Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тематика практических занятий. Тема № 1. ФРАНЦУЗСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС «ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ»



Тема № 1. ФРАНЦУЗСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС «ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ». О – 2 ч

 

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

1. «Песнь о Роланде» в свете проблемы жанра.

2. Эпическое произведение в фольклоре и в литературе.

3. «Песнь о Роланде» как произведение фольклора: теории возникновения «Песни», проблема авторского начала, эпическая идея «Песни» и отражение в ней общественного начала.

4. Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность.

а) «Песнь о Роланде» и история (отражение исторических событий, феодальных отношений, религиозных представлений).

б) Эпический мир поэмы и способы его создания: природа и человек, чудеса в поэме, изображение борьбы.

5. Проблема создания образа эпического героя, выделение главных героев, способы их обрисовки: образы Роланда, Карла, Оливье, Турпена, Ганелона, мавров.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- собеседование по теме занятия;

- ответы на вопросы

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Внимательно прочитать материал учебных пособий по заданной теме.

2. Ответить на вопросы плана.

 

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура Средних веков, Возрождения, XVII века: учебник для вузов / Г. В. Стадников. – М.: Академия, 2008. – 165с.

3. Федотов О.И. История западноевропейской литературы средних веков: идеограммы, схемы, графики. Учебник. – М., 2011

Дополнительная:

1. «Песнь о Роланде». БВЛ. Т. 10. М., 1976. Вступит статья Н. Томашевского.

2. Жирмунский В. Народный героический эпос. М., Л., 1962.

3. Волкова З. Эпос Франции. М., 1986.

4. Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики. М., 1995.

5. Черноземова Е.Н., В.А. Луков. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2004.

6. Федотов О.И. История западноевропейской литературы Средних веков. Учебник – хрестоматия. М., 2002.

 

Задания для СРС. Ведение читательских дневников. Конспект научно-критической литературы

 

 

Тема № 2. ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ. О –2 ч

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

I. Проблема жанра. Литература и фольклор. Взаимодействие жанро­вых черт эпоса и рыцарского романа. Сужение масштаба повество­вания до проблем семьи. Роль иерархичности в движении сюжета.

II. Художественные особенности и законы отображения действитель­ности фольклорного произведения.

1. Функции постоянных эпитетов: подчеркивание родовых при­знаков предмета.

2. Функции гипербол: определение принадлежности предмета
миру эпоса, в котором все гиперболизировано.

3. Тенденции к симметричности, удобной рассказчику, и неоднородности эпического мира, обеспеченной единством точки зре­ния - ее неоднородностью.

4. Невычлененность портрета из описания и описания из действия,

III. Конфликт вассального долга и семейных связей.

IV. Несоответствие видимости и сущности как основа трагизма.

V. «Логика конца». Предчувствия и ожидания как логические ин­версии. Смерть Зигфрида вопреки законам героического эпоса.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- собеседование по теме занятия;

- ответы на вопросы

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Внимательно прочитать материал учебных пособий по заданной теме.

2. Ответить на вопросы плана.

 

Литература. для подготовки к занятию

Основная:

1. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура Средних веков, Возрождения, XVII века: учебник для вузов / Г. В. Стадников. – М.: Академия, 2008. – 165с.

3. Федотов О.И. История западноевропейской литературы средних веков: идеограммы, схемы, графики. Учебник. – М., 2011

Дополнительная:

1.«Песнь о Нибелунгах» / Вст. Ст. А.Я.Гуревича. М. БВЛ. 1975.

2.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

3.Гуляев Н.А., Шибанов И.П., Буняев В.С. и др. История немецкой литературы. М., 1975.

4.Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

5. История немецкой литературы: В 3-х т. – М., 1985.

6. История немецкой литературы: В 5-ти т. – М., 1963.

7. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение.- М., 1999.

Задания для СРС. Ведение читательских дневников. Конспект научно-критической литературы

 

Тема № 3, 4.«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛА.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРЕХОВ С ПОЗИЦИИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. О - 4 ч, З - 2

 

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

I. Значение творчества Вергилия и античных авторов для форми­рования Данте как мастера слова.

1.Функции образов античных авторов в структуре «Божествен­ной комедии».

2. Развитие Данте мотива путешествия по загробному миру.

II. Смысл названия произведения. Отражение в нем поэтического за­мысла и истории его воплощения.

1. Осмысление сущности Любви в истории с Беатриче, способы ее освещения в книге «Новая жизнь».

2. Осмысление задач литературного произведения в трактате «Пир».

Ш. Сочетание черт средневекового и нового искусства в «Комедии».

