Этические представления в Европе восходят крелигиозно-мифологическим канонам древних греков(XII–IX вв. до н.э.), источником морали в них считаются в первую очередь боги – покровители родо-племенных общностей.
Собственно этический аспект появляется (наряду с онтологической проблематикой) в трудах древнегреческих философов р а н н е й а н т и ч н о с т и(VIII–V вв. до н.э.), причем этика и философия в этот период еще неразделимы, а ведущее положение в них вместо религиозно-мифологического начинает занимать научно-рационалистическийподход.
Окончательноестановление этики происходитв к л а с с и ч е с к и й п е р и о д(V–IV в. до н.э.), когда в этике складываются различные подходы. Этический релятивизм, настаивавший на относительности моральных ценностей, был представлен софистами (Протагор, Горгий и др.). Этический рационализм, ориентировавшийся на логическое мышление,развивался Сократом, в решении этических проблем опиравшимся на человеческий разум, и Платоном, который ввел в этику идею Блага, учение о любви и о пути человека к идеальному. В своей эвдемонистическойэтике, базировавшейся на понятии счастье, Аристотель вводит категорию добродетели.Именно он определяет этику как практическую философию.
В период п о з д н е й а н т и ч н о с т и,начиная с III в. до н.э., происходит переориентация нравственных идеалов: наблюдается рост индивидуализма и пессимизма, уход от общественной жизни. Основными этическими направлениями становятся: гедонизм, объявлявший высшей жизненной ценностью стремление к наслаждению; эпикуреизм (Эпикур), стоявший на позициях умеренного гедонизма и эвдемонистической этики и понимавший счастьекак отсутствие душевных тревог и телесных страданий; киренаики (Аристипп), которые с позиций радикального гедонизма проповедовали принцип безудержного наслаждения. С другой стороны, киники(Антисфен, Диоген Синопский) обратились к идеалам крайнегоаскетизма, предлагавшего полное внутреннее освобождение через отречение от мирских благ и «переоценку ценностей». Стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) находит точку опоры в чувстве собственного достоинства, твердом осознании индивидом личной добродетели и моральных ценностей, в отрешенности от внешнего мира.
Схематично этика античности может быть представлена следующим образом (рис. 4).