Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ. 1. Поставьте ударения в словах



Вариант IV

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические вариан­ты и их стилистические различия.

Доцент, завидно, заиндеветь, звала, звало, инсульт, искони, каталог, квартал, корысть, мельком, назло, наискось, наотмашь, начать, новорожденный, облегчить, ободрить, оптовый, предложить, принудить, принять, процент, свекла, туфля, творог, углубить, ходатайство, христианин, шасси.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов.

Декада, антенна, молекула, стресс, беспрецедентный, ателье, протекция, опека.

3. Определите функции ударения в данных парах слов. Объясните значения приведенных слов.

Барочный - барочный, броня - броня, выкупать - выкупать, вычитать- вычитать, занятая - занятая, колонковый - колонковый, кружки - круж­ки, лекарство - лекарство.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

2) Маяковский стоял у источников новой поэзии.

3) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

4) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

5) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой.

6) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.

7) Гости были удивлены яркости карнавала.

8) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.

9) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

10) Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.

11) В стихотворении "Памятник" поэт писал, что "в мой жестокий век восславил я свободу".

12) Мой брат моложе нее.

13) Деревня находилась в полтораста километрах от станции.

14) Это двухэтажное здание имеет в макетах длину 3,5 метров.

15) Главная бухгалтерия обслуживает теперь тридцать детских садов и двадцать два яслей.

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа су­ществительных.

Басня, кровля, одеяльце, свеча, няня, простыня, полотенце, колено.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

9847234 листа.

389-ый вариант.

7,82 килограмма.

7. Употребите слова в скобках в нужной форме. Объясните выбор фор­мы.

1) Опрос (четыреста) компаний показал, что 71 (процент) предприятий оценили работу своих сотрудников положительно.

2) Награждение завода сов­пало с (восемьсот пятьдесят – летием) первого хмельного производства на Руси.

3) (Реставрированный) музей и галерея открыты для посетителей.

4) Мы приближались к древнему городу (Афины).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Вариант V.

1. Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические вариан­ты и их стилистические различия.

Плыло, арест, баловать, поняло, поняли, рвала, верба, ткала, высокопоставленный, щавель, эксперт, намерение, кухонный, алфавит, звонят, атлет, средства, ко­рысть, компас, арбуз, случай, анализ крови, звонишь, облегчили, принял, краси­вее, созыв, два квартала, штабы, добыча.

2. С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов.

Эстетика, отель, туннель, тезис, стресс, иссеченный, депонент, вестерн.

3.Объясните, чем отличаются друг от друга вариантные формы данных слов.

Атлас - атлас, баржа - баржа, бедно - бедно, глазки- глазки, де­вица - девица, компас - компас, консерваторский - консерваторский, хлопок - хлопок.

4. Исправьте ошибки в предложениях.

1) Некоторые люди принимают желательное за действительное.

2) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

3) На будущий день началось обсуждение текущих дел.

4) В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.

5) Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет.

6) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

7) Городничий говорит собравшимся, что "к нам едет ревизор".

8) Газета "Аргументы и факты" недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.

9) Большим достоинством этого произведения является

выразительный, калорийный язык.

10) Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни и ничто не может его вывести из этого баланса.

11) Через весь роман проходит фабула патриотизма.

12) Он принял эффектные меры.

13) Въезд с пассажирами, сеном, соломой и другими горючими материалами запрещен.

14) Я иду в отпуск согласно приказа.

15) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других персонажей.

5. Образуйте все возможные формы именительного падежа множествен­ного числа от существительных. Составьте с полученными формами Им. п. мн. ч словосочетания или предложения.

Зуб, колено, корень, лист, сын, муж.

6. Просклоняйте следующие словосочетания.

7462340 платьев.

937054 - ый случай.

5,692 балла.

7. Вставьте пропущенные предлоги в предложения, пропущенные буквы в слова, раскройте скобки.

1) Правительство РФ приняло постановление о ввозе в Россию белого сахара ... Украины без взимания таможенной пошлины.

2) ... хуторе Иванов­ка поселились молодожены.

3) Он спасся ... силе и выносливости.

4) Мы дейс­твуем согласно указ...

5) В станице организовано пять новых детских (ясли).

