№п/п
| Раздел
дисциплины
| Всего
| Виды учебной работы
|
Лекции
| Практ. зан.
| СРС
| Кол. ч.
|
1.
| Периодизация курса. История возникновения термина «средние века». Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма. Эпос древних европейских народов (кельтский, германский, древнескандинавский). Мифология как мировоззренческая основа эпоса. Памятники латинской письменности. Светская и религиозная латинская литература. «Каролингское» и «Оттоновское» Возрождения.
|
|
О – 2
З – 2
*Занятие проводится с использ. интерактив-ных форм
|
-
| Подготовить доклады по теме лекции
Литература
1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Сборник научных статей.- Армавир, АГПА, 2011.
| О-2
З-4
|
2.
| Литература эпохи развитого феодализма. Народное творчество и его отражение в письменных памятниках. Усиление исторических и религиозных мотивов. Новое осмысления понятий родина, герой, богатырский подвиг. Национальные героические эпосы: «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Песнь о Нибелунгах» (Германия).
|
| О – 2
| О – 4
| Ведение читательских дневников. Конспект научно-критической литературы.
Литература
«Песнь о Роланде» (Франция),
«Песнь о моем Сиде» (Испания)
«Песнь о Нибелунгах» (Германия).
| О-2
З-4
|
3.
| Рыцарская литература Зрелого Средневековья. Лирика трубадуров, труверов и миннезингеров. Основные жанры средневековой поэзии. Лирика Прованса как особое культурное явление «Малого Возрождения» XII в. Рыцарский роман. Этимология названия жанра. Основные циклы. Рыцарский роман как учредитель и критик кодекса рыцарской чести. Основные персонажи рыцарских романов. Судьба рыцарской идеи.
|
|
О – 2
|
-
| Доклады по теме
Литература
1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли.-Армавир, АГПА, 2011.
2. Лирика трубадуров и миннезингеров (по хрестоматии).
3. Куртуазный роман: «Роман о Тристане и Изольде», «Окассен и Николетт» (по хрестоматии).
| О-4
З-4
|
4.
| Городская и народная литература Зрелого Средневековья. Представление о средневековом городе. Жанры городской литературы. Городской роман (аллегорический эпос Ленгленда, Жана де Мена), шванки, фаблио, лирика вагантов. Обретение общего культурного пространства с выходом драмы на городскую площадь. Жанры средневековой драматургии. Мистерии, миракли, моралите.
|
| -
| -
| Рефераты по теме. Чтение текстов произведений и ведение читательского дневника
| О-2
З-4
|
5.
| Предвозрождение в Италии на рубеже XIII – XIV вв. города – государства Италии, выросшие на основе античных полисов: Рим, Венеция, Флоренция. Творчество Данте. Книга «Новая жизнь». Смысл названия и традиции поэзии «нового сладостного стиля». Формирование гуманистического мировоззрения в трактате «Пир». История создания «Божественной комедии». Особенности композиции и художественное своеобразие. Своеобразие и периодизация итальянского Возрождения. Петрарка как основоположник западноевропейского гуманизма. Представление о ренессансном индивидуализме и его оборотной стороне. Решение проблем нового отношения к Любви и Славе. Философская проза Петрарки. «О презрении к миру». «Книга песен». Образ Лауры.
|
| -
| О – 4
З – 2
| Сообщения по теме «Предвозрождение в Италии: архитектура, живопись, литература»
Литература
1. Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия. Часть I. Ад.
2. Петрарка. Книга песен (2-3 сонета по выбору выучить наизусть).
| О-2
З-4
|
6.
| Творчество Боккаччо. Ранние произведения: мифологические и психологические мотивы. «Амето», «Фьезоланские нимфы», «Фьяметта». Преодоление традиций куртуазной литературы и формирование ренессансного реализма. Жанр ренессансной новеллы, ее установка на устный рассказ, жанровые модификации. Структура книги «Декамерон». Основные темы книги. Развитие гуманизма в конце XIV и в XV вв. Флоренция как центр гуманизма. Разрыв гуманистов с христианско – католической культурой. Неоплатонизм как мировоззренческая основа эпохи ученого гуманизма. Платоновская Академия.
|
| О – 2
| О – 2
| Ведение читательского дневника и работа с художественным текстом.
Литература
1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли.-Армавир, АГПА, 2011.
2. Боккаччо. Декамерон (10 новелл). «Фьезоланские нимфы», «Фьяметта» (по хрестоматии).
| О-4
З-6
|
7.
| Кризис гуманизма в XVI – нач. XVII в. Усиление аристократических тенденций в лирике (пастораль, «петраркизм»). Развитие гуманистической драмы. Возникновение народного итальянского театра: комедия масок. Гуманистическая деятельность Макиавелли и Кампанеллы. Творчество Т. Тассо. Поэма «Освобожденный Иерусалим». Столкновение стремлений автора воспеть свободного человека Возрождения и католическое мировоззрение поэта. Разорванность сознания Тассо.
|
|
-
|
-
|
Написание рефератов. Филологический анализ текстов. Проверка рефератов.
