Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Прекращение срочного трудового договора



Как мы уже указывали выше, срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных законом, поскольку его особенностью является дополнительное основание прекращения - в связи с истечением срока его действия (ст. 79 ТК РФ). Однако, согласно ст. 58 ТК РФ в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. Заметим, что в силу указания ст. 79 ТК РФ о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения. Возникает вопрос: включается ли указанный трехдневный срок предупреждения в срок действия трудового договора? Иными словами если работодатель предупредил работника менее чем за три дня до истечения срока трудового договора, то можно ли будет уволить работника в связи с истечением срока действия договора? Некоторые исследователи полагают, что такое увольнение будет неправомерным. По мнению Е.Б. Хохлова учитывая императивный характер рассматриваемой нормы, следует считать, что ее нарушение работодателем исключает возможность прекращения трудового договора на основании ст. 79 ТК[87]. В то же время, поскольку подобного рода ограничений не предусматривается для другой стороны договора, прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия возможно при наличии соответствующего волеизъявления работника.

Существует и иная точка зрения. Так, например, Л.А. Чиканова указывает, что из содержания ч. 4 ст. 58 ТК вытекает, что работодатель утрачивает право расторгнуть с работником срочный трудовой договор на основании истечения его срока только в том случае, если он не выразил своего желания прекратить трудовые отношения с работником до истечения срока трудового договора, а работник продолжает работу и после истечения срока договора. Если же такое желание в форме письменного предупреждения работодателем было высказано хотя и менее чем за 3 календарных дня, но до истечения срока трудового договора, и приказ об увольнении издан не позднее последнего дня работы в соответствии с трудовым договором, увольнение может считаться правомерным[88].

Полагаем, что следует согласиться с последней позицией, поскольку права работника, в данном случае, могут быть восстановлены путем изменения даты его увольнения с тем расчетом, чтобы трудовые отношения были прекращены в день истечения трехдневного срока предупреждения и взыскания в пользу работника утраченного за этот период заработка применительно к ст. 394 ТК РФ.

Заметим, что в новой редакции ТК РФ законодатель закрепил исключение из общего правила о предупреждении работника об увольнении за три дня. Это исключение касается прекращения срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Дело в том, что согласно закону, трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу. Например, лицо, которое находится в отпуске по уходу за ребенком и за которым сохраняется место работы, может по своему желанию в любой момент выйти на работу. В этой ситуации работодатель может не иметь возможности предупредить работника об увольнении за три дня. Однако трудовой договор с таким работником не может продолжить свое действие, поскольку закон гарантирует временно отсутствующему работнику сохранение места работы.

Нужно сказать, что закон устанавливает лишь минимальный срок предупреждения об увольнении. Что касается возможного максимального срока предупреждения, то каких-либо указаний по этому поводу закон не содержит. В связи с этим, как отмечается в специальной литературе, на практике возникает вопрос о возможности фиксирования предупреждения работодателя о прекращении трудового договора в связи с истечением срока в самом трудовом договоре на момент его заключения[89]. Следует согласиться, что хотя формальных ограничений для такого решения вопроса закон не устанавливает, в этом случае существенно искажается то фактическое значение, которое имел в виду законодатель, формулируя данное правило.

Ранее мы уже отмечали, что в новой редакции ТК РФ кардинально изменился подход законодателя к регламентации оснований и порядка заключения срочных трудовых договоров. Теперь в определенных законом случаях (ч. 1 ст. 59) императивно предусматривается обязательность заключения срочного трудового договора независимо от волеизъявления сторон. Как это согласуется с упомянутым выше правилом о трансформации срочного трудового договора в договор, заключенный на неопределенный срок в том случае, когда работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора? Например, работник был принят для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника. В этом случае может быть заключен исключительно срочный трудовой договор. По ошибке кадровой службы такого работника не предупредили о прекращении трудового договора за три дня до истечения срока его действия. Должен ли в этом случае трудовой договор считаться заключенным на неопределенный срок?

Нужно сказать, что аналогичная проблема уже возникала на практике в отношении государственных и муниципальных служащих. В качестве примере можно привести Определение Верховного Суда РФ N 46-Г03-5 от 27.03.2003. Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 1 ст. 24 Закона Самарской области от 16.07.98 N 16-ГД "О муниципальной службе в Самарской области", ссылаясь на то, что в этой части данная норма противоречит ч. 4 ст. 58 ТК РФ РФ. Указанная норма закрепляла правило об автоматическом прекращении контракта с муниципальным служащим по истечении срока его действия, не предусматривая его возобновление на неопределенный срок когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

Самарский областной суд решением от 27 декабря 2002 года заявление прокурора удовлетворил.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации данное решение отменила.

