1) Наводнение было настолько сильным, что дома, находившиеся на берегу залива, где строил свои лачуги бедный люд Петербурга, который был построен по замыслу великого русского императора Петра Первого, за одну ночь смыло водой.
2)Возрождение – больше, чем название одной эпохи, больше, чем исторический или культурный период, потому что это творческий импульс человечества, которое тоскует о бессмертии, пытается преодолеть смерть и тлен, больше, чем только исторически реальное время.
3) Эволюции на Земле нужны были миллионы лет, чтобы совершить путь от песчинки к муравью, от дерева к оленю, от камня к человеку, чтобы оживить молчаливый мир и наполнить его звуками, речью, где зазвучала бы музыка и поэзия, когда человек научился видеть себя частью этого гармонического мира и сохранять его.
Задание 7. Передайте высказывания в косвенной речи.
Образец:Не навязывай никому того, чего ты хочешь для себя: вкусы различны (Б.Шоу). – Б.Шоу призывал не навязывать никому того, чего хочешь для себя, ибо вкусы различны.
1)Кем тебе быть, не решил? Вскоре ты станешь ничем! (Марциал) 2) Эгоист? Безусловно: моя собственная жизнь интересует меня больше, чем жизнь Юлия Цезаря (Ж.Ренар). 3) Постарайтесь получить то, что хотите, или же вы будете вынуждены захотеть то, что получите (Б.Шоу). 4) Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле (Пифагор). 5) Будьте правдивы – это не значит: будьте банально точными (О.Роден).
Задание 8. Отредактируйте предложения.
1)На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности. 2) На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 3) Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает борьба с коррупцией; 2) роль в этом деле правоохранительных органов. 4) Условия для реализации мирных договоренностей были налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось. 5) В современной Болгарии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было до войны, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной. 6) Комиссия не приняла ряд объектов, на строительство которых были отпущены средства, которые, однако, были использованы не по назначению.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
НОРМЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ: ЧИСТОТА, ТОЧНОСТЬ РЕЧИ
Задание 1. Определите уместность использования иноязычной лексики в данных предложениях. Обоснуйте свой ответ и произведите, где необходимо, синонимические замены.
1. Этот спортсмен имеет хорошие ресурсы для улучшения своей спортивной формы. 2. Изменен регламент работы компьютеров. 3. Новый сезон открывает хорошие перспективы для дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 4. В школу ребенку обычно дают сок и сэндвич.5.В новом альянсе соединились суперэксклюзивныевозможности. 7. Среди присутствующих на несанкционированном митинге превалировали представители молодежи.
Задание 2. Укажите, насколько мотивировано в контексте употребление жаргонной, профессиональной, просторечной лексики. В случае необходимости исправьте предложения.
1. Мы в Академии балета можем добыть денег и накупить всяких навороченных штук (тренажеров) 2. В силу быстрого гниения фруктов их необходимо часто перетаривать. 3. Сейчас друга молодежь. Их интересует будущее. Они хапают знания 4. Блоки порой выпирают из стен, так что штукатурам придется давать намет не менее 10-12 сантиметров. 5. Заказы шли клево, и мы вкалывали на славу, чтобы оправдать поездку.
Задание 3. Определите по словарю значение выделенных слов и оцените правильность их употребления в приведенных ниже предложениях.
1.Павел Буре – лауреатспортивного февраля. 2. В приюте дети оказались в эпицентре тишины, ответственности и заботы. 3. Запретительное эмбаргоокончательно разрушит экономику Ирака. 4. Тандем Карпов – Каспаров сложился уже в начале восьмидесятых годов. 5. Ниже вы найдете прейскурантцен на всю продукцию.