (участников) или представитель собственника унитарного предприятия является лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Представитель учредителей (участников) участвует в работе собрания кредиторов без права голоса и вправе обжаловать решение собрания, если оно нарушает права и законные интересы учредителей (участников) юридического лица (п. 4 ст. 15 Закона). Наделенные этими правами участники получают всю необходимую информацию о состоянии юридического лица для управления его делами в целях его санации или ликвидации. При утверждении кандидатуры арбитражного управляющего представитель учредителей (участников) или представитель собственника имущества унитарного предприятия пользуется правом отвода при введении конкурсного производства после внешнего управления.

По мнению Е. Г. Дорохиной, указанное право непосредственно законом учредителям не предоставлено, а следует из толкования Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 8 апреля 2003 г. N 4 абз. 3 п. 5 ст. 231 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»[23]. В арбитражной практике право отвода учредителями (участниками) и собственником имущества унитарного предприятия учитывается[24].

Учредители (участники) неплатежеспособного юридического лица своим решением могут инициировать введение процедуры финансового оздоровления и тем самым произвести санацию должника, восстановив его платежеспособность. В этом случае единоличный орган должника или учредители обращаются к первому собранию кредиторов, а в некоторых случаях к арбитражному суду с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления. Обращение к первому собранию возможно в течение определенного срока не позднее 15 дней до даты проведения собрания кредиторов на основании решения, принятого на общем собрании учредителей (участников) большинством голосов от числа участников собрания. Одновременно собрание учредителей (участников) вправе досрочно прекратить полномочия единоличного органа и избрать (назначить) нового руководителя должника (п. 2 ст. 77 Закона о банкротстве). При этом учредители (участники) на собрании должны определить, каким образом будет обеспечено исполнение обязательств неплатежеспособного юридического лица. Учредители вправе предоставить обеспечение одним из способов, указанных в Законе о банкротстве, или организовать такое обеспечение.

Учредители (участники) вправе погасить всю имеющуюся задолженность юридического лица по обязательным платежам в любой из процедур несостоятельности (ст. ст. 71.1, 85.1, 112.1, 129.1 Закона). Кроме того, в процедуре внешнего управления используется такой способ санации должника, как исполнение его обязательств учредителями (участниками) посредством удовлетворения требований кредиторов или предоставления должнику беспроцентного денежного займа (ст. 113 Закона).

Рассмотрим деятельность волеобразующих и волеизъявляющих органов юридического лица и участие в них учредителей (участников).

Введенные процедуры несостоятельности (банкротства) оказывают влияние на деятельность органов юридического лица должника. Поскольку учредители (участники) в корпорациях участвуют в работе коллегиальных органов, то в связи с введением процедур несостоятельности они определенным образом ограничены в управлении делами юридического лица. Должник не вправе свободно распоряжаться принадлежащим ему имуществом в процедуре наблюдения и финансового оздоровления, так как его имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. Именно по этой причине для должника вводятся определенные ограничения, а его органы не в состоянии свободно формировать и изъявлять волю юридического лица. Должник может быть дополнительно ограничен в совершении сделок арбитражным судом, так как временному управляющему предоставлено право обращения с ходатайством к арбитражному суду о запрете совершения сделок, не указанных в п. 2 ст. 64 Закона.

Подобный запрет устанавливается в том случае, когда совершаемые должником сделки способны изменить его платежеспособность. В процедуре наблюдения и финансового оздоровления возможно отстранение единоличного органа юридического лица от управления делами, а его полномочия могут быть возложены арбитражным судом на лицо, кандидатура которого предлагается представителем учредителей (участников) или коллегиальным органом юридического лица (п. 4 ст. 69, п. 2 ст. 82 Закона).

Иной подход использован законодателем в процедуре внешнего управления и конкурсного производства. Управление делами должника переходит к арбитражному управляющему (абз. 2 п. 1 ст. 94, п. 2 ст. 126 Закона). Однако должник не утрачивает своей дееспособности и в этих процедурах, поскольку в процедуре внешнего управления он по-прежнему принимает определенные решения самостоятельно.

