Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семинарское занятие (4 часа). 1. Становление и развитие правового статуса недоминирующих этнических общностей



1. Становление и развитие правового статуса недоминирующих этнических общностей России.

2. Коренные малочисленные народы России: понятие и критерии идентификации.

3. Конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов России.

4. Реализации защиты прав, свобод и обязанностей представителей недо­ми­нирующих этнических общностей.

5. Международно-правовые гарантии прав национальных меньшинств.

Самостоятельная работа (12 часов)

 

1. В 1996-2000 гг. в Государственной Думе РФ обсуждалось несколько законопроектов: «О национальных меньшинствах в Российской Федерации», «О правовом статусе национально-культурных объединений, национальных, культурных, языковых и этнорелигиозных меньшинств Российской Федерации» и др., но ни один из них не был принят, в частности, потому, что отсутствовали научно обоснованное определение понятия «национальное меньшинство» и четкий круг субъектов, на которых может распространяться этот закон.

Сформулируйте понятие «национальное меньшинство». Каковы критерии их идентификации? Необходим ли, на Ваш взгляд, закон «О национальных меньшинствах в Российской Федерации»? Какие разделы, главы он должен содержать?

 

2.Статья 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ в ред. от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «О животном мире» закрепляет право коренных малочисленных народов и этнических общностей, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира на приоритетное пользование животным миром. Это право включает в себя: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к коренным малочисленным народам и их объединениям; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности; исключительное право на добывание определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности.

Имеют ли право представители коренных малочисленных народов на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации? В каких случаях это допустимо?

См.: ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ в ред. от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462; 2003. № 46. (ч. 1). Ст. 4444; 2004. № 45. Ст. 4377; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 25; 2006. № 1. Ст. 10; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21; № 17. Ст. 1933; № 50. Ст. 6246; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616; № 49. Ст. 5748; 2009. № 11. Ст. 1261; №30. Ст. 3735.

Постановления Правительства РФ от 6 января 1997 г. № 13 в ред. от 22 апреля 2009 г. № 351 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 385; 2003. № 17. Ст. 1621; 2004. № 51. Ст. 5188; 2008. № 18. Ст. 2052; 2009. № 2. Ст. 223; № 18. (ч. 2). Ст. 2248.

3. В 2004 года в городе Горно-Алтайске, Республика Алтай было принято решение о передаче земельных участков на берегу Телецкого озера и передаче в аренду организации Томсктрансгаз «РАО Газпром» и ОАО «Сибтрубоводстрой» под строительство туристической базы. Решение о передаче земли было принято без согласования с местными общинами и ассоциациями коренных малочисленных народов: тубаларов, кумандинцев и челканцев, которые компактно проживают на данной территории. Земельный участок под названием «вертолетная площадка» являлся единственным возможным местом проведения национальных праздников коренных малочисленных народов района и к тому же имущественный комплекс, находящейся на данном земельном участке, передан в постоянное пользование общине коренных малочисленных народов «Алтын Коль» с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай. Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Алтай обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением об оспаривании решения о передаче земель в местах традиционного проживания и хозяйствования коренных малочисленных народов в аренду коммерческим организациям под строительство туристической базы.

Нормы каких федеральных законов были нарушены? Какое решение должен вынести суд? Могут ли при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации?

Тематика докладов, рефератов:

1. Статус национальных меньшинств в России: этапы становления и развития.

2. Гарантии прав коренных малочисленных народов.

3. Общины коренных малочисленных народов России.

4. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов России.

Контрольные вопросы:

1. Каково соотношение понятий «национальные меньшинства» и «коренные малочисленные народы»?

2. Относятся ли права коренных малочисленных народов Российской Федерации к категории конституционных прав и свобод?

3. Обладают ли коренные малочисленные народы правосубъектностью в конституционном праве?

4. В чем особенность института уполномоченных представителей коренных малочисленных народов?

5. Каковы принципы организации и деятельности общин малочисленных народов?

6. Раскройте понятие «конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов России».

7. Какие стадии включает в себя процесс реализации защиты прав, свобод и обязанностей представителей недо­ми­нирующих этнических общностей?

8. Назовите международно-правовые гарантии прав национальных меньшинств?

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М., 2009.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 декабря.

Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2756.

Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 3010.

