Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семинарское занятие (4 часа). 1. Понятие правовых позиций Конституционного Суда РФ и их роль в развитии российского



1. Понятие правовых позиций Конституционного Суда РФ и их роль в развитии российского федерализма.

2. Решения Конституционного Суда РФ, направленные на обеспечение государственной целостности и других принципов российского федерализма.

3.Общие правовые позиции в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере реализации государственной национальной политики РФ.

Самостоятельная работа (12 часов)

1. Изучите Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. по делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан. Какие правовые позиции сформулированы Конституционным Судом РФ в этом Постановлении? Вправе ли суды общей юрисдикции по инициативе управомоченных лиц, в том числе органов прокуратуры, подтверждать, что нормы конституции или устава субъекта РФ аналогичны по содержанию нормам других учредительных актов, ранее признанным Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому недействительными?

2. Изучите Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан». Какие аргументы привел Конституционный Суд РФ в обосновании конституционности нового порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?

 

3. В ч 2. ст. 5 Конституции РФ 1993 г. говорится «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство».

Правомерно ли положение ст. 162 Конституции Республики Алтай, в которой закрепляется, что государственные символы Республики Алтай — герб, флаг, гимн — выражают не только самобытность и традиции ее многонационального народа, но и суверенитет Республики Алтай. Изучите Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, республики Ингушения, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан и ответьте на вопросы: Обладают ли республики в составе Российской Федерации суверенитетом? Аргументируйте свой ответ. Нарушение каких принципов конституционного строя, принципов федерализма влечет за собой признание суверенитета республик?

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, республики Ингушения, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3117

 

Тематика докладов, рефератов:

1. Роль правовых позиций Конституционного Суда в сфере регулирования федеративных отношений.

2. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере реализации государственной национальной политики РФ.

3. Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие «правовая позиция» Конституционного Суда РФ.

2. В какие решения Конституционного Суда РФ, направлены на обеспечение государственной целостности?

3. Какие правовые позиции в области разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации были сформулированы Конституционным Судом РФ?

4. Назовите правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере реализации государственной национальной политики РФ.

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М., 2009.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 декабря.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ в ред. от 2 июня 2009 г. №2-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447; 2001. №7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824; 2005. №15. Ст. 1273; 2007. №7. Ст. 829.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. №1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2320.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края // СЗ РФ. 1996. №4. Ст. 409.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. №1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом; Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан // СЗ РФ. 1996. №19. Ст. 2320; 2006. №3. Ст. 336.

Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Читинской области // СЗ РФ. 1996. №7. Ст. 700.

Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области //СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5877.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. №25. Ст. 3004.

Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. №1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ// СЗ РФ. 1998. №3. Ст. 429.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Башкортостан, Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в ред. от 28 августа 1997 г.) и Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан»// СЗ РФ. 1998. №18. Ст. 2063.

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. №25. Ст. 2728.

Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций Республики Адыгея, республики Башкортостан, республики Ингушетия, республики Коми, республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан //СЗ РФ. 2000. №29. Ст. 3117.

Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 249-О «По ходатайству Президента Республики Башкортостан об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года по ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия – Алания и Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 374.

Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея //СЗ РФ. 2002. №15. Ст. 1497.

Бондарь Н.С. Нормативно-доктринальная природа решений Конституционного Суда РФ как источников права // Журнал российского права. 2007. №4.

Безруков А. Роль правовых позиций Конституционного Суда в сфере регулирования федеративных отношений //Федерализм. 2008. №1. С. 107.

Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. №3 (28).

Власенко Н.А. Правовые позиции: понятие и виды // Журнал российского права. 2008. №12.

Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: Формула права, 2006. 519 с.

Романова О. В. К вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного Суда РФ //Государство и право. 2001. №7. С. 85.

Фарукшин А.М. Проблемы федеративных отношений в решениях конституционных судов // Журнал российского права. 2007. №8.

 

Тема 9.Сложносоставные субъекты Российской Федерации особен­ности конституционно-правового статуса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.