Трудности образования и употребления имен существительных – 1 ч.
Грамматическая норма и грамматический вариант. Причины морфологической вариантности. Функциональные особенности морфологических вариантов. Трудности употребления имен существительных: колебания рода, варианты падежных окончаний имен существительных, трудности склонения имен и фамилий.
Трудности образования и употребления прилагательных – 1 ч.
Образование и употребление степеней сравнения качественных прилагательных; использование кратких и полных форм; образование и употребление кратких форм прилагательных на ЕННЫЙ.
Трудности образования и употребления имен числительных – 1 ч.
Трудности образования и употребления местоимений и глаголов – 1 ч. Употребление Н с личными местоимениями 3 лица, употребление личных, возвратных, притяжательных, неопределенных, определительных местоимений. Трудности образования и употребления глаголов (личных форм, причастий, деепричастий). Особенности образования и употребления недостаточных, изобилующих, возвратных глаголов, образование причастий от глаголов с суффиксом НУ, образование и употребление деепричастий.
Синтаксические нормы русского языка – 4 ч.
Особенности прямого и обратного порядка слов в предложении – 1 ч. Функции порядка слов. Актуальное членение высказывания. Ошибки в расположении слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словами большинство, меньшинство, ряд, часть, счетным оборотом. Сказуемое в предложениях с однородными подлежащими
Согласование определений – 1 ч. Определение при существительных общего рода, определение при двух и более существительных, определение в составе счетного оборота. Согласование и несогласование приложений.
Нормы управления и их нарушения – 1 ч. Выбор предлогов. Управление при синонимичных словах. Управление при однородных членах предложения. Цепочки родительных падежей. Падеж дополнения при переходных глаголах с отрицанием.
Особенности употребления обособленных оборотов – 1 ч. Употребление деепричастных оборотов. Употребление причастных оборотов. Влияние неправильного построения и пунктуационного оформления синтаксической конструкции на смысл текста.
Причины трудностей употребления сложных предложений. Типичные ошибки, возникающие при употреблении сложных предложений.
Понятие точности речи. Нарушения точности (использование слов в несвойственном значении, нарушения семантической сочетаемости слов, речевая недостаточность, речевая избыточность, анахронизм). Понятие логичности. Нарушения логичности речи.
Богатство и бедность речи – 1 ч.
Условия формирования богатства речи. Понятие пассивного и активного словарного запаса. Разнообразие лексического, фразеологического, грамматического состава речи. Использование резервов омонимии, полисемии, синонимии. Интонация, ее функции и акустические компоненты. Тон, сила, длительность, тембр. Паузы. Информативная насыщенность речи.
Выразительность речи – 1 ч.
Понятие выразительности. Языковые и неязыковые средства создания выразительности. Уместность речи. Виды уместности.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ
НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Нормы произношения русских и заимствованных слов.
Нормы ударения.
Техника речи (фонационное дыхание, дикция, голос).
Задание 1. Прочитайте вслух приведенные ниже слова, проверив их предварительно по орфоэпическому словарю. Обратите внимание на произнесение сочетания ЧН как [ЧН], [ШН] или вариативное.