Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Процесс издания законов



 

Законодательный процесс. При всей многосторонности функций парламента, главной и определяющей стороной его деятельности, занимающей большую часть всей его работы, несомненно, является обсуждение законопроектов и принятие законов. Поэтому, характеризуя механизм функционирования парламента и парламентские процедуры, важно особо выделить процесс прохождения законопроекта вплоть до принятия закона и его вступления в действие и порядок его регулирования, т.е. законодательный процесс. Он имеет свои основные стадии: а) внесение законопроекта; б) рассмотрение законопроекта; в) принятие закона; г) промульгация и издание закона.

 

Внесение законопроекта или законопредложения связано с реализацией права законодательной инициативы. Конечно, никому не запрещается посылать в адрес парламента свои проекты и предложения по обновлению и улучшению существующего в стране законодательства. Но парламент только тогда обязан рассмотреть такие проекты и предложения, когда они вносятся теми, кто по закону обладает правом законодательной инициативы. Таким образом, право законодательной инициативы — это право управомоченного юридического или физичес­кого лица на официальное внесение в парламент законопроекта (законопредложения), соответствующее обязанности парламента принять его к рассмотрению.

 

Субъектами права законодательной инициативы, закрепляемого чаще всего конституционно, являются: глава государства; правительство; группы депутатов и отдельные депутаты; палаты парламента и их постоянные комитеты и комиссии; отдельные государственные органы и органы и учреждения, примыкающие к парламенту; религиозные и иные общественные объединения; группы избирателей. В одних странах круг субъектов права законодательной инициативы очень широк, в других очень узок. Так, в США этим правом обладают только парла­ментарии, если не считать, что проект бюджета вносится Президентом. В других демократически развитых странах подавляющее большинство законопроектов вносит правительство, хотя и парламентарии, и особенно их группы могут играть здесь немалую роль. В ФРГ, например, законопроекты выдвигаются в нижней палате (Бундестаге) одной из фракций или пятью процентами всех членов этой палаты. В ряде стран (например, в Италии, Испании, Румынии, Бразилии, Колумбии, Кубе и др.) законодательная инициатива признается и непосредственно за более или менее большими группами избирателей (народная инициатива). В одних странах законопроекты и законопредложения могут вноситься в любую из палат парламента, в других — только в нижнюю палату и очень редко, когда только в верхнюю палату.

 

Обсуждение законопроекта осуществляется как в постоянных комитетах (комиссиях), так и на пленарных заседаниях палат (парламента). Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях обычно проходит три стадии (законопроект по бюджету иногда — четыре стадии), которые называются чтениями. При первом чтении решается принципиальный вопрос о необходимости соответствующего закона и способности предложенной в законопроекте общей идеи (концепции) стать основой обсуждения и принятия данного закона. Если палата приходит к отрицательному заключению хотя бы по одному из этих вопросов, то законопроект снимается с дальнейшего обсуждения; а если к положительному на оба указанных вопроса, то законопроект принимается в первом чтении и передается в соответствующий профильный комитет (комиссию) для дальнейшей разработки. Внесенный законопроект может сразу передаваться в комитет до рассмотрения на пленарном заседании палаты. Во втором чтении на основе докладов авторов законопроекта и соответствующего комитета (комиссии) зако­нопроект обсуждается по существу. На этой стадии подробно рассматривается и голосуется каждая часть, каждая статья законопроекта, вносятся, обсуждаются и голосуются поправки. После одобрения законопроекта во втором чтении он вновь передается в комитет (комиссию) для редакционной доработки. В третьем чтении законопроект обсуждается и голосуется в целом. При этом новые поправки не допускаются, за исключением редакционных. Но это не значит, что законопроект не может быть отклонен при третьем чтении. На этом же этапе руководители фракций палаты (парламента) получают возможность выступить с заявлениями по мотивам голосования.

 

Принятие закона происходит путем голосования на пленарном заседании палаты (парламента), а в двухпалатных парламентах — на пленарных заседаниях каждой из палат. Голосование может производиться по законопроекту в целом либо сперва по статьям и главам, а затем по законопроекту в целом. Как уже отмечалось, голосование может быть тайным и открытым, поименным и обычным. Для принятия законопроекта чаще всего требуется получение большинства голосов либо от числа присутствующих, либо от списочного состава палаты (парламента). Лишь иногда для принятия обыкновенных законов требуется получение квалифицированного большинства, в то время как для принятия конституционного закона такое большинство необходимо как правило. В двухпалатном парламенте законопроект считается принятым при условии, если он был одобрен каждой из палат в идентичной редакции. При этом верхняя палата может не согласиться с тем вариантом законопроекта, который был принят нижней палатой. В случае разногласия между палатами нижняя палата обычно имеет возможность преодолеть вето верхней палаты путем повторного голосования законопроекта при условии, если ей удастся собрать чаще всего квалифицированное большинство голосов в пользу законопроекта. Нередко создаются и согласительные комиссии, состоящие из равного числа представителей от каждой палаты, или проводятся совместные заседания палат, на которых и принимается закон путем общего голосования.

