Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Экстраординарный процесс (Cognitio extra ordinariae).



С развитием государственности и правовой культуры требовалось появление новых начал как для частного рассмотрения исков так для публичного. По Римской традиции граждане стали терять доверие к разделению процесса на две стадии, т.е. считалось что претор является основным лицом при рассмотрении спора и назначение судьи на второй стадии вызывало обоснованное недоверие к последнему (т.к. запрет на обжалование решения).

Экстраординарный процесс появился при Августе и получил свое развитие при императоре Андриане. Септимий Север узаконил окончательно рассмотрение споров в данной форме процесса на всей территории Римской империи (середина 5 в. н.э.).

В данной форме процесса отсутствовала важная для прежних видов деление на две стадии – рассмотрение спора отныне происходило в одну стадию. Вызов в суд и судебное рассмотрение дела осуществлялось при участии государственной власти, в лице специальных императорских чиновников.

Жалоба истца подавалась в судебное учреждение в соответствии с установленной подсудностью и заносилась в протокол и затем сообщалась ответчику. Если стороны зафиксировали дополнительными действия свои намерения оспаривать заявления и собирались вести спор по делу , то начиналось судоговорение, по выяснению таким образом предмета спора. Явка сторон в суд уже не была безусловным требованием, широкое применение получил институт представительства, а так же появилась возможность рассматривать спор без присутствия одной из сторон. Судья разбирал дело по существу и уже оценивал его с точки зрения права, по окончанию выносил постановление-приговор (decretum). На решение судьи допускалось apellatio – обжалование которое подавалось по иерархической подчиненности. Жалоба подавалась устно или в письменном виде, судье который вынес первоначальное решение и в срок непозднее 10 дней с момента оглашения решения. Судья обязан был передать жалобу в выше стоящую коллегию – совет императоров (Consilium). Решения принятые императорским советом по рассмотрению жалоб были окончательными и дальнейшему пересмотру не подлежали.

В связи с утверждением данного порядка рассмотрения дел, в судах стали вводиться должности судебных исполнителей, которые были тесно связаны с административными и полицейскими властями города.

Экстраординарное судопроизводство характеризовалось принципиально новыми процессуальными чертами:

1. Для данного процесса в большей степени стал характерен принцип состязательности сторон.

2. Судопроизводство становилось все более закрытым в присутствии лишь сторон и их адвокатов, либо представителей.

3. Стало преобладать письменное ведение процесса (протокол), протокол выдавался истцу либо ответчику по их требованию.

4. Данный процесс стал предусматривать обязательные судебные пошлины (на покрытие канцелярских расходов, на досудебную подготовку дела, а в дальнейшем на оплату труда императорского чиновника).

Разновидностью экстраординарного процесса было рассмотрение частных исков либиллярным способом (полностью письменно).

Исковое заявление подавалось письменно, судья фиксировал в протоколе и проверял соответствие иска требованиям закона и с посыльным пересылал копию заявления ответчику. В свою очередь ответчик направлял свои возражения, так же письменно, судья обязательно фиксировал данное возражение и пересылал копию истцу. Первоначально обмен такими посланиями допускался до 3 раз. Таким образом разбор дела сводился лишь к проверки достоверности ранее изложенных фактов. Данное рассмотрение дела как правило происходило вообще без участия истца и ответчика, непосредственно. Вынесение судебного решения происходило так же как и при экстра ординарно процессе.

Тема: Статусы лиц.

Понятие «лица».

Понятие правоспособности.

Понятие дееспособности.

Правовое положение Римских граждан.

Понятие «лица».

Лицо (persona) в Римском праве было сформулировано примерно в 5 в. до нашей эры. Население Римской империи по своему составу было не однородно – это были исконные Римские жители, иностранцы получившие Римское гражданство, жители провинций. Первоначально население Римского государства делилось на свободных Римских граждан и рабов.

Различный правовой статус имело все население проживающее в городе Риме – среди свободных Римских граждан выделяли, глав семейств (pater familias) и им подвластный. Рабовладельческое государство не признавало «лицом» каждого человека, т.к. общество было основано на неравенстве. По Римскому праву лицом признавался лишь тот кто мог быть носителем прав и обязанностей. Варрон (1 век до н.э.) дели орудия на немые (повозви) далее издающие не членораздельные звуки (скот), говорящие орудия (рабы). Современное понимание лиц как физических, так и юридических в Риме разработано не было, хотя и было известно на практике.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.