Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и критерии несостоятельности (банкротства)



Введение

 

Институт банкротства важнейший элемент институциональной среды современной рыночной экономики. Он включает в себя нормы права (законодательство о банкротстве), регулирующие права и обязанности кредиторов, должников и других участников процедур банкротства, правоприменительную практику, неформальные правила и процедуры, которые формируют ожидания у заинтересованных сторон, обеспечивают права и помогают их реализовать и защитить в ходе процедур банкротства. Эффективное законодательство лежит в основе института банкротства. Оно так фиксирует условия открытия и порядок конкурсных процедур, права и обязанности основных участников, что позволяет разрешить конфликт интересов, создает стимулы для экономического развития, поддерживает конкуренцию, выводит с рынка неэффективные структуры. Высокий уровень конкуренции и угроза банкротства ориентирует менеджеров на добросовестное и эффективное управление компаниями, сильная защита прав собственности снижает стоимость кредита, стимулирует инвестиционную активность и улучшает в целом деловой климат в стране – эти компоненты и будут составлять актуальность данной работы.

В настоящее время в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, банкротом может стать организация, не способная удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В случае признания юридического лица несостоятельным (банкротом), его коммерческая деятельность прекращается, а имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов.

К сожалению, процедура банкротства юридических лиц зачастую используется отнюдь не в целях восстановления платежеспособности предприятия или удовлетворения требований кредиторов. Процедура банкротства оказалась действенным способом изменения прав собственности на предприятие и используется зачастую с целью перехватить управление этим предприятием на достаточно длительный период времени.

Итак, актуальность темы исследования обусловлена возрождением института банкротства в современной России и задачами совершенствования отечественного законодательства, стоящими перед юридической наукой.

Вопросы анализа платежеспособности и диагностики несостоятельности хозяйствующих субъектов рассматривались в работах Бланка И.Л., Бочарова В.В., Гавриловой Н.В., Ефимовой О.В., Ковалева А.П., Ковалева В.В., Сайфулина Р.С., Стояновой Е.С., Шеремета А.Д. и др.

Объектом исследования выступает институт несостоятельности (банкротства).

Предмет изучения – реализация процедуры банкротства.

Цель работы заключается в изучении анализа процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц по российскому законодательству.

Задачи:

- определить понятие несостоятельности,

- раскрыть правовые аспекты несостоятельности,

- охарактеризовать признаки банкротства юридического лица.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 


 

Глава 1. Банкротство: общая характеристика

Понятие и критерии несостоятельности (банкротства)

Институт несостоятельности (банкротства) юридического лица это межотраслевой комплексный институт российской правовой системы, который представляет собой совокупность правовых норм и институтов различных отраслей права, имеющих одинаковую направленность регулирование правоотношений, связанных с возникновением, изменением и прекращением несостоятельности (банкротства) субъектов имущественно-стоимостного (экономического) оборота.

Учитывая, что экономическая и юридическая науки признают правовой институт несостоятельности (банкротства) чрезвычайно важным инструментом регулирования имущественно-стоимостных отношений экономического оборота, особенно в условиях рыночной экономики, по мнению автора, является допустимым определение данного института как экономико-правового.

Сегодня, в условиях экономического кризиса, многие должники юридические лица находятся в экономическом положении, которое по формальным основаниям позволяет признать их фактически неплатежеспособными, несостоятельными или банкротами. Однако для юридического признания их таковыми правовых оснований нет, поскольку ни должником, ни кредиторами процедуры банкротства не возбуждаются. Более того, должники потенциальные банкроты зачастую вынуждены скрывать от контрагентов-кредиторов свое сложное экономическое состояние[1].

Экономическое состояние юридического лица фактического банкрота (фактическое банкротство) и стадии экономико-правового состояния должника в процедурах банкротства (юридическое банкротство) совпадают по экономической сущности. Исключение составляет стадия неплатежеспособности в условиях обычного коммерческого оборота, которая не относится к процедурам института несостоятельности (банкротства). Однако фактическое и юридическое банкротство не совпадают по своей юридической природе, в частности не совпадают по режимам правового регулирования отраслевых отношений[2].

При фактическом банкротстве применяется общий (обычный) режим правового регулирования отраслевых отношений, предусмотренный, в частности, такими законодательными актами, как ГК РФ, НК РФ, ТК РФ и др. Процессуальные отношения регулируются нормами АПК РФ и ГПК РФ.

Специальный Закон «О несостоятельности (банкротстве)»[3] к этим отношениям не применяется. К сожалению, сегодня для восстановления платежеспособности и состоятельности должника фактического банкрота не могут быть использованы специальные охранительные режимы правоотношений, поскольку не возбуждается соответствующая процедура института банкротства. Поэтому должник в рамках общего режима правового регулирования отраслевых отношений использует такие возможности и меры, как просрочка исполнения денежных обязательств и обязательных платежей, сокращение объемов работ, перевод работников на сокращенный рабочий день или на сокращенную рабочую неделю, вынужденные отпуска работников без оплаты, сокращение штатной численности и др. Экономико-правовые последствия применения этих мер усугубляют не только положение должника потенциального банкрота, но и в целом значительно осложняют положение в экономике и социальной сфере.[4]

В отличие от фактического банкротства признание юридической неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства должника устанавливается в соответствии с правовыми нормами ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В применяемых процедурах банкротства используется разный режим правового регулирования отраслевых правоотношений.

В процедурах банкротства отраслевые правоотношения могут существовать в двух режимах правового регулирования:

1) охранительный режим (с элементами ограничений, например по объекту, субъектному составу, сумме или процедуре оформления правоотношения и др.);

2) режим охранительного правоотношения в конкурсном производстве при банкротстве юридического лица.

Режим правового регулирования необходимо дифференцировать в зависимости от стадии экономико-правового состояния юридического лица и соответствующей этой стадии процедуры института несостоятельности (банкротства). Соответствующий режим правового регулирования в процедурах банкротства вводится посредством применения процессуальных норм ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и АПК РФ.

Таким образом, правовое регулирование фактического и юридического банкротства существенно отличается.

Действующий ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не содержит норм, разграничивающих фактическое и юридическое банкротство. Поэтому законодательство не позволяет вне специальных процедур института несостоятельности (банкротства) ввести для оперативного восстановления платежеспособности и состоятельности должника фактического банкрота охранительный режим регулирования отраслевых правоотношений. Режим охранительного правоотношения, который применяется в конкурсном производстве, в большинстве случаев используется и кредиторами, и должником как исключительная мера. В этом одна из многочисленных причин того, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» работает неэффективно.

В условиях кризиса особенно актуальным является динамичное восстановление платежеспособности и состоятельности должника в экономическом обороте.

Возбуждение для этих целей процедур банкротства, предусмотренных действующим ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не позволит обеспечить желаемую динамику. Поэтому необходима принципиально иная концепция правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) юридического лица[5].

Как вариант можно принять два Закона под условным названием:

1. ФЗ «О ликвидации неплатежеспособности и несостоятельности должника» или «О восстановлении платежеспособности и состоятельности должника», в котором целесообразно урегулировать правоотношения по ликвидации неплатежеспособности и несостоятельности юридического лица на стадиях, предшествующих банкротству (вне судебных процедур или в рамках упрощенных судебных процедур). Представляется, что для ликвидации неплатежеспособности и несостоятельности должника нет необходимости вводить арбитражных управляющих, но необходимо ввести элементы охранительного режима.

2. ФЗ «О банкротстве»[6], в котором необходимо урегулировать режим охранительного правоотношения в процедуре конкурсного производства института банкротства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.