При этом Суд отметил, что на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными специальным законодательством (в то время действовал Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации").

Нормы трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе предусматривают возможность установления особенностей, связанных с регулированием труда муниципальных служащих, в том числе это относится и к определению оснований и порядка расторжения трудового договора муниципальных служащих, прекращения муниципальной службы.

В соответствии с п. 1 ст. 8 действовавшего на тот момент Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" срочный трудовой контракт заключается с лицами, муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

По окончании полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность, срочный трудовой договор указанных муниципальных служащих прекращается и не продлевается на неопределенный срок.

Согласно п. 2 ст. 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" срочный трудовой контракт может заключаться с лицами, достигшими предельного возраста муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что общие нормы, установленные п. 4 ст. 58 и п. 2 ст. 77 ТК РФ, не могут быть применены в отношении муниципальных служащих, с которыми возможно заключение срочного трудового договора, поскольку должны применяться специальные нормы, установленные ст. 11 ТК РФ и п. 3 ст. 4, ст. 8 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"

Пример сократить

Другими словами, исходя из смысла специального закона, закрепляющего исключительно срочный характер трудовых отношений указанная выше норма ст. 58 ТК РФ блокируется.

Нужно сказать, что приведенное толкование Верховного Суда РФ в отношении государственных и муниципальных служащих сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Так, например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» императивно предусматривает ряд случаев, когда должен заключаться срочный служебный контракт.

Заметим, однако, что вся аргументация этого решения основана на разграничении сфер действия общих и специальных норм. В нашем же случае речь идет о внутреннем противоречии общих норм. По всей видимости, разрешение данной проблемы возможно исключительно путем внесения изменений в действующее законодательство.

Отдельной строкой в статье 79 ТК РФ законодатель выделил сроки прекращения трудовых договоров, заключенных на время выполнения определенной работы, на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, и для выполнения сезонных работ.

Это связано с тем, что данные договоры могут заключаться без указания конкретной даты их прекращения или календарного периода их действия.

Так, например, согласно пункту 7 части первой ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор должен заключаться с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой. Из формулировки данной нормы прямо вытекает, что стороны не могут предусмотреть в трудовом договоре дату его прекращения. Завершение работы на выполнение которой заключен трудовой договор будет являться основанием для его расторжения в связи с истечением срока действия.

Сказанное в полной мере относится и к трудовому договору, который заключается для замены временно отсутствующего работника. В данном случае даже если стороны оговорили конкретную продолжительность действия трудового договора, он в любом случае прекратит свое действие в связи с выходом отсутствующего работника на работу. Например, лицо принимается для замены работника, который находится в отпуске по уходу за ребенком. Трудовой договор с ним заключается сроком на один год. Однако через шесть месяцев временно отсутствующий работник решил выйти из отпуска по уходу за ребенком. В данном случае будет действовать не договорное условие о сроке трудового договора, а императивная норма ст. 79 ТК РФ, согласно которой трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

Несколько сложнее обстоит дело с прекращением трудового договора на выполнение сезонных работ. Согласно ст. 293 ТК РФ сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев. Иными словами, дата окончания такого трудового договора зависит от климатических и иных природных условий, которые невозможно предусмотреть заранее. Поэтому в соответствии со ст. 79 ТК РФ трудовой договор, заключенный для выполнения сезонных работ в течение определенного периода (сезона), прекращается по окончании этого периода (сезона). Однако каким образом может быть определена конкретная дата окончания сезона? Как отмечает Е.А. Ершова, на практике достаточно часто работодатель принимает такое решение, исходя из собственного усмотрения, не основанного на каких-либо объективных факторах[90]. Более того, в срочном трудовом договоре нередко устанавливается дата окончания сезона. Следует согласиться, что из смысла понятия "сезонные работы" вытекает другой вывод: период (начало и окончание) сезонных работ определяется не субъективной волей работодателя, оформленной в виде "соглашения" сторон срочного трудового договора, а объективными климатическими и иными условиями.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.