Мишаткина Т.В. История этики и морали / Уч.-метод. пособие. – Мн., БГЭУ, кафедра психологии и педагогики, 2005. – 27 с.
Пособие является составной частью УМК по курсу «Этика». Предназначено для подготовки для самостоятельной работы по темам «».
В пособии в конспективной форме рассматриваются вопросы становления и развития этических учений, а также история возникновения и развития морали и нравов. Полное изложение материала содержится в учебном пособии «ЭТИКА» под ред. Т.В. Мишаткиной и Я.С. Яскевич. (Мн., «Новое знание», 2004). В данное пособие включены вопросы и упражнения для самостоятельной работы и самоконтроля по проблеме, темы рефератов, библиография. Предназначено для студентов всех специальностей и факультетов БГЭУ дневной и заочной форм обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
История этических учений....................................................................................3
Этические учения древнего Востока.......................................................................3
Этика эпохи Средневековья и Возрождения......................................................... .5
Этическая мысль Нового времени...........................................................................6
Постклассический период в этике...........................................................................8
Этические концепции ХХ века................................................................................10
Этика на рубеже веков.............................................................................................15
История морали.......................................................................................................21
Возникновение и развитие морали.........................................................................21
Основные тенденции развития морали ХХ века .................................................25
Закономерности развития морали..........................................................................26
ИСТОРИя этических учений
Этические учения Древнего Востока
Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Д р е в н е г о В о с т о к а (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI–II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Жизнь человека – от рождения до смерти – подчинялась здесь природным ритмам, социальным нормам и предписаниям. Следование им было главным условием бытия человека, который все силы тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, что обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. Этическая мысль этого региона развивалась в особых социокультурных условиях. Это:
· культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;
· настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций;
· подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;
· преобладание идеалов коллективизма, обусловленное страхом «потерять себя», не вписаться в социальную общность;
· нивелировка личности, подчинение ее интересам социума;
· усложненная система ритуалов и церемоний.
На Востоке мудрость «идет» от жизни, а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на общепринятый образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Примером этих социокультурных парадигм могут служить этические учения древних Индии и Китая, среди которых в этическом плане особенно выделяются брахманизм и буддизм в Индии и конфуцианство и даосизм в Китае (рис. 3).