 

Промульгация и издание закона осуществляется обычно главой государства после принятия закона парламентом. Промульгация (от лат. promulgatio - объявление, обнародование) предполагает своего рода официальное представление и удостоверение закона, его подписание и указание об опубликовании закона. В тех странах, где глава государства обладает правом вето, он может и не подписать закон, который поэтому не вступает в силу, и в случае, если речь идет об отлагательном вето, возвращается в парламент на новое рассмотрение. Напомним о том, что парламент имеет возможность преодолеть такое вето. С момента опубликования закон либо вступает в силу, либо с ним связывается исчисление срока его вступления в силу.

Судебная инстанция

 

Суды делятся на судебные инстанции в соответствии с выполняемыми ими функциями (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

 

В гражданском и уголовном процессе различают суды первой, второй и надзорной инстанций.

Суд первой инстанции

 

Суд первой инстанции - это суд, уполномоченный принимать решение по существу вопросов, основных для данного дела.

 

Обычно граждане обращаются в суд основного звена, т.е. в районный (городской) суд, а в настоящее время и к мировому судье (он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции).

 

Решения или приговоры этих судов - до вступления их в законную силу - могут быть обжалованы в суд второй инстанции.

 

По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. При рассмотрении гражданского дела суд первой инстанции обязан заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства и др.

 

В качестве суда первой инстанции может выступить любой суд, в том числе высшие суды.

Суд второй инстанции

 

Суд второй инстанции - суд, рассматривающий дело по кассационной и апелляционной жалобе или представлению на решения и приговоры суда первой инстанции, не вступившие в законную силу.

 

Если дело рассматривалось судом, то граждане вправе обратиться с кассационной жалобой в суд второй инстанции (говорят еще суд кассационной инстанции). В качестве суда кассационной инстанции может выступить любой суд, кроме судов основного звена.

 

Если дело рассматривалось мировым судьей, то граждане вправе обратиться с апелляционной жалобой в суд второй инстанции (говорят еще суд апелляционной инстанции). В качестве суда апелляционной инстанции выступает суд основного звена (районный (городской) суд).

 

Дело может быть рассмотрено судом второй инстанции также и по представлению прокурора (кассационному или апелляционному).

 

После рассмотрения дела судом второй инстанции решение суда первой инстанции либо вступает в законную силу, либо отменяется и передается на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Надзорная инстанция

 

Надзорная инстанция - суды, обладающие правом проверять законность и обоснованность решений и приговоров суда, уже вступивших в законную силу.

 

Решения или приговоры судов первой и второй инстанций граждане могут обжаловать в суд надзорной инстанции, обратясь в него с надзорной жалобой, а прокурор и иные должностные лица могут обратиться с надзорным представлением о пересмотре.

 

В системе судов общей юрисдикции в этом качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также коллегии, президиум, Пленум верховного Суда РФ.

Что такое "вышестоящая судебная инстанция"

 

Вышестоящей судебной инстанцией называют суды, занимающие более высокую ступень по отношению к данному суду.

 

Так, кассационная инстанция является вышестоящей для судов первой инстанции.

Что такое "высшая судебная инстанция"

 

Высшей судебной инстанцией называют Верховный Суд РФ, а также Высший арбитражный суд РФ.

 

Суды общей юрисдикции

 

1. Понятие и система судов общей юрисдикции.

Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции - совокупность судов.

осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции:

1) Верховный суд Российской Федерации Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды. Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

 

Арбитражные суды

 

Арбитражный суд - это специальный судебный орган по разрешению имущественных и коммерческих споров между предприятиями, организациями и предпринимателями.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.Они разрешзют экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

В арбитражный суд нужно обращаться, если ваш спор связан с осуществлением предпринимательской или экономической деятельности, если спор вытекает из административных и иных личных отношений, если вы хотите оспорить нормативно-правовой акт или решение, действие органов и должностных лиц. касающиеся вашей предпринимательской или экономической деятельности. В арбитражном суде рассматриваются также дела по поводу взысканий с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций; установления фактов, имеющих юридическое значение; несостоятельности (банкротства); создания, реорганизации и ликвидации юридического лица; отказа в государственной регистрации; споров в акционерных обществах; защиты деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает также споры с участием иностранных предпринимателей.

В России работают следующие виды арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах Российской Федерации. Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе общеизвестных и общепринятых принципах законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. По итогам рассмотрения дела арбитражный суд выносит решения, определения, постановления. Эти судебные акты являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.