1. Структура произведения. Символика чисел.

2. Отношение к любви и его отражение в образе Беатриче.

а) Способы создания образа Беатриче в сопоставлении с традициями средневековой лирики и рыцарского романа.

б) Парадокс любви в истории Паоло и Франчески. Реак­ция автора на рассказ.

в) Что движет Солнце и светила?

3. Отражение христианской концепции мира и понимания чело­веческого достоинства в надписи на вратах Ада.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- собеседование по теме занятия;

- ответы на вопросы

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Внимательно прочитать материал учебных пособий по заданной теме.

2. Ответить на вопросы плана.

3. Подготовить критический материал по теме занятия.

 

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

2. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура Средних веков, Возрождения, XVII века: учебник для вузов / Г. В. Стадников. – М.: Академия, 2008. – 165с.

3. Федотов О.И. История западноевропейской литературы средних веков: идеограммы, схемы, графики. Учебник. – М., 2011

Дополнительная:

1. Данте А. Божественная комедия. М., 1961. Вступ. Ст. Державина.

2. Голенищев-Кутузов И. Л. Романские литературы: Статьи и исследования. М., 1975.

3. Голенищев-Кутузов И. Л. Данте и мировая культура. М., 1971.

4. Черноземова Е.Н., В.А. Луков. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2004.

5. Козлова Г.А., Стрельникова Л.Ю. Актуальные проблемы изучения западноевропейской литературы в контексте христианских (православных) традиций // Сб. научно-методических статей. – Армавир, 2008.

6. Брагина Я. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977.

7.Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В двух томах. М. 2001.

 

Задание для СРС. Сообщения по теме «Предвозрождение в Италии: архитектура, живопись, литература»

 

 

Тема № 5. ЖАНР НОВЕЛЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ БОККАЧЧО. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КНИГИ «ДЕКАМЕРОН». О - 2 ч

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

1. Смысл названия произведения.

2. Своеобразие композиции. Принцип двойной рамки.

3. Жанровые черты новеллы:

а) установка на устный рассказ.

б) насыщенность действий.

в) описание через действие.

4. Основные темы:

А) меняющееся отношение к Телу и к Любви.

Б) изменение отношения к Чести и Достоинству.

В) отношение к Смерти.

Г) осмеяние церкви и священников.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- собеседование по теме занятия;

- работа в малых группах;

- использование презентаций по теме занятия;

- ведение читательских дневников и чтение художественных текстов.

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Ответить на вопросы плана.

2. Проработать и законспектировать научно-критические работы по теме занятия.

3. Подготовить сообщения по теме занятия (индивидуальное задание).

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. История литературы Италии Возрождение. Чинквеченто / Институт мировой литературы РАН; редкол.: М. Л. Андреев (гл. ред.) [и др.]. – М.: ИМЛИ РАН. Т. 2.: Возрождение, кн. 2. Чинквеченто / [отв. ред. М. Л. Андреев; Л. В. Евдокимова, Ю. В. Иванова, А. В. Топорова и др.]. – 2010. – 719 с.: табл.

2. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / Вл. А. Луков; Международная академия наук педагогического образования.-6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 510с.

3. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

Дополнительная:

1.Зарубежная литература средних веков. Вып. 2: Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы: Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. Б.И. Пуришев. М, 1975.

2.Зарубежная литература: эпоха Возрождения: Хрестоматия. 2-е изд./Сост. Б.И. Пуришев. М.,1976.

3.История всемирной литературы: В 9 т. М., 1984. Т. 2. М., 1985. Т. 3.

4.Козлова Г.А., Стрельникова Л.Ю. Актуальные проблемы изучения западноевропейской литературы в контексте христианских (православных) традиций // Сб. научно-методических статей. – Армавир, 2008.

5.Брагина Я. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977.

6.Голенищев-Кутузов И. Л. Романские литературы: Статьи и исследования. М., 1975.

7. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В двух томах. М. 2001.

8.Голенищев-Кутузов И. Л. Итальянское Возрождение и славянские литературы XV—XVIвеков. М., 1963.

9.Горфункель А. Х. Философия Возрождения. М. 1980.

Задание для СРС. Ведение читательского дневника, работа с художественным текстом

Тема № 6,7. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ И НИДЕРЛАНДАХ.

О - 4 ч, З – 2 ч

 

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

  1. Основные деятели Реформации: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Эразм Роттердамский.
  2. Спор о свободе воли.
  3. «Письма темных людей» и деятельность Ульриха фон Гуттена.
  4. Бюргерская и народная литература.
  5. Творчество С. Бранта и Г. Сакса.
  6. Сатирический характер народной литературы.
  7. Идеи «христианского гуманизма» в творчестве Э. Роттердамского. Сатира «похвала глупости».
  8. Немецкие народные книги.