При дополнительной эмиссии акций акционерным обществом общее собрание акционеров принимает решение о ней, вносит изменения в устав, обращается с ходатайством о включении дополнительной эмиссии в план внешнего управления (п. 2 ст. 94 Закона), должники в иной организационно-правовой форме также самостоятельно принимают некоторые решения, среди которых решение о замещении активов, о заключении соглашения с третьим лицом или третьими лицами о погашении долга, что необходимо квалифицировать как крупную сделку. В конкурсном производстве должник также самостоятельно принимает решение о заключении соглашения с третьим лицом или третьими лицами об исполнении обязательств должника (п. 2 ст. 126 Закона).

Самостоятельно принимают решение юридические лица о заключении мирового соглашения в наблюдении (ст. 151), финансовом оздоровлении (ст. 152), коллегиальные органы юридического лица одобряют мировое соглашение, если оно имеет признаки крупной сделки или сделки с заинтересованностью, во внешнем управлении (ст. 153) и конкурсном производстве (ст. 154). Перечисленные случаи подтверждают, что должник своей волей принимает решения и заключает сделки, не испрашивая согласия арбитражного управляющего или кредиторов, что подтверждает сохранение у него правоспособности и дееспособности. А учредители юридического лица сохраняют в определенной мере контроль за его деятельностью, хотя и не в полной мере. В то же время установление в законодательстве о несостоятельности указанных ограничений рассматривается в доктрине как ограничение[25] или лишение должника дееспособности, а также и как ограничение правоспособности.

Вывод об ограничении либо лишении дееспособности несостоятельного должника представляется довольно спорным.

Во-первых, ГК РФ не содержит норм об ограничении или лишении дееспособности физического лица или юридического лица в связи с признанием его несостоятельным (банкротом). Во-вторых, ряд сделок должник совершает вполне самостоятельно, причем сделок крупных, а не мелких. Неудовлетворительность приведенных выше теорий объясняется тем, что в них юристы стремились объяснить лишение должника возможности распоряжаться своим имуществом с точки зрения отношений частноправовых. Это не согласуется с тем обстоятельством, что конкурсное управление есть присутственное место. Исполняет оно обязанности, возложенные на него государством, а, следовательно, деятельность его совершается в интересах публичных.

Следует согласиться с этой позицией как наиболее обоснованной, хотя статус арбитражного управляющего в современном законодательстве о несостоятельности иной. Х. Хесс и М. Обермюллер признают, что введение процедуры несостоятельности не касается правоспособности и сделкоспособности несостоятельного должника, в то время как в Германии должник также лишается права управления и распоряжения своим имуществом.

Итак, ограничения в совершении сделок со своим имуществом у неплатежеспособного или несостоятельного должника не являются признаками ограничения или лишения его дееспособности, а лишь свидетельствуют о публично-правовых последствиях введения конкурсного производства или иных процедур несостоятельности. Учредители (участники) имеют право участвовать в деятельности волеобразующих органов юридического лица в тех случаях, когда они сохраняют полномочия, предусмотренные Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Рассмотрим статус учредителя (участники) как кредитора неплатежеспособного или несостоятельного должника.

Учредители (участники) юридического лица не приобретают в процедурах несостоятельности (банкротства) статус конкурсного кредитора, хотя и обладают всеми признаками таковых. По прямому указанию законодателя они исключены из числа конкурсных кредиторов (абз. 8 ст. 2 Закона). В каком порядке подлежат удовлетворению требования учредителей (участников) по правоотношениям, связанным с участием в юридических лицах? Можно ли учредителей (участников) признать кредиторами, участвующими в процедурах несостоятельности (банкротства)?

