Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основной вопрос фил-и.



ОВФ – вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.

ОВФ имеет две стороны: 1)что первично, что вторично

2)познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени) Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.

Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)

Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный – не зависящий от человеческого сознания.

Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.

К решению второй стороны философы относились по разному.

субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания)

Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.

Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)

Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)

Мир и человек. Философия древнего Востока.

В Китае процесс зарождения фил-и наз. «эпохой борющихся царств». Первые философы бродяги критиковали мифологию. Знаменитые древнекитайские ф-фы : Конфуций и Лао-дзы. В этот период сложилисось 6 школ: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь янь, имён. Для др.Китая характерна опора на священные книги-“пятикнижие”. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа ЯНЬ и ИНЬ, олицетворяющих два взаимодополняющие начала(муж. и жен.).

Кун – цзы (551-479 до). Главным источником сведений о Конфуц. явл. лунь юй – записи высказываний и бесед Конф. Фил. Конф. пронизана этико-политич. мотивами. Первым разработал концепцию идеального чел-ка – не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравств. кач-в и культуры. Он должен обладать жень – гуманностью, человечностью, любовью к людям. Должен внимательно следить за своими поступками, эмоциями. Особое место занимает концепция сыновней почтительности. К. пропагандирует патриархальность. Чего не желаешь себе – того не делай другим. Страна – семья. Исходной точкой учения К. об иерархич. разделении была концепция чжа-мин – исправление имен, т.е. приведение вещей в соответствие с их назначением. Учиться и не размышлять – напрасно терять время. Учеба – не зубрежка а развитие творческих способностей.

Инд. ф-я мысль –древнейшая в мире. Её история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видимому, между 1-2 тыс. до н.э. .Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады). Осн.школы: буддизм, Ньяя, Йога, Вайшешика, джайнизм, Миманса, Веданта.

Буддизм. Сиддхартха Гаутама. В 35 лет в ходе 7ми недельн. медитации стал буддой. Выступал против 2х крайностей в действиях людей – безудержной погони за мирскими наслаждениями, и против аскетического умерщвления плоти и самоистязания. Осуждал преклонение перед авторитетами. Спасение доступно всем людям. Призывал к терпимости, всепрощению, ненасилию, воздержанности. Суть учения в 4х истинах: жизнь – страдание, причина страданий – страсти, желания, избавление от страданий- через избавление от желаний, выработка пути к нирване. Два рода бытия – сансара и нирвана. Сансара – колесо перевоплощений живых сущ-в. Нирвана – идеал. сост. отрешенности. Путь к нирване – праведные: знание, отношение, речь, поведение, занятие, усилие, сознание, самообладание. Достичь этого помогают ботхисатвы.

Задача мимансы – продолжить традиции вед, признают реальность мат. мира а также бессмертной души и богов но отрицают верховного бога – творителя). Веданта вырастает из положений последней части вед – упанишады. Воспитание и нравственность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.