 

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- собеседование по теме занятия;

- ответы на вопросы

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Внимательно прочитать материал учебных пособий по заданной теме.

2. Ответить на вопросы плана.

3. Подготовить критический материал по теме занятия.

 

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. История литературы Италии Возрождение. Чинквеченто / Институт мировой литературы РАН; редкол.: М. Л. Андреев (гл. ред.) [и др.]. – М.: ИМЛИ РАН. Т. 2.: Возрождение, кн. 2. Чинквеченто / [отв. ред. М. Л. Андреев; Л. В. Евдокимова, Ю. В. Иванова, А. В. Топорова и др.]. – 2010. – 719 с.: табл.

2. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / Вл. А. Луков; Международная академия наук педагогического образования.-6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 510с.

3. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

Дополнительная:

  1. Европейские поэты Возрождения/Вступ. ст. Р. Самарина. М., 1974. (БВЛ).

2. Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно исторические очерки. М.; Л., 1962.

  1. Западноевропейская средневековая словесность/Под ред. Л.Г. Андреева. M, 1985.
  2. Зарубежная литература средних веков. Вып. 1: Латинская, кельтская, скандинавская, прован­сальская, французская литературы: Хрестоматия. 2-е изд./Сост. Б.И. Пуришев. М., 1975.
  3. Иванов В.Г. История этики Средних веков. С.-Петербург. 2002.
  4. Из истории культуры средних веков и Возрождения: Сб. статей. М., 1976.
  5. История западноевропейского театра/Под ред. С.С. Мокульского. М., 1956. Т. 1.
  6. История немецкой литературы. М., 1962. Т. 1.
  7. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Сборник научных статей.- Армавир, АГПА, 2011
  8. Литература и искусство западноевропейского средневековья. Под ред. О.Л. Мощанской, Н.М. Ильченко. М., 2002.

 

Задание для СРС. Ведение читательского дневника, работа с художественным текстом

 

 

Тема № 8.СОНЕТЫ ШЕКСПИРА. РАЗВИТИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕТРАРКИСТСКИХ ТРАДИЦИЙ. О - 2 ч, З – 2 ч

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

1. Жанр сонета в английской литературе эпохи Шекспира:

а) место сонетов в творчестве Шекспира.

б) основные темы шекспировских сонетов. Их связь с драматургией Шекспира.

2. Прочитайте русские переводы сонета 130. Какие слова шекспировского сонета остаются не переведенными на русский язык?

3. Шекспир о Любви, ее силе и опасностях (сонет 116).

а) ренессансные концепции Любви.

б) Петрарка и Шекспир: отношение к Любви. Традиции Петрарки, их развитие и творческий спор с ними.

*Занятие проводится с использованием интерактивных форм. Методы и приемы организации учебной деятельности:

а) проблемное изложение материала;

б) метод Сократа, направленный на освоение обучающимися отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности;

в) использование презентациии мультимедийного сопровождение лекции.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- собеседование по теме занятия;

- ответы на вопросы

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Внимательно прочитать материал учебных пособий по заданной теме.

2. Ответить на вопросы плана.

3. Подготовить критический материал по теме занятия.

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. История литературы Италии Возрождение. Чинквеченто / Институт мировой литературы РАН; редкол.: М. Л. Андреев (гл. ред.) [и др.]. – М.: ИМЛИ РАН. Т. 2.: Возрождение, кн. 2. Чинквеченто / [отв. ред. М. Л. Андреев; Л. В. Евдокимова, Ю. В. Иванова, А. В. Топорова и др.]. – 2010. – 719 с.: табл.

2. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / Вл. А. Луков; Международная академия наук педагогического образования.-6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 510с.

3. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

Дополнительная:

1. Черноземова Е.Н., В.А. Луков. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2004.

2. Комарова В.П. Творчество Шекспира. С. – Петербург. 2001.

3. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2 т. Т. 2. М. 2001.

4. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

5. Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. М, 1975.

6. Черноземова Е.Н. История английской литературы. Практикум. М., 1998.

 

Задание для СРС. Сообщение по теме «Своеобразие английского сонета». Чтение художественных текстов

 

Тема № 9. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРАГЕДИИ У. ШЕКСПИРА «ГАМЛЕТ». О - 2 ч

 

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

I. Амбивалентность шекспировского текста как показатель высокой
художественности и источник его многозначности. Способы со­здания амбивалентности.

