Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б/. Природа человека и нравственные начала общественной жизни



Присущее общественной жизни идеальное начало, выступающее как образцовая идея, которая телеологически определяет человеческое поведение в качестве идеала или должного, осуществляется в общении. Из этого следует, что образующее начало общественной жизни носит нравственный характер.

Категория должного определяет нравственную жизнь и через нее существенные свойства человеческой жизни вообще. Человек по своей природе не исчерпывается и не удовлетворяется своим физическим состоянием и всей совокупностью природных свойств и возможностей, его составляющих. Наряду со всем тем, что человек хочет и может, наряду со всеми стремлениями, вытекающими из эмпирической его природы, на человека действует идеальная сила должного, голос совести, призыв, который он испытывает как исходящий из высшей инстанции. Только в исполнении этого призыва, в восхождении за пределы своего эмпирического существа, человек видит подлинное осуществление своего назначения, своего истинного внутреннего существа. Своеобразие человеческой природы, смысл человеческой жизни и заключается именно в преодолении и преобразовании своей природы. Человек есть существо самопреодолевающее, преобразующее себя самого - таково самое точное определение человека, отличающее его от всех других существ.

В нравственном сознании, которое есть практическое выражение этой духовной природы человека, он испытывает чувство должного, сознавая абсолютный идеал своей жизни, возвышается над эмпирической своей природой, и это возвышение и есть самое подлинное существо человека. Человек есть человек, именно потому, что он есть больше, чем эмпирически-природное существо; признаком человека является его сверхчеловеческая, богочеловеческая природа. Человек сознает Бога в самом себе, смотрит на себя как бы глазами Бога и подчиняет или стремится подчинить свою волю действующей в нем воле Бога. Это подчинение и выражается в категории должного, которая определяет человеческую жизнь и образует специфическое существо его общественной жизни.

Это существо выражается в нравственно-правовом характере общественного бытия. В позитивистских теориях право понимается либо как совокупность велений, исходящих от власти, либо как результат добровольного соглашения между людьми. Но подобное определение источников права имеет смысл лишь в том случае, когда и веления власти, и соглашения между людьми воспринимаются не как голый факт или чисто эмпирическая сила, а как нечто правомерное, как инстанция, которой человек обязан подчиняться. Право в этом смысле ниоткуда не выводится, ибо свою авторитетность черпает только из самого себя. В первичном смысле слова право есть просто должное в человеческих отношениях - то, что в них зависит не от эмпирической человеческой воли, а от высокого, абсолютного веления, правды. Лишь в производном, чисто юридическом смысле под правом разумеется и совокупность норм, которые сами по себе лишены первичной внутренней авторитетности и заимствуют свою обязательность из авторитетности, то есть правомерности власти, их издающей.

Но такой же первичный характер носит в своей основе и явление власти в человеческом обществе: власть есть та человеческая (индивидуальная или коллективная) воля, за которой признается сверхчеловеческое, идеальное достоинство должного, категорически требующее повиновения. Подобно тому, как право в его первичном смысле есть должное в форме абстрактно-общей нормы, общего правила, так власть есть должное в форме живой человеческой инстанции конкретных велений. То, что всякому обществу присуще не только право, но и какая-то власть, что власть в своей основе есть начало столь же первичное, что и право, объясняется тем, что в конкретной человеческой жизни должное, наряду с абстрактно-общей формой нормы или правила, необходимо должно облекаться и в форму конкретных, регулирующих жизнь велений человеческой воли. Двуединство права и власти соответствует необходимому двуединству абстрактно-общего и конкретно-индивидуального в общественной жизни, потребности охватить должным и подчинить ему то и другое.

В праве и власти обнаруживается необходимая подчиненность общественной жизни идеальному нравственному началу должного. Право и власть есть выражение подчинения эмпирической человеческой воли высшему началу, носящему характер абсолютно авторитетной для человека и потому обязывающей его инстанции.

Должное есть первичная категория, выражающая подчиненность человеческой воли высшему идеалу, абсолютно-обязывающему началу. Этот момент должного есть выражение нравственной, идеальной, то есть богочеловеческой, природы человека. Он может быть выражен иначе в понятии авторитетности. Авторитетность есть человеческое выражение правды, которая воспринимается как то, что само по себе правильно и потому должно быть. Авторитетна та человеческая воля и та человеческая личность, которая воспринимается как человеческий носитель и человеческое выражение правды. Поэтому первый источник права и власти лежит в их непосредственной авторитетности. В основе всякого приказа и требования, поскольку они сознаются не как давление силы (психической или физической), а как веления законные, лежит то самое добровольное, через внутреннее согласие осуществляемое послушание и следование, основанное на авторитете.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.