Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

морали ХХ века (в рамку)



 

Социальные потрясения ХХ в. (мировые войны, Октябрьская революция, гражданская война в России), установление тоталитарных режимов в Европе привели общество к нравственному кризису– разочарованию в основополагающих моральных ценностях, отчуждению, осознанию абсурдности человеческого существования. Одновременно формируются новые типы морали – мораль социалистического общества, мораль отдельных социальных групп и субкультур, цель которых – поиск новых, адекватных форм регуляции жизни – как авторитарных, так и гуманистических. Эти нравственные коллизии позволяют выявить некоторые тенденции существования и развития морали.

Т е н д е н ц и я 1. Демократизация нравственных норм и отношений – проявляется в расширении поля действия моральных норм, приобщении к ним практически всех людей цивилизованного мира, в равенстве нравственных требований, которые предъявляются сегодня ко всем.

Т е н д е н ц и я 2. Возрастание плюрализма в морали – постоянное расширение спектра допустимого поведения людей, их терпимости, возможность сосуществования разных моральных позиций и норм.

Т е н д е н ц и я 3. Персонификация морали – возможность личного творчества в сфере морали, возможность предъявлять обществу свою индивидуальность, быть самим собой.

Т е н д е н ц и я 4. Постепенное усиление гражданственного аспекта морали, носящего синусоидальный характер,проявляется в возрастании политической ответственности, росте национального самосознания, заботе граждан о своих правах и обязанностях.

Т е н д е н ц и я 5. Гуманизация нравственных отношений – приближение общества к пониманию высокой ценности человеческой жизни и свободы, все более активный поворот этики от авторитарной к гуманистической.

Т е н д е н ц и я 6. Экологизация морали –включение природы в систему нравственных отношений, проявление подлинной человечности не только по отношению к другому человеку, но и к любой другой форме жизни.

Т е н д е н ц и я 7. Обращение к традиционным моральным ценностям: милосердию, терпимости, справедливости, нравственной чистоте, простой человеческой доброте.

Т е н д е н ц и я 8. Наряду с «реабилитацией» традиционных ценностей, выдвижение «новых» моральных ценностей:обретение «жизненных ориентиров» (Х. Ортега-и-Гассет), «новый гуманизм», включающий в себя «чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию»( А. Печчеи), принцип благоговения перед жизнью (А. Швейцер).

Таким образом, конец ХХ – начало ХХI в. можно характеризовать как ситуацию нравственной противоречивости, определяемой как единство кризисных и прогрессивных тенденций.

Закономерности развития морали (в рамку)

1. Историческое движение морали осуществляется в определенных социокультурных координатахразвития человечества.

2. Целостность моральной системы обеспечивается постоянным развитием и динамическим взаимодействиемотдельных ее элементов, что проявляется в сложном переплетении традиций и новаций в ее развитии.

3. В развитии морали прослеживается тесная связь с другими феноменами духовной жизни: религией, искусством, наукой, философией – и своеобразная зависимость от них.

4. Мораль оказывает активное обратное воздействие на все формы духовной культуры; было бы ошибкой говорить об их независимости от нравственности.

5. Включенность морали в систему социокультурных координат и возрастание ее роли в жизни общества позволяют экстраполировать влияние морали на решение глобальных проблем, от которых зависит сегодня существование нашей планеты и человеческой цивилизации.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какая концепция происхождения морали кажется Вам наиболее приемлемой и почему?

2. Согласны ли Вы с идеей П. Кропоткина, что «наше нравственное чувство – природная способность, такое же, как чувство осязания и обоняния»?

3. Откуда у человека комплекс неполноценности, стыд, жестокость? Врожденные ли это качества или они вырабатываются под влиянием обстоятельств?

4. Проиллюстрируйте специфичность морали и нравственности различных культурных эпох примерами из истории, литературы, искусства.

5. Если мораль изменяется с течением времени, то почему остаются неизменными десять библейских заповедей?

6. Почему эпоха Средневековья принижала человека, а эпоха Возрождения возвысила его? В чем это проявляется?

7. Согласны ли Вы с тем, что любовь в ее нынешнем виде сформировалась лишь в позднее Средневековье? Ваши аргументы «за» и «против».

8. Богатство и бедность: какое влияние они оказывали и оказывают на нравственность?

9. Назовите и раскройте сущность основных закономерностей развития морали. Согласны ли Вы с ними?

10. Какие основные нравственные проблемы и тенденции их развития характерны, на Ваш взгляд, для нашего времени? Совпадают ли моральные проблемы личности и общества?

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.