В Законе «О несостоятельности (банкротстве)» не содержится прямого указания об этом. Н. Ю. Кавелина признает право учредителей (участников) на получение ликвидационной квоты, которое «...не подлежит ограничению в связи с финансовым состоянием общества»[26]. По мнению М. В. Телюкиной, учредители юридического лица при определенных условиях вправе приобрести статус конкурсного кредитора в связи с правом на возмещение ущерба при создании юридического лица как не связанные с участием в нем[27]. Аналогичного мнения придерживается и Н. Ю. Кавелина[28]. Признает за учредителями (участниками) акционерного общества права кредиторов при его ликвидации В. В. Долинская, не уточняя их статуса при несостоятельности[29].

В арбитражной практике требования учредителей, вытекающие из участия в юридических лицах, в процедурах несостоятельности (банкротства) квалифицируются неоднозначно. Во-первых, как требования после очередных кредиторов со ссылкой на ст. 67 ГК РФ[30].

Во-вторых, суды признают, что учредители (участники) юридических лиц не могут быть кредиторами юридического лица в процедурах несостоятельности, а их требования не подлежат рассмотрению в деле о банкротстве. Момент возникновения обязательства в данном случае не имеет правового значения[31]. Доводом в пользу такой позиции служит норма, содержащаяся в абз. 5 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве.

 

 

Заключение

 

Итак, институт несостоятельности (банкротства) юридического лица это межотраслевой комплексный институт российской правовой системы, который представляет собой совокупность правовых норм и институтов различных отраслей права, имеющих одинаковую направленность регулирование правоотношений, связанных с возникновением, изменением и прекращением несостоятельности (банкротства) субъектов имущественно-стоимостного (экономического) оборота.

Согласно ФЗ «О банкротстве» субъекты банкротства – это должник и кредиторы. Во всех процедурах несостоятельности одну из ключевых ролей законодательство отводит должнику, которого наделяет широким спектром методов защиты от недобросовестных кредиторов, но в то же время ограничивает возможности уклонения от исполнения обязательств.

Закон «О банкротстве» действителен для всех юридических лиц, кроме религиозных организаций, политических партий, казенных предприятий. Кроме общего должника, как субъекты банкротства действуют и специальные – финансовые организации (а именно – банки, страховые компании, участники рынка ЦБ), градообразующие и стратегические предприятия, субъекты естественных монополий. Должники причислены к кругу лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением о своей несостоятельности, а в ряде случаев, определенных законом, они просто обязаны это сделать .

Такие субъекты банкротства, как кредиторы, смотря по их статусу и характеру требований, подразделяются на:

• конкурсных (то есть активных) – по денежным обязательствам, кроме уполномоченного органа или граждан, которым должник обязан возместить ущерб за причинение вреда здоровью и жизни, а также морального вреда. Либо должник перед этими кредиторами имеет обязательства, согласно которым должны производиться выплаты по авторским договорам, а также участников или учредителей должника по обязательствам, связанным с таким участием;

• неконкурсных (иными словами, пассивных) – это учредители и участники юр. лица, которые не имеют права требовать от должника при его несостоятельности, а также граждане, которые требуют выплат за причинение ущерба жизни и здоровью – это требования удовлетворяются в первую очередь и не подлежат действию моратория при внешнем управлении.

Кредитор как субъект банкротства может выступать или не выступать инициатором процесса несостоятельности. При этом кредитор, который является заявителем и тот, кто не является, в процессе имеют одинаковые права.

Возможны несколько вариантов следующей процедуры банкротства:

- финансовое оздоровление — реабилитационная процедура банкротства, предполагающая погашение задолженности в соответствии с графиком ее погашения;

- внешнее управление — также реабилитационная процедура банкротства, однако арбитражный управляющий, который в этой процедуре банкротства называется внешним управляющим, самостоятельно восстанавливает платежеспособность должника на основании плана внешнего управления, утвержденного собранием кредиторов;

- конкурсное производство — ликвидационная процедура банкротства, в ходе которой конкурсный управляющий проводит реализацию имущества и за счет полученных денежных средств осуществляет погашение требований кредиторов.

Помимо перечисленных собрание кредиторов вправе принять решение о заключении мирового соглашения, также предполагающего погашение задолженности в соответствии с прилагаемым к нему графиком.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.