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ в ред. от 5 апреля 2009 г. №40-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2208; 2004. №35. Ст. 3607; 2009. №14. Ст. 1575.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. №104-ФЗ в ред. от 2 февраля 2006 г. №19-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»// См.: СЗ РФ. 2000. №30. Ст. 3122; 2002. №12. Ст. 1093; 2004. №35. Ст. 3607; 2006. №6. Ст. 636.

Федеральный закон от 7 мая 2001 г. №49-ФЗ в ред. от 3 декабря 2008 г. №250-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №20. Ст. 1972; 2008. №30 (ч. 2). Ст. 3616; №49. Ст. 5748.

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ в ред. от 9 февраля 2009 г. «О национально-культурной автономии» СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2965; 2002. №12. Ст. 1093; 2003. №46 (ч. 1). Ст. 4432; 2004. №35. Ст. 3607; 2007. №49. Ст. 6070; 2009. №7. Ст. 779.

Постановление Правительства РФ от 6 января 1997 г. №13 в ред. от 22 апреля 2009 г. №351 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу РФ» //СЗ РФ. 1997. №3. Ст. 385; 2003. №17. Ст. 1621; 2004. №51. Ст. 5188; 2008. №18. Ст. 2052; 2009. №2. Ст. 223; №18. (ч.2). Ст. 2248.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. в ред. от 17 июня 2010 г.№453 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1493; 2001. № 41. Ст. 4081; 2008. №42. Ст. 4831; 2010. №26. Ст. 3353.

Постановление Правительства РФ от 27 июля 2001 г. №564 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» в ред. от 20 сентября 2008 г. №704 // СЗ РФ. 2001. №32. Ст. 3327; 2002. №7. Ст. 700; 2007. №32. Ст. 4144; 2008. №39. Ст. 4442.

Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Изд-во «Славянский диалог», 2000. 656 с.

Зорин В. Ю., Хабриева Т.Я. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования //Журнал российского права. 2003. №8.

Андриченко Л.В., Постников А.Е. Проблемы разграничения законодательных полномочий в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов России // Журнал российского права. 2008. №5.

Заметина Т.В. Конституционный статус коренных малочисленных народов России: монография / под ред. В.Т. Кабышева. Энгельс: РИЦ Поволжского кооперативного института, 2009. 224 с.

Заметина Т.В. К вопросу о понятии «коренные малочисленные народы России» // Конституционное развитие России: межвузовский научный сборник. Саратов: Изд-во «ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права», 1996. С. 123–129.

Заметина Т.В. Конституционные проблемы правосубъектности коренных малочисленных народов // Вестник СГАП. Саратов: Изд-во «ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права» 1998. № 3. С. 91–100.

Заметина Т.В. Проблемы совершенствования конституционных гарантий прав и свобод коренных малочисленных народов // «Конституционное развитие России»: межвуз. науч. сб. Саратов: Изд-во «ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права», 2000. Вып. 3.

Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Конституционно-правовые вопросы модернизации федеративных отношений на Северном Кавказе //Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. [редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. Саратов: Из-во ГОУ ВПО СГАП. 2010. 232с. Вып. 11.

Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Проблемы модернизации в Северо-Кавказском Федеральном округе (конституционный аспект //Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей [редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. Саратов: Из-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. Вып. 12.

Королев С.Н. Проблемы законодательства о коренных малочисленных народах Севера // Государство и право. 1996. №7.

Крылов Б.С. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации //Журнал российского права. 2001. №8.

Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М.: НОРМА, 2010. 560 с.

Кряжков В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования //Государство и право. 1997. №1.

Кряжков В.А. Право коренных малочисленных народов севера на национально-территориальное образование // Государство и право. 2007. №3.

Кряжков В.А. Право на пользование землей и сопряженные с ним права коренных малочисленных народов Севера (конституционно-правовые основы) // Государство и право. 2008. №12.

Кряжков В.А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. 1994. №6;

Кряжков В.А. Территории традиционного природопользования как реализация права коренных малочисленных народов на земли // Государство и право. 2008. №1.

Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (Государственно-правовые вопросы) // Государство и право. 2000. №1.

Тузмухамедов Р.А. Национальные меньшинства под защитой международного права // Государство и право. 1996. №2.

 

Модуль 3. «Основные тенденции и перспективы развития российского федерализма».

Тема 8.Роль Конституционного Суда РФ в укреплении единства и развитии российской государственности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.