Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды права собственности



189. Виды собственности в классический период.В древнейшем праве ть имела однородный характер. Однородностью собствен-, - хкое право закончило свой путь в законодательстве Юстини-ний Классическую же эпоху, под определяющим влиянием измене-в характере экономических отношений, формы собственности разветвлялись и появлялись новые виды собственности. Однако все эти виды сохраняли свой рабовладельческий характер.

Прежде всего смягчился формализм прежней квиритской собственности и появилась более гибкая преторская собственность. Выделилось вступившее в широкий оборот право собственности перегринов. Наконец, встал вопрос о признании прав частных лиц на провинциальные земли. Этим определяется порядок дальнейшего рассмотрения видов собственности.

 

190.Квиритская собственность. Квиритская собственность – domi-
nium ex iure Quiritium – могла принадлежать только полноправным
римским гражданам и тем, кто был наделен ius commercii. Кроме рим
ской правоспособности лица требовалось, чтобы и вещь была способна
к участию в римском обороте. Такими вещами прежде всего были res
mancipi, к числу которых принадлежал, как уже указано (п. 152), строго
очерченный круг объектов, в частности, все земельные участки на ита-
лийской почве (solum Italicum). Для квиритской собственности на resimancipi существовали специальные способы приобретения по до го во-
рам, как манципаЦия или уступка права в ходе процесса – in iure cessiol (пп. 196-197). Сюда относились далее res пес mancipi, приобретение
которых не требовало особых формальностей (впоследствии говорили,
что оборот с res пес mancipi регулируется началами ius gentium). Пере-
дача владения посредством традиции была усвоена, на почве общеита-
лийских обычаев, и римским квиритским правом.

191.Собственность перегринов. Неримские граждане (латины и пе-
регрины) подчинялись в Риме праву своей родины (origo). Доступ к
римской собственности путем совершения сделок права народов, iusgentium, был открыт в начале республики, главным образом, в области
оборота движимых вещей, в интересах самих римлян. По цивильному
праву некоторым общинам и даже отдельным лицам из иностранцев
предоставлялось право участия в обороте римлян – ius commercii. Оно
относилось только к сделкам между живыми – inter vivos – и определялось, как взаимное право купли-продажи – emendi vendendique
invicem ius (Dip. Reg. 19. 5). Это не называлось даже передачей собственности и отнюдь не означало участия в квиритском праве, а только
в отдельных квиритских оборотных сделках. Из этих сделок иностранцам были доступны манципация и литеральные (счетно-письменные)
договоры. Приобретаемое иностранцами право защищалось только
эдиктом перефинского претора при помощи «фиктивных» исков
(п. 61), где за истцом «фингировалось» (воображалось) свойство римского гражданина. Эти иски были направлены против частых нарушений права и влекли наложение штрафов. В источниках нет однако следов «фиктивных» или иных исков, направленных на отыскание и возврат утраченной вещи, какие предоставлялись квиритскому собственнику. По-видимому, перегринам приходилось довольствоваться владельческими интердиктами для охраны своих прав на приобретавшуюся по сделкам цивильного права собственность.

 

192. Провинциальная собственность. Провинциальная земля была соб
ственностью римского народа по праву завоевания и носила публично-
правовой характер – res publicae. Обыкновенно ее делили на две части:
одна составляла ager publicus, дублировавший древне-италийский ager
publicus, и считавшийся государственной собственностью; другая – ager
redditus, предоставлявшийся прежним владельцам для пользования, со
гласно их национальным законам и обычаям. Соответствующие законы
выражали это формулой – habere possidere, uti frui liceto – пусть им будет
позволено иметь, владеть, пользоваться и извлекать плоды. Но по воле
римского государства прежние владельцы могли быть в любое время
лишены предоставленного им права пользования. Государственный
провинциальный фонд рано был захвачен лицами, принадлежавшими к
верхушке класса рабовладельцев. Во II в. н.э. за владельцами провинциальных земель было признано право, которое терминологически
обозначалось, как владение или узуфрукт – possessio или ususfructus, но
по существу это было правом собственности. Надо думать, что распространение начал владельческой защиты на провинциальные имения
произошло еще раньше, в последнем столетии до н.э. Владением этого
типа широко пользовались наиболее влиятельные группы римских
граждан, для которых провинциальные земли служили, с развитием оборота, источником огромных доходов.

Провинциальная собственность отличалась от квиритской собственности на италийские земли в области публичного права, главным образом, тем, что с провинциальных земель взимались в пользу казны особые платежи – stipendium или tributum. В сфере частного оборота провинциальные собственники не могли пользоваться юридическими актами цивильного права, а обращались исключительно к праву народов. Это упрощало и облегчало установление и передачу права собственности и не мало способствовало ра'звитию в провинциях оборота недвижимостей.