1. Особенности композиции.

2. Многозначная лексика.

3. Отказ от прямой оценки и мотивации поступков персонажей.

II. Жанровая амбивалентность текста и ее закрепление в полном
названии пьесы. Взаимодействие жанровых черт трагедии и
хроники в пьесе.

III. Основной конфликт пьесы. Способы борьбы со Злом как
«магистральный сюжет» мировой литературы.

IV. Драматическая функция метафор в «Гамлете».

1. Драматическое развитие метафоры разливающегося яда.

2. Метафоры «мир - театр».

3. Метафоры «мир - тюрьма».

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- собеседование по теме занятия;

- работа в малых группах;

- использование презентаций по теме занятия;

- ведение читательских дневников и чтение художественных текстов.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Ответить на вопросы плана.

2. Проработать и законспектировать научно-критические работы по теме занятия.

3. Подготовить сообщения по теме занятия (индивидуальное задание).

 

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. История литературы Италии Возрождение. Чинквеченто / Институт мировой литературы РАН; редкол.: М. Л. Андреев (гл. ред.) [и др.]. – М.: ИМЛИ РАН. Т. 2.: Возрождение, кн. 2. Чинквеченто / [отв. ред. М. Л. Андреев; Л. В. Евдокимова, Ю. В. Иванова, А. В. Топорова и др.]. – 2010. – 719 с.: табл.

2. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / Вл. А. Луков; Международная академия наук педагогического образования.-6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 510с.

3. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

Дополнительная:

1. Черноземова Е.Н., В.А. Луков. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2004.

2. Комарова В.П. Творчество Шекспира. С. – Петербург. 2001.

3. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2 т. Т. 2. М. 2001.

4. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

5. Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. М, 1975.

6. Черноземова Е.Н. История английской литературы. Практикум. М., 1998.

Задание для СРС. Чтение художественных текстов, ведение читательского дневника

Тема № 10,11. РОМАН СЕРВАНТЕСА «ДОН КИХОТ». О - 4 ч

 

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

I. История создания «Дон Кихота».

II. Жанровое своеобразие романа Сервантеса, его взаимоотношения
с рыцарским, пасторальным и плутовским романом, лирикой и
драмой.

III. Система образов-персонажей романа.

IV. Трактовки образа Дон Кихота.

V. Трактовки образа Санчо Пансы.

VI. Особенности композиции романа.

VII. «Дон Кихот» в русской культуре. Дилемма «Гамлет и Дон Кихот». И.С. Тургенев о Дон Кихоте (конспект статьи).

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- работа с художественным текстом;

- работа с читательским дневником;

- заслушивание сообщений по теме занятия

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Ответить на вопросы плана.

2. Прочитать роман «Дон Кихот».

3. Вести читательский дневник.

 

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. История литературы Италии Возрождение. Чинквеченто / Институт мировой литературы РАН; редкол.: М. Л. Андреев (гл. ред.) [и др.]. – М.: ИМЛИ РАН. Т. 2.: Возрождение, кн. 2. Чинквеченто / [отв. ред. М. Л. Андреев; Л. В. Евдокимова, Ю. В. Иванова, А. В. Топорова и др.]. – 2010. – 719 с.: табл.

2. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / Вл. А. Луков; Международная академия наук педагогического образования.-6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 510с.

3. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

Дополнительная:

1. Сервантес Сааведра М. де. Дон Кихот // Сервантес Сааведра М. де. Собр. соч.: В 5 т. / Ред. и вст. ст. Ф.В. Кельина; Пер. с исп. Н. Любимова, стихи в пер. М. Лозинского. М.: Правда, 1961. Т. 1-2. (Или другие издания текста романа, желательно в переводе Н.М. Любимова.)

2. Балашов Н.И. Сервантес // История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1985. Т. 3. С. 360-372.

3. Державин К. Н. Сервантес: Жизнь и творчество. М., 1958.

4. Завьялова А. Л. Сервантес Сааведра // Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. М.: Просвеще­ние, 1997. Ч. 2. С. 244-249.

5. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. М.: Выс­шая школа, 1996. С. 207-250.

6. Сервантес и всемирная литература. М: Наука, 1969.

7. Снеткова Н. «Дон Кихот» Сервантеса. М.; Л., 1965.

8. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2 т. Т. 2. М. 2001.

9. Тургенев И.С. «Гамлет и Дон Кихот».

 

Задание для СРС. Чтение художественных текстов, ведение читательского дневника

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.