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА ПО КУРСУ

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»

  1. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно

1) жалюзи´

2) хода´тайство

3) обеспече´ние

4) а´лкоголь

  1. Найдите слова, произношение которых указано правильно

1) деви[шн]ик

2) дик[аа]браз

3) [д´ ]екларация

4) беспреце[н]дентный

  1. Найдите существительные, формы родительного падежа множественного числа которых образованы правильно

1) апельсин

2) мандарин

3) носок

4) туфель

  1. Найдите склоняемые имена и фамилии

1) Эльдар Рязанов

2) Андре Моруа

3) Эдит Пиаф

4) Мартирос Сарьян

5. Установите соответствие между именем существительным и его родом

1) музей-квартира 1) общий

2) ООН 2) средний

3) платье-халат 3) мужской

4) женский

6. Найдите форму степени сравнения прилагательного, которая образована правильно

1) более интенсивнее

2) высоченный

3) строже

4) самый умнейший

 

7. Найдите числительные, которые употреблены правильно

1) стоимость пальто от девятиста пятидесяти рублей

2) к двумста сорока пяти рублям

3) без шестисот восьмидесяти девяти километров

4) достаточно четырехсот шестидесяти восьми килограммов

 

8. Найдите местоимение 3 лица, которое употреблено правильно

1) у ней 2) вопреки нему 3) выше неё 4) сзади него

9. Найдите нормативную грамматическую форму глагола

1) ложи 2) поклади 3) ехай 4) сотри 5) ляж

 

10. Найдите глагол, который образует грамматическую форму 1 лица единственного числа будущего времени.

1) победить 2) получить 3) убедить 4) чудить

 

11. Установите соответствие между союзом и выражаемым значением

1) потому что 1) уступка

2) так что 2) условие

3) несмотря на то что 3) причина

4) если 4) следствие

12. Найдите формы слов, с которыми сочетается предлог благодаря

1) соглашению 2) другу 3) товарища 4) предсказания

13. Найдите предложения, которые соответствуют литературной норме

1) Он пошел в отпуск согласно приказу.

2) Ответ по его заявлению уже отправлен.

3) Статья написана на ту же тему.

4) Больной надеется на выздоровление.

14. Найдите предложения, в которых причастные обороты использованы правильно

1) Заданный вопрос экзаменационной комиссией улучшил ситуацию.

2) Смущенный криками людей, он начал петь.

3) Очередная книга уже переведена на русский, написанная Коэльо.

4) Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.

15. Найдите предложение, в котором словообразовательная норма соблюдена

1) Почему у вас проезд не заплачен?

2) Поклади книгу на стол.

3) Верить в мечту никому не возбраняется.

4) Сергеева всегда характеризовали профессионализм и экстранеординарность.

16. Расположите данные слова по возрастанию степени интенсивности признака

1) покатываться

2) хохотать

3) заливаться

4) смеяться

17. Найдите словосочетания, которые построены правильно

1) повышать в должности

2) вести деятельность

3) развивать деятельность

4) продвигать кого-либо по должности

18. Установите соответствие между существительными и сочетающимися

с ними прилагательными

1) завеса 1) дымчатый

2) кот 2) дымковский

3) помещение 3) дымовой

4) игрушка 4 дымящийся

5) головня 5) дымный

19. Установите соответствие между предложениями и пропущенными

словами

1) Нужно срочно … в дирекцию отчет. 1) признательность

2) Мы готовы … туристам лучшие гостиницы 2) представить

3) Многие наши фильмы получили … зрителей 3) предоставить

4) признание

 

20.Установите соответствие между фразеологизмами и их синонимами.

1) Без сучка, без задоринки 1) как по маслу

2) считать ворон 2) два сапога пара

3) из одного теста 3) бить баклуши

4) когда рак на горе свистнет 4) после дождичка в четверг

5) без царя в голове

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

1. Понятие национального русского языка. Русский литературный язык, просторечие, территориальные диалекты, жаргоны.

2. Понятие культуры речи. Коммуникативные качества речи.

3. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды норм, смена норм, варианты норм.

4. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты орфоэпических норм.

5. Техника речи. Дыхание, дикция, голос, паузы, интонация.

6. Акцентологические нормы русского языка. Особенности русского ударения. Варианты акцентологических норм.

7. Морфологические нормы русского языка. Трудности употребления имен существительных.

8. Трудности употребления имен прилагательных.

9. Трудности употребления числительных.

10. Трудности употребления местоимений.

11. Трудности употребления глаголов.

12. Синтаксические нормы русского языка. Особенности прямого и обратного порядка слов в предложении.

13. Согласование сказуемого с подлежащим.

14. Согласование определений и приложений.

15. Нормы управления.

16. Употребление обособленных оборотов.

17. Понятие о лексической норме. Чистота речи.

18. Точность речи.

19. Логичность речи.

20. Богатство речи.

21. Выразительность речи.

22. Уместность речи.

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.