 

193. Добросовестное владение н боннтарная собственность. Устарелое деление имущества на res mancipi и res пес mancipi и применение
связанных с первой группой формальных и громоздких способов
приобретения и отчуждения, при постоянно увеличивавшемся при
росте земель и рабов, еще в период республики признавались обременительными и задерживающими оборот препятствиями. Поэтому, например, прокулианцы настаивали на изъятии приплода крупного рогатого скота из разряда res mancipi (Гай 2. 15), чтобы облегчить приобретение и сбыт молодняка, которым славилась Италия. С другой стороны, собственники земель и рабов, отчуждая их на разных условиях (платежа, сроков, кредита), нередко ограничивались простой передачей – traditio, откладывая до выполнения условий или уплаты покупной цены совершение формальных сделок (mancipatio, in Jure cessio). Введенная же для res пес mancipi гораздо раньше правом народов (ius gentium) неформальная традиция вследствие отсутствия публичной проверки таила в себе для добросовестных приобретателей опасность приобретения чужих вещей от недобросовестных отчуждателей и угрозу последующих требований со стороны собственников. Таким образом, добросовестному приобретателю грозила опасность как при приобретении вещи от несобственника, так и при приобретении от собственника путем передачи без осуществления формальностей mancipatio или in iure cessio.

Отчуждатель res mancipi при ненормальной передаче оставался кви-ритским собственником и мог, в случае невыполнения не только кредитных, но и всяких других условий сделки, вернуть от приобретателя переданную им вещь, как свою собственную. Только по истечении установленных законами XII таблиц сроков приобретательной давности, добросовестный приобретатель сам становился квиритским собственником.

Несмотря на то, что все эти возможные осложнения находили основание в цивильном праве, преторы пошли навстречу требованиям экономически сильнейших участников оборота и допустили широкое применение именно ненормальной передачи для приобретения вещей всех видов, требуя только bona fides (добрая совесть) на стороне приобретателя. Этим термином обозначалась уверенность приобретателя в правомерности полученного владения вещами, или точнее, незнание о недостатках приобретаемого права. Оборот недвижимостей стал более подвижным (мобильным) и потому более выгодным для самих квиритских собственников, поднимая и понижая ценность земель и рабов соответственно конъюнктуре рынка. Тем самым реформы преторов вполне соответствовали интересам крупных землевладельцев и рабовладельцев.

Если квиритский собственник, отчудивший res mancipi, передал ее приобретателю не путем манципации или in iure cessio, а при помощи неформальной traditio, а затем, основываясь на своем квиритском праве, предъявлял иск об истребовании вещи от приобретателя, последнему была дана возможность отклонить такое требование квиритско-го собственника посредством возражения о продаже и передаче этих вещей – exceptio rei venditae et traditae. Если же лицо, приобретшее res mancipi посредством traditio, утрачивало фактическое владение вещью, ему стали давать особый иск, получивший название по имени претора Публиция (I в. до н. э.) – actio Publiciana. В формуле этого иска допускалось предположение, что приобретатель провладел давностный срок (actio ficticia –см. п. 61). Таким образом, в конечном итоге лицо, приобретшее res mancipi при помощи traditio хотя и не становилось квиритским собственником, но фактически вещь закреплялась в его имуществе – in bonis; отсюда идет название бонитарной или преторской собственности.

Бонитарному или преторскому собственнику actio Publiciana давалась против любого третьего лица.

Такой же иск давался и добросовестному приобретателю даже чужих вещей. В случаях потери владения этими вещами, он получал этот иск для истребования вещи, но не от всякого третьего лица, а только от недобросовестного владельца. В классическом праве квиритская собственность и преторская собственность или бонитарная (rent in bonis habere) существовали параллельно.

 

Certum cum apud cives romanos duplex sit dominium (nam vel in bonis vel ex iure Quiritium vel ex utroque iure cuiusque servus intellegitur), ita demum servum in potestate domini esse dicemus, si in bonis eius sit, etiam si simul ex iure Quiritium eiusdem non sit, nam qui nudum ius Quiritium in servo habet, is potestatem habere non intellegitur (Гай. 1.54).   Так как у римских граждан существует двойная собственность (ведь раб признается чьей-либо собственностью или по принадлежности к имуществу, или по квиритскому праву, или по обоим основаниям), то мы говорим, что раб находится во власти собственника, если он состоит в его имуществе, хотя одновременно он не является его квиритской собственностью, так как кто имеет на раба голое квиритское право, тот больше не считается имеющим власть [над ним].

 

194. Собственность в праве Юстиниана.Постепенное сглаживание после Ш в. н.э. противоположности между цивильным и преторским правом, признание возможности простой передачей переносить право собственности даже на res mancipi, побудили законодательство Юстиниана в интересах рабо– и землевладельцев отменить дуализм квиритской и бонитарной собственности. Распространение на италийские земли земельного налога, применение к сделкам относительно земли публичной регистрации – transcriptio – сгладили всякое различие между италийскими и провинциальными землями. Поэтому в законодательстве Юстиниана возрождается единый вид собственности, называемый старым именем - dominium ex iure Quiritium.

Практические попытки оживить падающий земельный оборот в праве Юстиниана были подкреплены допущением перенесения собственности на время – ad tempus. Отчуждателю в случае отказа в возвращении, предоставлялся иск на вещь по аналогии с собственником – rei vindicatio utiHs, основанный на своего роде естественном праве и той власти, которую сохранил над вещью отчуждатель (С. 5.12.30).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.