Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Агнатическое и когнатическое родство



133. Понятие агнатического и когнатического родства.Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием
права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами
признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же
paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы это
му не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли
быть и когнатами, например, paterfamilias и его дети. Но агнатами могли
быть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и
жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком
случае юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а
основанная на власти и подчинении связь агнатическая.

В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агна-тическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам.

Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын – агнат отца первой степени, внук – агнат деда второй степени.

Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего Paterfamilias. Таким образом братья были агнатами второй степени (1 + 1), дядя и племянник – агнатами третьей степени (1+2), и т. д.

134. Род (gens).Но если agnati – это лица, связанные общей влас
тью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому
смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках
есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влия-
ния другого, более обширного союза, также основанного на единстве
власти рода – gens. Gens – по взгляду римлян – это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacr gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию опеке. Quintus Mucius Scaevola, по свидетельству Цицерона, говорил:

Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... qui ab ingenuis oriundi sunt... quorum maiorum nemo servitutem servivit, qui capite non sunt deminuti (Topica, 6.29) Гентилами являются между собою люди, носящие общее имя, происходящие от свободнорожденных, никто из предков которых не был в рабстве и кщторые не претерпели capitis deminutio.  

Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла аг-натическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens.

 

135. Вытеснение агнатического родства когнатическим. Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства, и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубс ких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода ег» политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательствен-hofo права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium, хотя внешне, в стороне от его влия-; ния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмерли, гражданское право новой Европы не реципировало их. Однако другие остаются и доныне основой соответствующих институтов семейного права капиталистических стран. А совокупность институтов римского семейного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семейного права рабовладельческого обще-ства от начальных ступеней его развития до последней его стадии, уже овеянной атмосферой близкого разложения.

Глава 12




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.