Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этика эпохи Средневековья и Возрождения (в рамку)



В отличие от этики античности, стремившейся решать нравственные проблемы средствами рационализма, э т и к а з а п а д н о е в р о п е й с к о г о С р е д н е в е к о в ь я(II–XV вв.)опирается на религиозную веру, переносит моральные ориентиры из реальной жизни в сферу потустороннего и сверхъестественного и по праву может быть названарелигиозной христианской этикой. Причем, уже во II–III вв. апологетика провозглашала несовместимость веры и разума и ставила своей целью защиту и обоснование складывающейся христианской догматики.

Основные положения христианской этики оформились в IV-V вв. в рамках патристики – католического учения «отцов церкви» (Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст и др.), которым на основе теологии (учение о Боге) удалось сформулировать позитивный общедоступный нравственный идеал. Христианская мысль средневековья исходит из убеждения, что этика и мораль не содержат свои основания в самих себе, и только в соотнесенности с теологией и Божественными заповедями они могут очерчивать границы между хорошим и плохим.

В XI–XIV вв. представители новой школы католической этики – схоластики (П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др.) начинают возрождать этико–рационалистические традиции античности, делая догматы христианской религии объектом научно-философского анализа. В этике они видят моральную философию, рассматривающую действия человека как нацеленные на единое и высшее Благо – Бога, а нравственные добродетели античности (мудрость, благоразумие, справедливость, мужество), они дополняют теологическими – Верой, Надеждой, Любовью.

В XVI в. в рамках движения Р е ф о р м а ц и и возникает религиозная этика протестантизма (М. Лютер, Ж. Кальвин), ориентированная на индивидуальное иррациональное познание Бога, трудовую активность и высокие моральные ценности. Между человеком и Богом устанавливается и ведется постоянный диалог; это делает человека моральным сувереном – автономной личностью, совершающей в конкретных ситуациях самостоятельный моральный выбор.

С XVI-XVII вв., вэпоху В о з р о ж д е н и я (Р е н е с с а н с а) в этике на первый план выдвигается проблема человека, а главным моральным принципом становится принцип гуманизма (от лат. homo –человек). В этике этого периода человек в значительной степени заменил собой божественные сущности, особую ценность обретает человеческая личность во всех своих проявлениях, ее оригинальность и индивидуальность.

Схематично этика Средневековья представлена на рис. 5.

       
   
 

 


Рис. 5

этическая мысль Нового времени (в рамку)

В Н о в о е в р е м я на развитии этики сказывается усиление рационалистических тенденций.В этике этого периода условно можно выделить условно следующие направления (рис. 6):

 


Рис. 6

 

Врационалистической этикеXVII в. находят свое применение научные эмпирические методы, разработанные Ф. Бэконом, Р. Декартом, Б. Спинозой и другими философами. Так, Б. Спиноза придает этике математизированный вид: в ней нет долженствований, наставлений и утешений, в ней формулируются 26 определений, 18 аксиом, 259 теорем, 48 постулатов. Предмет и задача его этики – свобода человека, которая достигается через познание, благодаря которому личность способна осуществлять свободныйвыбор. Так в этике возникает понятие свободы как познанной необходимости.

Отличительная черта этики Просвещения (XVII-XVIII вв.) – ее предельная социализация: нормы морали ставятся в прямую зависимость от гражданских прав и обязанностей индивидов.

Английские философы-просветители Дж.Локк и Т.Гоббс формулируют теории «общественного договора» и «естественного права», к которому в первую очередь они относят право каждого человека на жизнь, свободу и собственность. Французское Просвещение ведет разработку концепций общественного переустройства (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо) и выдвигаеттеорию «разумного эгоизма»(К. Гельвеций и П. Гольбах), суть которой в том, что «правильно (разумно) понятый личный интерес есть залог общего блага всех».

В этике немецкой классической философии(конец XVIII – начало XIX в.), представленной такими выдающимися философами, как И.Кант, Г.Ф.В.Гегель, Л. Фейербах, этический рационализм достигает наивысшей точки. Его представители переходят к анализу внутренней структуры морального сознания – этико-философской рефлексии. Впервые обосновается автономное самодостаточное существование и функционирование морали,не зависящие от социальной среды и жизненного опыта личности.

И. Кант сущность морали видел в вечном и неизменном категорическом императиве – моральном законе, прирожденном человеку и требующем безусловного выполнения:

· «поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;

· «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Г.Ф.В. Гегель различает понятия мораль и нравственность. Мораль он рассматривает как объективное состояние и как субъективный принцип долженствования, утверждающий лицо в качестве субъекта. Отсюда моральная воля – это «для себя сущая свобода». Нравственность же есть действительность морали, всеобщий образ действий индивидов, в ней свобода возвышается до действительного – объективного состояния.

Антропологизм этики Л. Фейербаха, рассматривающего человека как единство материального и духовного вне конкретно–исторических условий его существования, воплощается в созданной им «новой религии любви», главным принципом которой он провозгласил взаимную любовь и справедливое «распределение» счастья между людьми.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.