Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этика. Справедливость. Смысл жизни.



Размышления над этим вопросом для многих людей оказываются исходным пунктом в выработке того, что принято называть “основной” линией жизни, подчиняющей себе поведение и поступки человека на разных уровнях - будь то общество в целом или трудовой коллектив, или семья, или близкие друзья. Осознавая, что не вечен, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что эта тема важнейшая для каждого человека занимает в важнейшее место во всей культуре человечества. Поисками ответа на этот вопрос занималась и занимается мифология и различные, и религиозные учения, и искусство, и различные направления философии. Философский материализм отрицает возможность личного физического бессмертия. Осознание человеком неизбежности своей смерти, скорбь по умирающему содержит в себе трагические мотивы. Если человек сознает, что его жизнь была прожита не бесцельно, что он оставил после себя добрые дела нужные и полезные, то он не чувствует себя в одиночестве, покинутым, забытым и проблема личной смерти не выдвигается на передний план. В настоящее время многие ученые ставят вопрос о том, чтобы биология, наука о жизни, была бы дополнена новыми представлениями о биологии смерти. Здесь возникает множество нравственно-гуманистических дилемм, воззрений. Современные философы, юристы, врачи, теологи стремятся разрешить два фундаментальных вопроса: может ли эвтаназия вообще иметь моральное обоснование и если да, то при каких условиях она должна быть узаконена? В этом случае возникает множество проблем связанных с индивидуальной свободой личности с одной стороны, и возможностями злоупотреблений, с другой. Таким образом, сегодня философские размышления о жизни оказываются необходимыми для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения. Научный гуманизм также имеет для человека морально-нравственную опору перед лицом смерти, включая и то, что относится к культуре умирания. Лишь в бессмертии разума и гуманности человека - бессмертие человека.

Эстетика.

Слово эстетика произошло от греческого слова «эстезис», что означает «ощущения», «чувственное восприятие». Впервые его ввел немецкий ученые Баунгартен и положил тем самым начало 3 сферам духовного мира человека: разум, воля и чувство – свел чувственное восприятие к характеристике двух явлений: прекрасное и искусство как сфера наивысшего проявления красоты.

Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. В это определение входит и прекрасное, возвышенное и другие категории (комическое, трагическое и т.п.).

Сфера искусства, которая развивает и воспитывает чувственность, также является предметом эстетического. Человеческая чувственность – способность суждения; образное мышление, фантазия, сила воображения.

Основные категории эстетического: прекрасное, возвышенное, комическое, трагическое и др.

Категория прекрасного является мерой всех других категорий. Прекрасное всегда исторически конкретно. Разные исторические периода знают разные идеалы красоты. Прекрасное всегда национально окрашено.

Категории безобразное, низменное на имеют положительных ценностей для человека.

На становление предмета эстетического влияли такие факторы как: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки. Все эти факторы действуют сообща, но можно проследит решающее влияние какого-то одного

Существуют этапы в развитии предмета эстетического.

Первый этап начался в Др. Греции в У1 в. до н.э. и завершился в Новое Время в начале ХУШ в.

Второй этап ХУШ – середина Х1Х вв. Эстетика утвердилась как самостоятельная необходимая часть философии. Период немецкой классической философии.

Третий этап начался в середине Х1Х и продолжается до сегодняшних дней. На него влияют позитивизм, социология.

Теория эстетики изучает эстетическую деятельность и эстетическое сознание.

Эстетическая деятельность – деятельность по законам красоты. Самостоятельными формами эстетической деятельность являются искусство и дизайн.

Дизайн – сознательная художественная форма образования предметной среда.

Искусство – форма общественного сознания.

Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.

К проблемам художественного творчества относятся художественные направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.

Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения) деятельности.

Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности.

Морфология искусства (виды):

Философия культуры.

“Культура” (лат – возделывание почвы, т.е изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений которые вызваны естественными причинами). Выражается очень важная особенность культуры—заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности. В дальнейшем слово “культура” получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком “вторая природа”, надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и стать фактом общественной жизни. Материалистический подход к культуре заключается не в различении материальной и духовной культуры, а в признании ее органичной связи с развитием всего общества. Недостаток же определения культуры как всего созданного человеком в том, что, во-первых, культура при этом может восприниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых, не проясняется природа самой культуры, соотношение общества и культуры. Различие общества и культуры выявляет ее определение как совокупность созданных человеком ценностей. Мир культуры— это дар материальных и идеальных, духовных ценностей, то есть мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку, мир, наполненный человеческими смыслами. Трактовка культуры как системы ценностей отграничивает культуру от природы и одновременно не позволяет отождествлять ее с обществом. При таком подходе культура выступает как определенный аспект общества, тем самым проясняется ее социальная природа, но вместе с тем не снимается и важная проблема соотношения культуры и общества. Однако при трактовке культуры как системы ценностей последняя предстает как совокупность готовых результатов человеческой деятельности, а процесс созидания культуры, ее динамики остается вне рассмотрения. Кроме того, подобное понимание культуры еще слишком общее и допускает различные интерпретации в зависимости от того, как понимается сама ценность. Следовательно, определяя существо культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от человека, материализованное “тело культуры” лишается динамики, движения, жизненности. А реальная, живая культура неотделима от общественного человека—субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объектным миром. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, распредмечивает ее, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, и творит культуру создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою родовую человеческую сущность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.