Знание поэтических отрывков. Чтение художественных текстов.
Литература
Тассо Т. Освобожденный Иерусалим (по хрестоматии).
| О-4
З-4
|
8.
| Литература эпохи Реформации в Германии и Нидерландах. Основные деятели Реформации: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Эразм Роттердамский. Спор о свободе воли. «Письма темных людей» и деятельность Ульриха фон Гуттена. Бюргерская и народная литература. Творчество С. Бранта и Г. Сакса. Сатирический характер народной литературы. Идеи «христианского гуманизма» в творчестве Э. Роттердамского. Сатира «похвала глупости». Немецкие народные книги.
|
| -
| О – 4
З – 2
| Чтение художественных текстов.
Литература
1. Брант С. Корабль дураков.
2. Сакс Г. Виттенбергский соловей. Похвальное слово городу Нюрнбергу.
3. Немецкие народные книги: «История о докторе Иоганне Фаусте».
| О-4
З-6
|
9.
| Возрождение во Франции. Абсолютная монархия при Франциске I. Религиозная Реформация и гонения на протестантов. Успехи кальвинизма. Творчество Ф. Вийона как отражение кризиса средневекового сознания. Высокое Возрождение во Франции. Творчество Ф. Рабле. Своеобразие разработки ренессансной проблематики в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Понятие о народной смеховой культуре. Карнавал как смешение высокого и низкого, всеосмеивание как сущность западноевропейского карнавального мышления. Позднее Возрождение во Франции. Творчество литературной группы «Плеяда». Реформа французского литературного языка. Любовная лирика Ронсара.
|
| О – 2
З – 2
| -
| Сообщения по теме «Возрождение во Франции». Чтение художественных текстов.
Литература
1. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (1 – 2 части).
2. Ронсар П. Из цикла «Любовь к Кассандре»: «Скорей погаснет в небе звездный хор…». Из цикла «Любовь к Марии»: «Мари! Вставайте же! Сегодны вы ленивы!..». Из цикла «Любовь к Елене»: «Когда уж старенькой, со свечкой, перед жаром…» (1 сонет по выбору выучить наизусть).
| О-4
З-4
|
10.
| Английская литература XIV века. Предвозрождение. Чосер и Ленгленд. Два направления в развитии литературы. Своеобразие жанров паломничества и видения. Молитва и проповедь в структуре видения. Значение Чосера для развития английского языка. «Кентерберийские рассказы» Чосера как энциклопедия жанров литературы XIV века. Жанр утопии в творчестве Т.Мора как отражение кризиса гуманизма. Своеобразие английского Возрождения.
|
| О – 2
З – 2
| -
| Чтение художественных текстов.
Литература
1. Ленгленд. Видение о Петре Пахаре (по хрестоматии).
2. Чосер. Кентерберийские рассказы (общий пролог, пролог продавца индульгенций, пролог мажордома, рассказ мажордома, рассказ юриста, рассказ мельника).
| О-2
З-4
|
11.
| Актуальные проблемы творчества Шекспира. Своеобразие английского сонета. Основные темы и образы сонетов Шекспира. Ренессансная тенденция идеализации действительности в споре с принципом эстетизации «ужасного». Система драматических жанров в творчестве Шекспира. Жанровые модификации шекспировских комедий. Взаимодействие жанровых особенностей исторической пьесы и трагедии. Великие трагедии Шекспира. «Магистральный сюжет» поиска человеком граней между Добром и Злом и методов борьбы со Злом. Полемика с Т.Мором и М.Монтенем.
|
| О – 2
| О – 4
З – 2
| Сообщение по теме «Своеобразие английского сонета». Чтение художественных текстов.
Литература
1. Шекспир У. Двенадцатая ночь. Гамлет. Король Лир. Сонеты (3 сонета выучить наизусть, монолог Гамлета).
| О-4
З-6
|
12.
| Совмещение рыцарских идеалов с идеями Возрождения и своеобразие их воплощения в романе Сервантеса «Дон Кихот». Столкновение жанровых принципов рыцарского и плутовского романов. Амбивалентность образа Дон Кихота как особого взгляда на проблему граней между Добром и Злом. Тургенев и Белинский о Дон Кихоте.
|
| -
| О – 4
*Занятие проводится с использ. интерактив-ных форм
| Чтение художественных текстов.
Литература
Сервантес. Дон Кихот. Английская испанка.
| О-2
З-6
|
Итого:
|
| О – 14
З – 6
| О -22
З - 6
|
| О – 36
З – 56+4 контроль
|